Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние мотивации достижения на результаты учебных действий (по Г. Клаусу)




Опытно-экспериментальное знание

Актуальность исследования. Согласно взглядам Г. Клауса, положи­тельный результат учения может быть рассмотрен как определенное достижение школьника [52]. В связи с этим возникает вопрос о влиянии мотивации достижения на результаты учебных действий. При этом мотивация достижения школьника может быть рассмотрена как готовность стремиться к целям и быть настойчивым в этом. Последу­ющее сопоставление стремления и достигнутого, желания и действи­тельности, намерения и осуществления приводит к переживанию ус­пеха или неудачи. Итог такого переживания оказывает свое влияние на направленность и силу последующих стремлений. В поведении школьника начинают проявляться определенные тенденции — либо «надежда на успех», либо «боязнь неудачи».

Данные тенденции могут закрепиться в мотивационной сфере школь­ника. В том случае, если ученик часто сталкивается с неудачей в важ­ных для него сферах жизни, у него возникает снижение веры в себя, в свои силы. Таких людей предлагается в дальнейшем называть «ориен­тированными на неудачу» (ОН). Другой тип представляют школь­ники, «ориентированные на успех» (ОУ). Как правило, они уверены в своих силах и не испытывают страха в ситуациях проверки достиже­ний. В силу такого оптимистического настроя такие школьники более полно реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей.

Учителям нередко приходится иметь дело со школьниками, кото­рые не справляются с контрольными заданиями (особенно в условиях жесткого временного лимита). В этом случае очень важно разобраться в действительных причинах неудачи — либо школьник плохо усвоил материал, либо не выполнил задание только потому, что не верил в себя. В связи с этим представляет интерес уточнение тех связей, ко­торые существуют между мотивацией достижения- и учебной дея­тельностью.

Исследованность проблемы. Влияние социальных условий разви­тия и типологических различий на характер связей между надеждой на достижение и реальным результатом изучалось в середине прошло­го века психологами, примыкавшими к индивидуальной психологии А. Адлера. В последнее время в этой области ведутся исследования, направленные на изучение мотивации деятельности, каузальной ат­рибуции, локуса контроля.

Объект исследования. Случайная выборка школьников.

Предмет исследования. Влияние мотивации достижения на ус­пешность решения учебных задач школьниками равного уровня ин­теллекта.

Цель исследования. Выявить различия в познавательном и учеб­ном поведении школьников, ориентированных на успех (ОУ) и на не­удачу (ОН).

Гипотеза исследования. В решении задач испытуемые, ориентиро­ванные на успех, превосходят школьников, ориентированных на не­удачу.

Методический замысел. Случайная выборка школьников (74 уча­щихся 9-х классов и 49 учащихся 5-8-х классов) обследовалась с помощью модифицированного варианта теста «Решетки мотивации дос­тижений» Шмальта 1976).

Для каждого испытуемого рассчитывался такой показатель, как «чи­стая надежда 1» (ЧН-1), позволяющий судить о том, насколько у дан­ного испытуемого преобладает боязнь неудачи или надежда на успех.

Распределение значений данного показателя для данной выборки разбивалось пополам по медиане. После выделения промежуточной зоны с границами М+g и М- g тех испытуемых, чьи показатели оказа­лись за пределами этой зоны, распределили на две группы. Первая группа — те, кто ориентирован на неудачу (область отрицательных значений ЧН-1). Вторая группа — те, кто ориентирован на успех (об­ласть положительных значений ЧМ-1).

Всех представителей этих групп обследовали на предмет выявле­ния уровня интеллекта.

Из каждой группы выбрали равное количество школьников, обла­дающих примерно одинаковым уровнем интеллекта, которые и соста­вили две экспериментальные группы.

Представителям экспериментальных групп были предложены ин­дивидуальные задания на решение задач, образование понятий, за­учивание списка слов, выполнение теста на концентрацию внимания. Кроме того, предлагались устные задания на счет, которые необходи­мо было выполнять в условиях взаимной конкуренции школьников. Время выполнения всех заданий было ограничено.

Достигнутые школьниками результаты решения задач и выполне­ния заданий регистрировались и оценивались.

Полученные результаты. Многократное решение учениками зада­чи «Ханойская башня» (оптимальное решение задачи достигается за 63 хода) показало, что получаемые результаты подвержены опреде­ленной динамике. Так, ориентированные на у спех школьники, уже пос­ле нескольких повторений достигали оптимального уровня выполне­ния задания. Школьники, ориентированные на неудачу, приходили к этому результату после большего числа попыток, а некоторые не дости­гали его и после десяти попыток. Это показывает, что ориентированные на успех быстрее обучаются образовывать понятия, чем школьники, ориентированные на неудачу.

В экспериментах с сортировкой карточек школьники, ориентиро­ванные на успех, делают меньше ошибок, чем представители другой группы. Они более внимательны к поступающей от экспериментатора информации и проверяют свои гипотезы решения последовательно и до конца. Те, кто ориентирован на неудачу, склонны к поспешной смене гипотез без достаточных на то оснований. Тем самым ориентиро­ванные на успех обнаруживают лучшие способности к длительному сосредоточению, чем ориентированные на неудачу.

Теоретические выводы. Между школьниками, ориентированными на успех и ориентированными на неудачу, имеются существенные раз­личия в качестве и результатах учебных действий.

Ориентированные на успех школьники по сравнению со школьника­ми, ориентированными на неудачу, демонстрируют более адекватные способы решения задач, быстрее выделяют существенные признаки, воспринимают за единицу времени большее количество вербальной информации и лучше ее запоминают. Они быстрее и активнее учатся на своих ошибках, отказываются от гипотез, как только убеждаются в их ошибочности, быстрее находят оптимальные для определенных классов задач стратегии решения.

Отдельные, чересчур уверенные в успехе школьники периодически нуждаются в определенном педагогическом воздействии, способном уберечь их от переоценки своего «Я». Школьникам, ориентированным на неудачу, наоборот, желательно оказывать поддержку в виде одоб­рения, укрепления веры в себя, в открытом выражении признания их усилий и заслуг.

В ситуациях, когда школьники этих двух различных психологичес­ких типов добиваются близких результатов, от преподавателя требу­ется строго индивидуализированная педагогическая реакция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.