Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы правления и государственного устройства

Право на издание законов обязательных для исполнения на территории всего государства и для всех граждан.

7. Претензия на представительство общества как целого и за­щиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организа­ция, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не пре­тендует на представительство и защиту всех граждан и не облада­ет для этого необходимыми средствами.

Задачи, которые решает государство, выражаются в его функциях. В отечественной литературе обычно выделяют внешние и внутренние функции государства. К внутренним относятся: экономическая, социальная, политико-правовая, обеспечение правопорядка и законности, культурно-образовательная. Внешние функции: внешне-экономическая, участие в решении глобальных проблем, обеспечение национальной безопасности, развитие взаимовыгодного сотрудничества.

 

Одним из общепринятых критериев классификации государств является форма правления, определяемая структурой и правовым режимом высших органов государственной власти. Традиционно выделяют две основные формы правления – монархию и республику.

Монархия характеризуется номинальной принадлежностью государственной власти одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Монархии бываю абсолютными, ограниченными, конституционными.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, Непал). Правительство назначается монархом. Оно выполняет его волю и ответственно только перед ним.

В конституционной монархии власть монарха ограничена конституцией. Выделяют два вида конституционных монархий – дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии монарх наделен преимущественно исполнительной властью (Кувейт, Иордания). В парламентской монархии монарх считается главой государства, но фактически выполняет лишь представительские функции. Законы принимаются парламентом. Право вето монархи в современном мире, как правило, не используют. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Оно осуществляет реальное управление страной. Все издаваемые монархом распоряжения должны быть подтверждены главой правительства. Монарх же выполняет важную функцию символа нации и верховного арбитра, обеспечивающего единство страны.

Республика. В республиках источником власти является народ. Высшие госу­дарственные органы избираются народом. Республиканская форма правления явля­ется наиболее распространенной в современном мире. Существует три основных вида республики: парламентская, президентская и полупрезидентская.

Парламентская республика (ФРГ, Австрия, Венгрия) характеризуется тем, что:

Ø Главой исполнительной власти и высшим должностным лицом государства является премьер – министр, а не президент;

Ø Премьер – министр формирует правительство из членов парламента, главным образом из своей партийной фракции, которую он и возглавляет. Поэтому правительство осуществляет политику правящей партии. Оно подотчетно только парламенту.

Ø На состав правительства решающее влияние оказывают выборы, если премьер – министр или член правительства не получает мандата депутата по итогам выборов, он не может быть в правительстве, т.е избиратели прямо влияют на состав правительства.

Преимущества: воля избирателей, которые демократическим путем лияют на состав правительства.

Недостатки: Главный недостаток состоит в том, что нет четкого разделения властей; члены парламента выполняют не волю избирателей, а волю своей партии. Здесь необходимо вмешательство элементов гражданского общества в государственную деятельность.

Президентская республика предполагает:

Ø Президент всенародно избирается и одновременно является главой государства и правительства. Он формирует правительство с согласия парламента и оно подконтрольно только президенту;

Ø Президент не может распустить парламент, а парламент е может отправить президента в отставку, если только он не нарушил закона;

Ø Президент обладает большими полномочиями, особенно в области военной и внешней политики. Он является верховным главнокомандующим, армейское руководство подчиняется лично президенту и он определяет внешнюю политику с помощью госсекретаря.

Ø В ней существует четкая система сдержек и противовесов 3-х ветвей власти. Исключается возможность узурпации власти одним человеком или группой лиц, т.е. исключается возможность диктатуры. Например, президент как главнокомандующий не может объявить войну, это может сделать лишь конгресс. В свою очередь президент может ограничить власть парламента с помощью отлагательного вето.

Полупрезидентская республика (Франция, Румыния):

Ø Президент является главой государства и правительства, но правительством руководит назначаемый президентом премьер-министр. Состав правительства формирует премьер-министр согласно парламенту, поэтому правительство ответственно и перед президентом и перед парламентом.

Ø Парламент не может уволить президента, т.к. его избрал народ, а президент может распустить парламент, обязательно назначив дату новых выборов.

Ø Президент обладает примерно такими же полномочиями в военной и внешней политике как президент в президентских республиках. Право принятия бюджета и законов принадлежит парламенту.

РФ и РТ полупрезидентские республики по Конституции, однако парламент не может контролировать деятельность президента. В РТ правительство формируется без участия парламента.

В зависимости от национально-территориальной организации государственной власти выделяют три формы государства – унитарное, федерация и конфедерация.

Унитарное государство (Великобритания, Италия, Франция) отличается наличием единой системой высших органов государственной власти, единой кон­ституции, единого гражданства, единой судебной системы. Унитарное государство состоит из административно – территориальных единиц не обладающих никакой го­сударственностью. Центральная власть обладает правом полного контроля над ме­стной властью, которая по существу является органом центральной власти.

Федерация (США, Канада, Индия, Швейцария, Россия) – это союзное государство, состоящее из государств членов федерации, которые обладают признаками государственности: имеют конституцию, президента, парламент, флаг, гимн, герб. В федерации существуют два уровня власти. Полномочия их органов разграничены федеральной конституцией. Отношения между центром и членами федерации осуществляются на основе разграничения полномочий и предметов ведения. Центральная и местная власть обладают всей полнотой власти в пределах этих полномочий. К ведению федерального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, установление важнейших налогов. Субъекты федерации не могут по своему усмотрению выйти из федерации. Федерации могут создаваться по территориальному признаку (США, Германия), национальному (Индия), смешанному (Россия).

Россия не является классическим примером федерации, т.к. она состоит из республик и из областей и краев не обладающих признаками государственности. Причем их большинство. Россию правильнее называть унитарно-федеративным государством, постепенно движущимся к федерации. Россия ассиметричная федерация.

Федерации бывают реальные (США, ФРГ) и мнимые (бывшее СССР, когда все союзные республики управлялись из единого центра).

Преимущества федерации: власть ближе к народу, позволяет лучше учитывать экономические, культурные, национальные и религиозные особенности населения.

Конфедерация это союз полностью независимых государств, объединив­шихся для проведения единой политики в общих целях. Каждый член конфедерации сохраняет полную государственную самостоятельность и делегирует центру лишь строго ограниченный круг полномочий. В конфедерации, как правило, отсутствует единый высший законодательный орган. Решения общих органов не имеют обяза­тельного характера. Не существует единого гражданства, единой правовой и нало­говой системы. Субъекты могут самостоятельно выходить из конфедерации. В оп­ределенные периоды своей истории конфедеративная форма государственного уст­ройства была характерна для США (1776 – 1787 гг.), Швейцарии (1848 г.), Германии (Германский союз в 1815 – 1867 гг.). В настоящее время Швейцария хотя и имену­ется официально Швейцарской конфедерацией, но реально является федерацией. В современном мире можно с определенной долей условности считать конфедерацией Европейском союз (1991 г). В перспективе сложное и противоречивое сочетание ин­теграционных и дезинтеграционных процессов в современных федерациях может привести к образованию новых конфедераций.

После распада СССР на его территории появилась новая форма ассоциированного государственного объединения – Содружество Независимых Государств (СНГ). Эта форма ещё более аморфная и неопределенная чем конфедерация.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теории возникновения государства | Правовое государство и гражданское общество. Появление правовой государственнос­ти было обусловлено развитием самого общества и стало возможным в результате вызревания граждан­ского общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.