Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы производства по обращениям граждан




Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Понятие, виды и принципы производства по обращениям граждан

Введение

Конституция Российской Федерации наряду с другими правами и свободами закрепила право граждан на обращение в государствен­ные органы и органы местного самоуправления.Право на обращение является важным конституционно-правовым средством защиты прав и свобод граждан, одной из организационно-правовых гаран­тий их охраны.

В органы власти со своими нуждами и общественно значимыми вопросами ежегодно обращаются миллионы россиян. Во все време­на это расценивалось как доверие людей к власти. И оно прямо зависит от того, насколько эффективно и быстро решаются как общие проблемы, так и проблемы каждого человека.

Поток обращений граждан в различные инстанции отражает, с одной стороны, их социальную активность, а с другой — опреде­ленные негативные явления, недостатки в работе аппарата, а также несовершенство самой организации рассмотрения обращений, про­белы в действующем законодательстве.

Учитывая, что право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления с предложениями и за­явлениями является комплексным правовым институтом, норма­тивно-правовое регулирование которого не может быть ограничено одним нормативным актом, представляется необходимым выделить те правовые принципы, которые должны лежать в основе всего ме­ханизма реализации этого субъективного права и, по возможности, быть реализованы во всех нормативно-правовых актах, регулирую­щих данную сферу правоотношений.

Обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Основные виды обращений:

1) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом.

Как известно, принципы — это руководящие начала, лежащие в основе механизма правового регулирования тех или иных общест­венных отношений. Естественно, что большинство правовых прин­ципов, регламентирующих поведение человека в обществе, закреп­лено конституцией страны. Однако если говорить о принципах ин­ститута права граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, то они, как и в любых других конкретных общественных отношениях, имеют свою специфику.

В частности, одним из принципов, лежащих в основе данного ин­ститута, должен быть принцип всеобщего права на обращения, который означает, что любое физическое лицо обладает в соответствии с рос­сийским законодательством правом на подачу предложений, либо за­явлений в государственные органы и органы местного самоуправле­ния, за исключением случаев, установленных законом (требующих наличия российского гражданства) и нормами международного права.

Следующим важным принципом является принцип свободы пода­чи предложении и заявлении. Смысл его состоит в том, что субъекты вправе направить в государственные органы и органы местного са­моуправления любые по содержанию обращения, кроме прямо на­рушающих закон. Иными словами, в компетентные органы могут быть направлены любые предложения, любые заявления не проти­воречащие действующему законодательству.

Принцип гласности при реализации права граждан на подачу пред­ложений и заявлений означает открытость процесса рассмотрения данных видов обращений, участие в нем заинтересованного лица (лиц) — субъектов конкретного обращения. Разбирательству долж­ны подлежать все без исключения предложения или заявления гра­ждан, в том числе анонимные. Законодательно должны быть уста­новлены гарантии безопасности граждан — инициаторов обраще­ния, а также неразглашения сведений об их личной жизни, ставших известными в ходе рассмотрения обращения. В случае выявления сведений клеветнического характера орган, рассматривающий то или иное обращение, обязан передать материалы проверки компе­тентным правоохранительным органам для возбуждения уголовного дела по факту клеветы.

Принцип равноправия означает, что любой человек независимо от гражданства, законности нахождения на территории РФ, социаль­ного происхождения, пола, национальности, возраста и иных соци­альных признаков вправе направлять предложения, заявления в ор­ганы государственной власти и местного самоуправления.

Принцип равной ответственности должностного лица за дейст­вия и решения, нарушающие права, свободы и законные интересы человека, и инициатора обращения за сообщение заведомо ложных или искаженных сведений. При этом сбор доказательств законно­сти тех или иных действий должен быть возложен на орган, зани­мающийся рассмотрением обращения гражданина.

Принцип объективности рассмотрения означает, что сведения, сообщенные гражданином в устной или письменной форме, долж­ны быть подвергнуты объективному, непредвзятому анализу,- который, в свою очередь, должен быть положен в основу принимаемого по содержанию предложения или заявления решения.

Принцип подведомственности означает, что рассмотрение обра­щения должен производить тот орган, в чью компетенцию входит разрешение по существу вопроса, поставленного в предложении либо заявлении. При этом гражданин не обязан знать конкретную компетенцию государственных органов. Предложения либо заявле­ния направленные не по адресу подлежат пересылки компетентно­му в данном вопросе органу.

Принцип комплексного подхода обеспечивает единую методику и методологию в работе с предложениями и заявлениями граждан, а также координацию деятельности органов, их рассматривающих, контроль за их работой.

Принцип законности означает, что должна быть разработана сис­тема законов, регламентирующих порядок обращения граждан с предложениями и заявлениями в органы всех ветвей власти: судеб­ной, исполнительной, законодательной. Все процедуры, связанные с реализацией всех этапов осуществления права граждан на обраще­ния, должны быть основаны на требованиях конституции и закона.

Все разновидности обращений граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они разнятся по своей юридической характеристике и соответственно влекут разные юридические последствия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.