Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология в России: основные этапы становления

В Россию социология была привнесена, а не самостоятельно возникла на основе потребностей общества.

В 1842 г. Конт выпустил заключительный том "Курса позитивной философии" и через три года мы обнаруживаем первую четкую реакцию на него в России. О необходимости создания в стране новой науки - социологии - заявил талантливый исследователь Валериан Майков. Однако периодом становления социологии в России следует назвать, по меньшей мере, 60-70-е гг. XIX века - время, когда Россия в первом приближении вступает на путь капиталистического развития.

Становление русской социологии:

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) начал спор о путях развития российского общества, положил начало дискуссии между западниками и славянофилами. «Философские письма» (1829-1831)

В идейном противостоянии западников и славянофилов рождается оригинальная концепция Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885) о КИТах (культурно – исторических типах), произведение «Россия и Европа» 1871 года.

Данилевский резко отличается от образа мыслей прежних славянофилов. Те утверждали, что русский народ имеет всемирно-историческое призвание как истинный носитель всечеловеческого просвещения; он же, напротив, отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Человечество – только отвлеченное понятие; географическое и историческое деление (древняя, средняя и новая история) не корректны; стоит говорить о «культурно-исторических типах».Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский (новосемитский), и германо-романский, или европейский. Россия с славянством образуют новый КИТ, совершенно отличный и отдельный от Европы. Эти КИТы отличаются друг от друга культурой, развитием, языками.

Заимствованный русскими социологами позитивизм был очень развит во множестве концепций. Так, А.И. Стронин и П.Ф. Лилиенфельд представляли общество как биологический организм. Лев Ильич Мечников (1838-1888) в книге «Цивилизация и великие исторические реки» (не завершена, вышла посмертно в 1889) разрабатывал концепцию географического детерминизма. Основным вопросом, который рассматривает Мечников, является взаимоотношение цивилизации и географической среды, в которой она существует. Вся история человечества, по Мечникову, разделяется на 3 фазы – речную, морскую и океаническую. При этом критерием прогрессивного развития выступает солидарность или кооперация людей, которая проходит три основные стадии: насильственную, полунасильственную и добровольную. История развивается по восходящей линии от относительно замкнутых цивилизаций, возникших на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, – до средиземноморской и океанической эпох существования человечества, распространяющего свою деятельность на весь земной шар.

Субъективная школа. (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский)

Пётр Лаврович Лавров (1823-1900) начал своё социологическое теоретизирование как истинный позитивист. Лавров пытался проанализировать, за счет чего происходит прогресс (произведение «Исторические письма»), и приходит к выводу, что общество движется вперёд за счет гибели тысяч людей, по сути, счастье одних строится на костях других. Общество разделено на две категории людей: одни работают головой, другие работают физическим трудом и тем самым дают возможность выживать и здравствовать первой категории людей – генераторов мыслей и идей. Историю, в конечном счете, делает по своей воле образованное и нравственное меньшинство – «критически мыслящие личности».

Люди, обладающие благами образования и благополучной жизни, должны пересмотреть свои взгляды, направить свои силы и действия на улучшение жизни других людей.

Отсюда – идея «хождения в народ». С теоретической точки зрения позитивизм заканчивается у Лаврова там, где начинаются рассуждения о возможностях субъектов (критически мыслящих личностей) по своей воле (волюнтаризм) преобразовать социальную действительности, изменить ход истории.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Микросоциологические парадигмы | Марксизм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.