Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективная социология




Народничество.

Народничество возникло в России в 60-70-е годы. Социальной базой этого направления было преобладание в стране класса мелких производителей, крестьянских хозяйств, развивавшихся по товарному и капиталистическому пути. Народничество остро ставило вопрос не только о судьбах России вообще, но и о развитии капитализма в стране в частности, выступало против царизма и феодально-крепостнических пережитков в стране, требуя их уничтожения. Русское народничество делилось на 2 течения: религиозное и революционное. В XIX веке большим влиянием пользовалось революционное народничество, а вXX веке – религиозное.

По вопросам тактики народничество делилось на три направления:

а) народники- пропагандисты во главе с П. Л. Лавровым,

б) народники-заговорщики, или бланкисты, во главе с П. Н. Ткачёвым,

в) народники-анархисты во главе М. А. Бакунина и П. А. Кропоткина.

Ее называют по-разному - субъективной школой, и этико-субьективной школой, и этико-психологической социологией

Представители: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков, Н.И.Кареев.

Н.К. Михайловский (1842-1904). Социология имеет иной предмет исследования, нежели естествознание, поэтому для нее необходимы иные методы исследования, чем принятые в естествознании. Так, объект в естествознании объективен по своей природе, методы также объективны, а результат познания истинен и общепризнан. Здесь господствует «правда-истина». В социологии же объект субъективирован, так как в общественной жизни присутствует сознание, намерения, бессознательное, цели, ценности. Значит, для социологии требуются другие методы, а в результате исследования получается более сложный феномен («правда-справедливость»). Истина не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и удовлетворяет его познавательную способность. Отсюда вытекает, что социология должна ориентироваться на определенный социальный идеал общества. Итак, «субъективный метод», необходимый для социологии, не просто вскрывает причины и необходимость исследуемого процесса, но также призван оценить исследуемый предмет с точки зрения его идеала.

Конечно, в социологии применимы и объективные методы, однако «высший контроль должен принадлежать субъективному методу», так как социология исследует общественные отношения с позиции сознательно выбранного идеала. Тезис Г. Спенсера об обязательной объективности методов в общественных науках, по Н.К. Михайловскому, нереализуем, так как социальное познание принципиально предвзято. Например, социолог, сливаясь с чужой жизнью («наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого»), перестает быть беспристрастным наблюдателем.

Субъективная социология — это специфически российское социоло­гическое направление. Основной ее метод, включавший в себя принцип сопереживания» социолога исследуемому объекту. Отводится особая роль критически мыслящей личности. Т.е. исследователь не является беспристрастным, он подходит к изучению творчески.

Позитивизм в российской социологии.

М.М. Ковалевский. Социологическое творчество Ковалевского чрезвычайно разнообраз­но. Основные труды по социологии: «Современные социологи» (1905), «Социология» (в 2 т., 1910), «Развитие социологии на Западе и в России» (1913).

Ковалевский принимает общую позитивистскую трактовку предмета и задач социоло­гии как науки. Глав­ным в ней является признание порядка и прогресса человеческого обще­ства как предмета этой науки. Вместе с тем, он вводит некоторые уточнения в контовское понимание предме­та социологии, полагая, что вместо порядка лучше говорить об организации, а вместо прогресса точнее ис­пользовать термин «развитие». Ввел понятие генетической социологии («часть науки об обществе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы: семья, собственность, религия, государство, нравственность и право»).

Органицизм (1860-70).

Представители: А.И. Стронин, П.Ф Лилиенфельд.

Полагали, что учение об обществе должно быть подобно учению о би­ологической природе или, точнее, учению о биологическом организме. Ос­новной метод, который следует применять при изучении общества, — метод «социального естествознания». Смысл этого метода — трансформировать, переносить в обществоведение готовые и известные законы и аксиомы есте­ственных наук. Каждый социальный слой реализует в своей деятельности те или иные конкретные задачи (по аналогии с биологическим организмом;3 яруса – нижний, средний, высший).

Задачу социологии как науки - исследование социальных и духовных процессов на базе знания биологических законов, воздействия этих процессов на основные формы деятельности в обществе. Отдельные общественные структуры также имели аналогии с биологическими органами: например, правительство рассматривалось как мозг.

Географическое направление. Л.И. Мечников. Популярность данного направления объясняется спецификой геополитического положения России. В историю российской социологии Мечников вошел как ученый, попытавшийся связать развитие обще­ства, его различных сфер (в первую очередь материальной) с воздействием на него географической (прежде всего гидрологической) среды. Мечников выводит закон трех фаз исторического развития. Первый связан с речной эпохой (четыре древнейших великих культуры — египетская, ассиро-вавилонская, индийская и китайская — возникли на берегах рек: Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы). Второй связан с морской (или Средиземноморской) эпохой (финикийская, греческая, римская культуры возникли на морском побережье). Нако­нец, третий — с океанической эпохой, являющей собой новое время.

Взгляды Н.Я. Данилевского. Общество представлял как сумму национальных социальных организмов, развивающихся по собственным законам и относительно устойчивых по отношению к окружающей их и изменяющейся среде. Данилевский называет и исследует 10 основных культурно-историчес­ких типов: египетский, ассиро-вавилонский, индийский, китайский, иран­ский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский (германо-ро­манский). Особое место занимает славянский тип. Все они выполняют в истории общества очень важную роль, обеспечивая его прогресс.

Неокантианство.

Представители: П.И Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, В.М. Хвостов.

Хвостов: Человек по своей природе – общественное существо, и подлежит такому же пристальному вниманию исследователя. Также важна роль культуры, т.к. она является результатом деятельности человеческого сознания. Считал социологию обобщающей наукой.

Новгородцев считал, что объектом исследования обязательно должна выступать личность, поскольку общество есть ничто иное как совокупность сознаний и действий отдельных людей.

Кистяковский. Главная задача социологии — исследовать причинную связь между социальными фактами. Социолог не должен расплываться в нравственных осуждениях или предаваться благородному гневу по пово­ду исследуемых им социальных явлений, а спокойно исследовать при­чинную связь.

Петражицкий. Социологию он характеризует как научную теорию социалыю-психичес- ких процессов. Ее предназначение — изучать участие человека в процессах социальной жизни. При этом под таким участием ученый понимает психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется в сло­вах, сообщениях, действиях, поступках человека. Центральными понятиями социологии, согласно концепции Петражиц­кого, должны стать социальное поведение и его мотивы.

Неопозитивизм.

Представители: К.М.Тахтарев, А. Звоницкая, П.А. Сорокин.

В содержательном плане неопозитивизм характеризуется переносом акцептов с изучения индивидов на исследование социальных действий, взаимодействий, социальных связей и отношений, социального поведе­ния.

А. Звоницкая отмечает что в процессе коммуникации происходит передача сознания от человека к человеку, что заставляет личность развиваться.

К.М. Тахтарев отмечает, что из-за явлений сожития и общения человек становится неизбежным членом общества или сообщественником.

Существенный вклад внес П. А. Сорокин. Сорокин исходил из положения о том, что общество является частью природы, а человеческий разум — наиболее совершенная форма космичес­кой энергии. Отсюда следовало понимание того, что в обществе действуют законы, общие для всей Вселенной. Задача социологии состоит в выявле­нии и анализе отношений и функциональных связей и зависимостей, обес­печивающих существование общества в его многообразных конкретных формах. Определил структуру социологии (теоретическая и практическая), ее основной метод, связанный с выявлением объективно данных фактов и функциональных связей между ними. Он не только возглавил отделение социологии в Петроградском университете, но и создал целый ряд учебных программ для изучения науки в учебных заведениях различного уровня. Написал первый в Рос­сии «Общедоступный учебник социологии».

Марксизм.

Ортодоксальный марксизм. В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

Плеханов. В его начальных работах была сделана первая попытка марксистского анализа русской экономики, указано на формирование капиталистических отношений в России, а также обоснована революционная роль формирующегося русского пролетариата. Плеханов указывал, что социология марксизма, в отличие от социологии буржуазных теоретиков, наука предвидящая. При рассмотрении законов социологии он отмечает, что они всеобщи. Он не придавал личности значение главной движущей силы истории, личность для него — это элемент общественно-исторического процесса.

Ленин был теоретиком и практиком марксизма, поэтому чисто социологических работ у него нет, хотя многие его работы и выступления по своему содержанию связаны с социологическими проблемами. В его работах сформулированы следующие главные установки марксистской социологии: конкретный анализ конкретных ситуаций, учет всех связей и опосредований исследуемого объекта, всесторонность рассмотрения социальных явлений, выделение главного, существенного в изучаемых связях, познание основных механизмов общественных процессов для объяснения движущих сил и тенденций развития. Он указывал на недопустимость какой бы то ни было умозрительности в науке об обществе

«Легальный» марксизм. П.Б. Струве, М.И. Туган-Барновский, Н.А. Бердяев. «Легальные марксисты» выступили против народнической идеологии, против — положения о том, что развитие капитализма в России есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Струве критиковал материалистическое понимание истории и отстаивал принцип свободы действия людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.