Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Переживания личности ребенка в среднем школьном возрасте

Средний школьный возраст связан с переходом из начальных клас­сов школы в средние, когда сами школьники становятся уже подрост­ками. Это влечет за собой целый ряд довольно значимых изменений в социально-педагогических условиях школьника. Так, обучение уже не ведется одним учителем, а осуществляется многими преподавателя­ми. Это приводит к более широкому разбросу оценочных суждений и требований со стороны педагогов, предоставляя ученику больше воз­можностей для самостоятельного выбора линии поведения.

Однако самое главное изменение в социальной ситуации разви­тия школьника связано с преобразованием тех отношений, которые связывают его с коллективом учащихся. Школьный коллектив ста­новится для него той ближайшей средой, которая начинает непо­средственно влиять на формирование ведущих качеств его личности. Соответственно ведущим мотивом поведения и деятельности учащихся в школе становится их стремление найти свое место в класс­ном коллективе.

Как показывают результаты исследований, большинство форм не­дисциплинированного поведения школьников связано именно с тем, что школьник пытается таким путем завоевать внимание окружающих его одноклассников. Не сумев проявить себя с положительной сторо­ны, такие школьники пытаются привлечь к себе внимание излишней бравадой, дурашливостью и другими формами неадекватного пове­дения. Иногда такой стиль общения приводит к тому, что ученик про­тивопоставляет себя всему классу, но и в этом случае это всего лишь попытка восстановить утраченные связи с окружающими и занять до­стойное место среди товарищей.

Одной из форм завоевания общественного признания становится борьба за высокие отметки, даже если реальные знания не соответ­ствуют данным притязаниям. Это явление, которое получило назва­ние «голой погони за отметкой», возникает у школьников 5-х классов и уже к 6-му классу становится типичным для многих учеников. По сво­ему психологическому содержанию эта тенденция связана со стрем­лением детей занять в структуре школьного класса престижное место «хорошего ученика».

Меняется отношение школьников и к оценочным суждениям со сто­роны окружающих людей. Если для младшего школьника ведущую роль играло мнение учителя, то теперь на первый план выходят те вы­сказывания, которые направлены в его адрес со стороны сверстников. Меняется и содержание подобных суждений. Для младших школьни­ков главными являются те качества, которые характеризуют их как примерных учеников. Подростки больше внимания уделяют таким поступкам и делам, которые характеризуют нравственные качества, свидетельствуют о положительном отношении окружающих.

Считается, что школьники стремятся всячески избегать критики со стороны своих товарищей и находятся в состоянии постоянной трево­ги по поводу отношения к ним других подростков. Если раньше эмо­циональное благополучие ребенка зависело в основном от окружаю­щих его взрослых — родителей, учителей, то теперь определяющим фактором становится школьное окружение. Подростки очень боятся быть отвергнутыми окружающими, поэтому ради интересов группы могут поступиться собственными моральными принципами.

Изменение социальной ситуации приводит в конечном счете к по­явлению у подростков такого психологического новообразования, как новый уровень самосознания. Формирование самосознания происходит на фоне возросшего интереса подростков друг к другу. Это приво­дит к тому, что поведение и деятельность других школьников и самого подростка становятся объектом пристального внимания и анализа. Как правило, сначала школьник пытается выделять те или иные качества из отдельных видов своего поведения и лишь затем осознает их как относительно устойчивые качества своей личности. Развитию само­сознания во многом способствует оценка качеств личности подростка со стороны других людей.

Интерес подростков к собственной личности находит свое выраже­ние в формировании достаточно устойчивой самооценки, которая во многом определяет уровень притязаний. В результате у школьников возникает «потребность быть не только на уровне требований окру­жающих, но и на уровне собственных требований и собственной само­оценки. Неспособность удовлетворить эти притязания, необходимость снижения самооценки ведет к острым аффективным переживаниям, свидетельствующим о значении для детей указанной потребности. Особенно сильно такого рода переживания выражены в среднем школь­ном возрасте» [12, с. 433].

Происходящие во внутреннем мире подростка изменения приводят к тому, что объективное положение школьника перестает в полной мере удовлетворять его. У него начинают формироваться потребнос­ти, связанные со стремлением выйти за пределы школы и приобщить­ся к жизни и деятельности взрослых. Возникает то, что в психологии определяют как «чувство взрослости»: внешне школьник еще ребенок, но внутренне представляет себя взрослым. В том случае, если эта по­требность оказывается нереализованной, у подростка возникают аф­фективные переживания. Именно они выступают причиной многих конфликтов и противоречий в поведении школьников данного возраста.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переживания личности в младшем школьном возрасте | Переживания личности в старшем школьном возрасте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.