Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проявления «аффекта неадекватности» в поведении школьников




Опытно-экспериментальное знание

Постановка проблемы. В статье Л. И. Божович «Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности» показано, что школьники достаточно часто проявляют в своем пове­дении повышенную обидчивость, упрямство, негативизм повышенную обидчивость, упрямство, негативизм и т. д. [14]. Психологической составляющей данного поведения выступают от­рицательные аффективные переживания, в основе которых лежит не­удовлетворенность каких-либо жизненно важных для ребенка потреб­ностей или конфликт между ними.

Особенно часто подобные переживания возникают в тех случаях, когда не удовлетворяются притязания ребенка в наиболее значимых для него областях деятельности.

Гипотеза. В основе всех данных случаев отрицательных аффектив­ных переживаний лежит конфликт между двумя одинаково сильны­ми, но несовместимыми тенденциями: стремлением детей сохранить привычную для них, но неадекватно завышенную самооценку и спо­собностью выполнить поставленную перед ними трудную задачу.

Невозможность достичь требуемого результата сталкивает школь­ника с неуспехом. Переживание данного факта приводит к появлению отрицательно окрашенной реакции: он либо отвергает сам факт неус­пеха, либо объясняет его не соответствующими действительности при­чинами. В итоге возникает неадекватная эмоциональная реакция на неуспех.

Как правило, негативная реакция школьника вызывает ответные действия окружающих, способные лишь усугубить данное поведение. В них ребенок видит лишь подтверждение своим домыслам о неспра­ведливом отношении к нему со стороны окружающих.

Метод исследования. Лабораторный эксперимент.

Методический замысел. В ходе экспериментальных действий на­меренно столкнуть между собой разнонаправленные мотивационные тенденции испытуемых, чтобы добиться проявления конфликта при­тязаний.

Отобрать тех испытуемых, у которых эти реакции проявились наи­более ярко, и соотнести их с другими особенностями личности школь­ников (в частности, с уровнем самооценки).

Ход эксперимента. Участникам эксперимента было предложено самим, согласно своей самооценке, выбрать и решить задачу определенной степени трудности. Однако на самом деле все задачи были по­вышенной трудности, что, как правило, должно было приводить уче­ников к неудаче в их решении.

Полученные результаты. Учащиеся с устойчивой адекватной са­мооценкой вели себя спокойно. Они разумно соотносили свои возмож­ности со степенью сложности задач: не решив выбранную, они снижа­ли свои притязания, а если решали исходную, то затем брали более сложную. Их негативные эмоции, если таковые возникали, распро­странялись в основном на себя.

Испытуемые с завышенной самооценкой вели себя по-другому. Не сумев первоначально решить выбранную задачу, они последовательно повышали сложность выбираемых задач. В процессе работы многие из них эмоционально и вербально выражали свои претензии к окружаю­щим обстоятельствам, включая и психологов-экспериментаторов. Ре­акция некоторых становилась не вполне адекватной: они начинали плакать, демонстративно грубили и т. д. Было видно, что они даже не допускают мысли о своей несостоятельности, что в конечном счете приводит к искаженной оценке действительности. Такого рода эмоци­ональные переживания в дальнейшем было предложено называть «аф­фектом неадекватности».

Последующие исследования показали, что сама по себе завышен­ная самооценка далеко не всегда приводит к проявлению данного «аф­фекта неадекватности». Дети, имеющие завышенную самооценку, но твердо уверенные в своих силах, не проявляют в условиях конфликта подобных аффективных срывов.

Если расхождение между уровнем притязаний и реальными возмож­ностями ребенка лежит в определенных пределах и достаточно четко осознается самим ребенком, то эмоционального всплеска не происхо­дит. Больше того, осознание данного расхождения начинает благопри­ятно сказываться на дальнейшем развитии ребенка.

Если же у ребенка существует определенная внутренняя неуверен­ность в своих силах, в которой он порой боится признаться даже само­му себе, то аффективные реакции проявляются особенно ярко.

Дальнейшие наблюдения показали, что частое пребывание школь­ников в состоянии «аффекта неадекватности» способно приводить к появлению определенных отклонений в формировании личности. Та­кой ребенок становится «слепым и глухим»,по отношению к своему реальному опыту и еще больше утверждается в ложном представле­нии о себе и своих возможностях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.