Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптация лекции Тимощука А.С

Наука и религия

Вступление.

 

На протяжении веков человечество пыталось достичь идеальных условий жизни на этой планете с помощью науки. Но, как это ни странно, если мы станем рассматривать настоящее положение вещей, мы заметим, что жизнь наша исполнена различными видами тревог от самых разных распространенных болезней общества до ядерной катастрофы. Если мы посмотрим на человеческое существование на этой планете во времени, нам станет понятно, что доминирующая парадигма, направляющая наши поиски, сделала полный круг. Древнее прошлое, несомненно, направлялось в основном религиозной парадигмой. Читая писания тех времен, мы непосредственно оцениваем динамику жизни подобно нашим прародителям. Они жили ближе к природе, поддерживаемые и мотивируемые пониманием нашей высшей природы – пониманием, которое, кажется, приходило к ним легко и естественно.

Промышленная революция наметила изменение такого настроения. Она начала эру, в которой лишь растущая уверенность в достижении все лучших условий жизни посредством материального прогресса вводила новые жизненные параметры и в наше отношение к ней. Эта эра попыталась представить устаревшим всеобщее мнение, что человек является всего лишь малой частью вселенной с обязанностями по отношению к Природе. Человеку не было больше необходимости считать свои поиски собственного счастья чем-то подчиненным поддержанию всеобщей гармонии в природе. Хорошее и плохое стало просто вопросом технической пригодности. Даже дискуссии о мировой войне редко выходят за рамки статистики подсчета вооружений и оценки ударной силы, при этом моральные, духовные и прочие стороны практически не учитываются.

Несовершенство мира, руководствующегося лишь научной парадигмой, получает все большее признание среди всех критических наблюдателей, многие из которых это сами ученые. Вопросы загрязнения окружающей среды, экологического дисбаланса, широко распространяющейся моральной деградации во всех сферах жизни и мрачная перспектива III мировой войны – таковы лишь некоторые из основных черт современного положения. Все более задумываются о далеко идущих эффектах редукционистских схем в формировании всеобщего отношения человека к себе и своей роли в космосе. От всецело религиозной метафоры прошлого к современной научной метафоре настоящего – наши проблемы, видимо, остаются и умножаются. Куда же мы идем?

Несмотря на то, что нет здравого основания для убеждения, что вера в науку должна разрушать религиозную веру, повседневный опыт явно свидетельствует о наличии такого противостояния. Американские исследователи приводят данные, согласно которым под влиянием науки и образования доля верующих в бога упала за последние 300 лет, с 1700 по 1980 год, примерно на одну треть. Другие же склонны винить не науку в затмении религии, а саму религию, нанесшуюсебе поражение своей бесцветностью, пресностью, монотонностью. Когда вера заменяется поверьем, любовь – привычкой, тогда наступает кризис в религии, ее послание остается не услышанным[1]. Однако, схватка религии и науки прошла вничью. И все же несмотря на это комбинация терминов “наука” и “религия” по прежнему остается одной из самых взрывооопасных в мире.

Цель лекции: познакомиться со спецификой взаимоотношений религии и науки; проследить этапы развития взаимоотношений религии и науки.

План:

 

1. Взаимоотношения религии и науки.

1.1. Синкретический этап.

1.2. Конфронтационный этап.

1.3. Синергетический этап.

 

Отношения религии и науки не были однозначными. Практически, можно выделить несколько этапов этих взаимоотношений:

синкретический;

конфронтационный;

синергетический.

 

Особенности любого периода могут быть рассмотрены по следующим параметрам:

— доступность научных знаний;

— виды развиваемых научных знаний;

— влияние научных знаний на жизнь общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 7 | Синкретический этап
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.