Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадия диагенеза

ВОПРОС 3. Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей

ВОПРОС 2. Возможные пути предотвращения и разрешения суп­ружеских конфликтов

ВОПРОС 1. Конфликт между супругами

Семейные конфликты» Вопросы

ЛЕКЦИЯ №7

1. Конфликт между супругами

2. Возможные пути предотвращения и разрешения супружеских кон-

фликтов

3. Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей

Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уни­кальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части челове­ческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, кризисы, конфликты.

У семьи выделяют несколько функций: 1) хозяйственная; 2) воспита­тельная; 3) продление рода; 4) супружеская; 5) психотерапевтическая (психологическая ласка); 6) резонатора (один из супругов жертвует свои­ми интересами ради самореализации другого).

Поэтому семья является неким функциональным образованием, со­стоящим в свою очередь из ряда подсистем. Идеальная семья - эта та, где подсистемы работают в чистом виде, не пересекаясь (мой муж замеча­тельный любовник, но у моего сына нет отца).

Семью можно рассматривать с двух основных позиций: как малую со­циальную группу и как социальный институт. В первом случае речь мо­жет идти о социально-психологическом (эмоционально-психологи­ческом), а во втором - о социологическом (инструментальном) уровнях группового общения.

Исходя из этого, первая группа конфликтов будет обусловлена в ос­новном личными качествами супругов и особенностями внутрисемейных отношений.

Вторая - влиянием внешних субъективно-объективных условий на супружеские отношения.

В повседневной семейной жизни отличить внутренние причины кон­фликтов от внешних бывает непросто. Одни и те же внешние воздействия могут вызывать порой диаметрально противоположную реакцию у раз­личных супружеских пар.

Порой и сами супруги не в полной мере осознают реальные причины конфликтов. Кроме того, оппоненты могут скрывать или подменять ис­тинный объект конфликта. Но в любом случае нахождение подлинной причины конфликта является одним из важнейших условий успешного его разрешения.

Исследования психологов показывают, что в 80 - 85% семей постоянно происходят конфликты. В оставшихся 15 - 20% фиксируются ссоры по различным поводам. В зависимости от частоты, глубины и остроты кон­фликтов выделяют конфликтные, кризисные, проблемные и невротиче­ские семьи.

1) Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сфе­ры, где их интересы, потребности, намерения и желания привходят в
столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицатель­ные эмоции. Однако брачный союз может длительно сохраняться благо­даря другим факторам, которые скрепляют брак или благодаря взаимным
уступкам и компромиссным решениям. Как правило, в таких семьях речь
о разводе не ведется, супруги находят внутренние резервы для разрешения
конфликтов.

2) Кризисная семья. В таких супружеских союзах противостояние
интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захва­тывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают не­примиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не
соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. К кризис­ным можно отнести союзы, которые распадаются или находятся на грани
распада.

3) Проблемная семья. Для нее характерно возникновение особо
трудных жизненных ситуаций, способных нанести ощутимый удар ста­бильности брака. Например, продолжительная болезнь одного из супру
гов, отсутствие жилья, осуждение на длительный срок за преступление и
ряд других проблем.

4) Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследст
венные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психо­логических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизнен­
ном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство
сна, эмоции по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д.

Супружеские конфликты чаще всего возникают из-за неудовлетво­рения потребностей супругов. Исходя из этого, выделяют основные причины супружеских конфликтов:

• неудовлетворение потребности в ценности и значимости своего «Я», нарушение чувства достоинства со стороны другого партнера, его пренеб­режительное, неуважительное отношение - обиды, оскорбления, необос­нованная критика, ревность;

неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов, имеющая различную основу — пониженная сексуальность – одного из супругов, несовпадение циклов и ритмов возникновения сексуального желания, безграмотность супругов в вопросах психогигиены брачной жизни, мужская импотенция или женская фригидность, различные болез­ни супругов, незнание физиологических и психологических различий ме­жду мужчиной и женщиной;

• неудовлетворение потребностей одного или обоих супругов в положи­
тельных эмоциях, отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания, пси­
хологическое отчуждение супругов;

• пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным иг­
рам, наркотикам;

• неудовлетворенная потребность в материальном обеспечении семьи -
содержание семьи, вклады каждого из партнеров в семейный бюджет;

• различия в потребностях по проведению досуга, увлечений;

• неудовлетворенная потребность во взаимопомощи, взаимоподдержке,
сотрудничестве, а также распределении семейных ролей;

• неудовлетворенная потребность супругов в питании, одежде, благоус­
тройстве домашнего очага, а также затрат на личные нужды каждого из
супругов;

• одной из важнейших потребностей человека является потребность в
самоактуализации своего Я (в повышении уровня образования, социаль­
ного статуса, росте материального благосостояния, общественном при­
знании и т. д.), которая приходит в противоречия с интересами семьи.
Конфликты подобного рола могут быть вызваны и чрезмерным эгоизмом
одного из супругов;

• конфликты, связанные с неспособностью или нежеланием супругов
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, часть - с отсутствием
объективных возможностей для такой адаптации. Например, развитие ры­
ночных отношений в России вынуждает многих людей менять профессию,
место жительства, социальный статус и т. п. Одни это делают и выжива­
ют, другие, в силу различных обстоятельств, не могут или не желают это­
го делать.

На конфликтность супружеских отношений действуют также и другие факторы. В первую очередь, к ним можно отнести кризисные периоды развития семьи. Выделяют три таких периода:

Первый кризисный период связан с адаптацией молодоженов к усло­виям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). В этот период конфликты в молодой семье могут происходить из-за разного рода причин:

• возможного разочарования в партнере. Это приводит к появлению
обоюдной раздражительности, которая часто усугубляется «злостью не
только на партнера, но и на себя: «ну как же я могла всего, этого раньше
не замечать»;

• смены эмоционального отношения обоих супругов к происходящему:
семейная жизнь требует самоограничения в плане привычных потребно­
стей, исчезает романтичность, свойственная добрачному периоду;

• несовпадения ценностных иерархий у молодых супругов;

• трудностей в становлении ролевой структуры семьи - распределения
ролей, внутрисемейного статуса, не оправдавшихся ролевых ожиданий и
притязаний и т.д.

• возможных сложностей в построении отношений молодых супругов с
родительскими семьями;

• материальных и жилищных затруднений.

Второй кризисный период связан с рождением первого ребенка. Се­мья как целостная система еще не окрепла, не решены многие типичные для молодой семьи проблемы и появляются новые:

• необходимость изменения ролевой структуры - появляются родитель­
ские роли - (уход за младенцем, воспитание детей);

• изменяется статус мужа - жена концентрирует внимание на ребенке в
ущерб отношениям с мужем;

• ухудшаются возможности профессионального роста супругов, стано­
вится меньше возможностей для свободной реализации в лично-
привлекательной деятельности (увлечения, хобби);

• возможно диспропорциональное распределение нагрузок, связанных с
уходом за ребенком, увеличение нагрузки жены, и как результат усталость
и возможное временное снижение сексуальной активности;

• по-прежнему, для большинства семей типичными и злободневными ос­
таются материальные и жилищные затруднения.

Третий кризисный период связан с ситуацией ухода из родительской семьи последнего ребенка. Конфликтные отношения могут быть детерми­нированы:

• возможным проявлением «кризиса личности» одного или обоих супру­
гов,

• выходом на пенсию,

• возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей,

• монотонностью общения, однообразием, отсутствием ярких эмоций в
отношениях,

• переживаниями по поводу семейной жизни детей.

• в этот период часто происходит усиление эмоциональной зависимости
жены, ее переживания по поводу возможного стремления мужа сексуаль­
но проявить себя на стороне, «пока не поздно».

Кроме перечисленных факторов, при исследовании супружеских кон^ фликтов необходимо также учитывать стадии развития семьи, точнее ^ целесообразно принимать во внимание, на какой стадии развития нахо дится данная семья. Это связано с тем, что каждая стадия развития семьи характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справить­ся, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. •Трудности очень часто возникают при переходе семьи от одной стадии к другой когда супруги не могут сразу перестроиться, и сохраняют прежние принципы и поведение, характерные для предыдущей стадии.

Проблема стадиальности изучена плохо. Чаще выделяют следующие шесть стадий:

1) добрачный период;

2)семья до рождения ребенка;

3)семья с детьми — дошкольниками;

4)семья с детьми школьного возраста;

5)семья с взрослыми детьми;

6)семья после отделения взрослых детей.

Рассмотрим основные конфликты и проблемы, возникающие у супру­гов при переходе от одной стадии к другой.

На первой стадии развития семьи на судьбе брака отражаются сле­дующие характеристики добрачного периода: место и ситуация знакомст­ва; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, ам­бивалентное, индифферентное); социально-демографические характери­стики самих вступающих в брак; продолжительность периода ухажива­ния; инициатор брачного предложения; возраст будущей пары; отношение родителей к браку своих детей.

Установлено, что положительное значение для брака имеют: взаимное первое впечатление, знакомство в ситуации работы или учебы, период ухаживания от 1 до 1,5 лет, проявление инициативы брачного предложе­ния со стороны мужчины, принятие брачного предложения после непро­должительного (до двух недель) обдумывания.

Специальных компенсирующих мер требуют такие особенности доб­рачных отношений, как отрицательное первое впечатление, короткий (до 6 месяцев) или долгий (более 3 лет) период ухаживания, неодобрение вы­бора родными, продолжительное обдумывание брачного предложения, а также проявление прямой или косвенной инициативы (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь, речь идет о беременности женщи­ны.

Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше. Это можно объяснить тем, что:

• добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и не­весты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины ■и женщины практически выпадает важнейшая стадия (в представленной классификации она вторая) - освоение новых для себя супружеских ро­лей, становление ролевой структуры семьи. Молодые люди сразу «пере скакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рожде­нием и воспитанием ребенка;

• появление ребенка резко обостряет экономические проблемы еще неокрепшей семьи, вызывая напряженность в супружеских отношениях, которые выливаются в ссоры, частые конфликты и приводят к решению о разводе. Европейские социологи К. Аннтила и Я.Трост считают, что нега­тивным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность сама по себе, а так называемые «вынужденные» и «поспеш­ные» браки, единственной причиной которых часто и является перспекти­ва скорого рождения ребенка.

Вторая стадия супружества, которая совпадает с первым кризисным периодом развития семьи, характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Возникают трудности в вы­работке единого семейного уклада, происходит разочарование друг в дру­ге как результат неглубокого узнавания в период добрачного ухаживания и т.д. Неопределенность супругов с момента начала брака в плане своей идентичности ведет к непредсказуемости и неустойчивости их отношений в дальнейшем.

До вступления в брак каждый из будущих супругов формирует в своем воображении образ (роль) будущего мужа или жены. Эти образы склады­ваются у молодых людей из опыта родителей, рассказов знакомых и дру­зей, из прочитанных книг, просмотренных кинофильмов и другой инфор­мации. Сформировавшиеся ролевые ожидания нередко бывают сущест­венно завышены, и в реальной супружеской жизни не подтверждаются, что обуславливает разочарование и возникновение ролевых конфликтов.

К ролевым конфликтам также относятся конфликты, связанные с про­блемой доминирования, суть которой состоит в выяснении отношений между супругами типа «кто хозяин в доме?» Если на роль хозяина в семье претендуют оба супруга и всячески демонстрируют свои претензии, то в такой семье конфликты неизбежны.

Выделяют также конфликты, связанные с неумением или нежеланием супругов выполнять свои ролевые функции. Для счастливой жизни каж­дый из супругов обязан жертвовать частью своих благ и значительную часть сил и времени тратить на создание и поддерживание семейного оча­га. Однако не каждая супружеская пара в состоянии выдержать испытание повседневным семенным бытом. С рождением детей у супругов появля­ются дополнительные роли (роль отца и роль матери), исполнение кото­рых требует значительных физических затрат и моральных сил.

На третьей стадии возможны конфликты

• по вопросу ухода за ребенком: недостаточная помощь мужа; «двой­ная нагрузка» жены; конфликты с родителями молодых по поводу воспи-f тания детей; разногласия супругов по поводу взаимодействия с детьми;

трудности, детерминированные возрастными кризисами развития личности ребенка (кризис 3-х лет) и родителей (так называемый кризис «смысла жизни», ЗО-ЗЗ-х лет).

Четвертая стадия может характеризоваться конфликтами однообра­зия, монотонностью общения. В результате многократного повторения одних и тех же впечатлений у супругов наступает насыщение друг дру­гом. Это состояние называют голодом чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Ю.Рюриков). Могут иметь место разногласия по поводу воспитания детей. Споры возникают на поч­ве различных представлений супругов о дисциплине и способах воспита­ния, когда один из них упрекает другого в чрезмерной строгости, жесто­кости, грубости или, наоборот, баловстве, а также из-за разногласия в оценке поступков детей.

На этой стадии, как и предыдущей, особую негативную роль может сыграть возрастной кризис детей (подростковый возраст, 10-11 лет). Кро­ме того, факторами «риска» четвертой стадии являются измена, ревность.

На пятой стадии актуальными остаются монотонность общения, рев­ность, измена, взаимоотношение с детьми, проблемы, связанные с про­фессиональным самоопределением детей, выбором ими брачного партне­ра и т.д., проявление у родителей кризиса личности. В случае, если взрос­лые дети создали свою семью и живут у родителей, у последних могут быть споры, конфликты по поводу того, как «должны были бы» жить дети (с точки, зрения родителей). Конфликты также могут быть детерминиро­ваны и возрастными изменениями супругов.

Шестая стадия развития семьи совпадает с третьим кризисом, связан­ным с уходом из семьи последнего ребенка. Проблемы, которые возника­ют здесь, мы рассматривали выше.

Супружеские конфликты могут проявляться в различных видах (ти­пах). Обычно выделяют пять основных типов супружеских конфлик­тов:

1) актуальный конфликт, который выражается в ярких эмоциональных
всплесках, вызванных какой-либо сиюминутной причиной;

2) прогрессирующий конфликт, возникающий тогда, когда супруги
Долго не могут друг к другу приспособиться, вследствие чего растет на­
пряженность;

3) привычный конфликт, обусловленный сложившимися в семье сте­
реотипами поведения, которые мешают устранить противоречия в усто­
явшихся между супругами отношениях;

4) скрытый конфликт, который зарождается и протекает на уровне
взаимоотношений супругов, но ими может не осознаваться и определен­
ное время не реализоваться в поведении супругов;

5) открытый (явный) конфликт. Он имеет затяжной характер, характе­ризуется недоверием, безразличием, недовольством собой и партнером, длительно плохим настроением, проявлением резких жестов, словесных оскорблений и т.д.

В брак вступают люди в основном со сложившимися взглядами и пред­ставлениями (в том числе и о семейной жизни), интересами, нравствен­ными позициями, нормами поведения, т. е. определенной субкультурой.

Различия субкультур могут быть обусловлены множеством субъектив­ных и объективных факторов. Например, различиями социальной среды, в которой происходила добрачная социализация супругов, этническими особенностями культур, уровнем образования, профессиональной принад­лежностью, кругом интересов.

Порой тип субкультуры, присущий каждому из супругов, может иметь значительные различия, что также влияет на их взаимоотношения.

Необходимо отметить, что не всякий супружеский конфликт имеет от­рицательное значение. Есть конфликты, которые помогают супругам вы­работать единые позиции по спорным вопросам, узнать и учитывать по­требности и интересы друг друга. Иногда мелкие ссоры могут предотвра­тить более крупный конфликт. Конечно, лучший способ разрешения суп­ружеских конфликтов - это предупреждение их возникновения. Один из многих способов предупреждения супружеских конфликтов - это пра­вильный выбор брачного партнера. Мотивы вступления в брак:

• брак по любви (самые непрочные браки, так как часто человек
заполняет своей любовью одиночество), часто возникает экспектация -
думал одно, а получил другое. Согласно статистике у нас в России 70-
75 % молодых людей образуют свои семьи по любви. И, несмотря на это
половина браков распадается в первый год совместной жизни, а две
третьих - в последующие пять лет;

брак по расчету (самые прочные браки), все экспектации удовле­
творяются, но есть томление души, которое компенсируется либо любо­
вью к ребенку (гиперопека), либо параллельной жизнью (но семьи при
этом не разрушаются). В западных странах наряду с официальной проце­
дурой бракосочетания обыденным явлением стало заключение брачных
контрактов. С 1996 г. такие контракты официально признаны и в России.
В брачном контракте будущие супруги могут детально оговорить любые
вопросы семейной жизни и тем самым застраховать свои супружеские от-^
ношения от непредвиденных обстоятельств;

• от усталости (хочется стабильности)

• в отместку

Очевидно, идеальным можно считать тот брак, в котором гармонично сочетаются оба эти критерия.

Разрешение супружеских конфликтов зависит, в первую очередь, от умения супругов понимать, прощать и уступать, т. е. идти на компромисс. Компромиссный вариант завершения конфликта между супругами самый приемлемый. Он характеризуется поиском наиболее удобного и справед­ливого для обоих супругов решения, равенством прав и обязанностей, от­кровенностью требований, взаимными уступками.

Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблю­дение следующих условий разрешения конфликтов: сужение площади спора до минимума; управление отрицательными эмоциями; стремление и умение понять позицию друг друга; осознание того, что в ссоре почти все­гда нет правых; умение и стремление решать конфликты с позиции добро­ты; недопустимость приклеивания «ярлыка» друг к другу.

Вопрос: «Кто виноват?», целесообразно заменить на: «Как нам быть?».

Стратегии выхода из конфликта:

1) стратегию «конфронтации». Данный вариант выхода из конфликт­
ной ситуации характеризуется нежеланием супругов принимать во внима­
ние позицию каждого из них. Такая ситуаций ведет к накоплению раздра­
жения, личным оскорблениям, угрозам, а иногда и к рукоприкладству.

2)«уход» от решения возникших противоречий. В целом такой прием
нельзя признать правильным, так как развязка лишь оттягивается, а кон­
фликт остается, однако появляется время для обдумывания возникшей си­
туации, причин разногласий и окончательного принятия решения.

3)«сглаживание» конфликта. Нередко такой вариант выхода из кон­
фликта позволяет снять напряженность, добиться нормальных отношений.
Но это получается далеко не всегда.

4)стратегия «приспособления». Данный исход конфликта характеризу­
ется волевым навязыванием такого решения конфликтной ситуации, кото­
рое устраивает лишь одного из супругов (очень часто инициатора кон­
фликта) и приспособлением другого. Такой авторитарный прием имеет
самые неблагоприятные последствия: ущемляются права одного из парт­
неров, унижается его достоинство, достигается внешнее благополучие, а
на самом деле в любой момент может наступить кризис.

В супружеском конфликте особенно сложно определить конструктив­ные и эмоциональные причины его возникновения, т. е. объект конфликта. Это обусловлено тем, что супружеские конфликты часто принимают эмоциональную окраску.

Разрешение конфликта надо начинать с установления истинных причин его возникновения. Для этого необходимо, по возможности, отде лить эмоции от истинных причин конфликта, безусловно, если конфликт не носит чисто эмоционального характера. Причины эмоциональных кон­фликтов часто кроются в психологических различиях супругов. Они про­являются в неприязненном, а иногда и враждебном отношении друг к дру­гу. Первоосновой такого конфликта могут быть не решаемые длительное время конструктивные конфликты. В любом случае решение эмоциональ­ных конфликтов является одной из самых сложных проблем в конфликто­логии. Сами супруги решить такие конфликты, как правило, не в состоя­нии. Поэтому в решении эмоциональных конфликтов велика роль посред­ников, которыми могут быть родственники, друзья, знакомые, а порой и незнакомые люди, а также психолога и сексологи.

Для решения неэмоциональных супружеских конфликтов имеется много способов:

1. В любом конфликте надо стремиться соблюдать личное достоинство и
уважительное отношение к оппоненту.

2. В конфликте важно понять противоположную сторону, войти в «роль»
оппонента и посмотреть на себя его глазами, задать себе вопрос: «А как
бы я поступил (поступила) на его месте?»

3.Каждый из супругов выполняет одновременно несколько ролей, порой
трудно совместимых. Например, роль жены, матери, домохозяйки, со­
трудницы учреждения и т. д. Тоже можно сказать и о супруге. Если воз­
никают конфликты по причине несовместимости этих ролей, то оба суп­
руга должны определить приоритеты ролей (ребенок или работа, карьера
или семья и т. д.).

4.В супружеской жизни большое значение имеют такие принципы, как
взаимовыручка, взаимозаменяемость и т. п. Но если эти принципы не сра­
батывают, то как один из способов решения возможен вариант четкого
распределения обязанностей супругов.

5. В случае конфликта, возникшего по поводу вопроса о том, кто глава се­
мьи, есть несколько вариантов решения: а) договориться о совместном
принятии решений по важнейшим вопросам семейной жизни; б) не акцен­
тировать внимания на этом вопросе и лидер определится естественным
путем; в) распределить сферы доминирования.

6. Не переносить свои внутренние конфликты на семью, но стремиться
выслушать друг друга, успокоить, посоветовать что-то и тем самым раз­
рядить внутреннее напряжение партнера по браку.

7. Не переносить служебные (производственные отношения) на супруже­
ские.

Не акцентировать внимания на недостатках, просчетах и ошибках парт­
нера по браку, стараться помнить о достоинствах.

9 «Не терзать ни себя, ни партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в ревности, приглушать возникшее чувство подозритель­ности»'.

10.В конфликтных ситуациях стремиться к взаимному компромиссу и со­
гласию.

11.Всегда помнить, что нежность, ласка, внимательное отношение, соуча­
стие, доброе слово, шутка, юмор и тому подобное могут уладить немало
конфликтных ситуаций.

Взаимное уважение и доброжелательность, взаимопомощь и участие, общие цели и совместная деятельность способствуют формированию еди­ной семейной субкультуры, в которой отдельные «Я»- интегрируются в совместное «Мы».

Конфликты между родителями и детьми - одни из самых распростра­ненных в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения под­ростка) с обоими родителями. Однако эта проблема не очень часто явля­ется самостоятельным предметом отечественных психологических иссле­дований. Она, как правило, изучается в контексте более обширных иссле­дований: семейных отношений, возрастных кризисов, влияния развития супружеских конфликтов на развитие детей.

Семья, разумеется, далеко не единственная среда, где происходит фор­мирование личности. И все же, в отечественной психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как непра­вильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты.

Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной кон­фликтного взаимодействия родителей и детей:

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дис­гармоничный типы семейных отношений. Для гармоничных внутрисе­мейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь рав­ноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния: членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно на­правляют его поведение, хвалят и, поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчер­кивают свое руководящее положение. Для этой семьи характерен демо­кратический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический "■^фе понимания, принятия и одобрения личности. В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов, отчуждение,

 

напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмо­ции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей;

2. Неэффективность родительского отношения к ребенку.
А.Я. Варга, В.А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности ро­
дительского отношения к ребенку:

а) педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т.е.
незнание родителями психологических особенностей определенного воз­
раста;

б) некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей;

в) личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя),
которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям со­
всем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в вос­
питании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;

г) особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отно­
шения с ребенком.

3. Конфликтное общение родителей, которое влияет на их отноше­
ние, к ребенку, причем в случае отсутствия отца, отношение матери может
быть не менее сильным.

4. Использование родителями таких деструктивных стилей роди­
тельского воспитания, как:

 

- авторитарный (или автократический) стиль, который характеризу­
ется стереотипностью оценок и поведения, игнорированием индивидуаль­
ных особенностей детей, ригидностью установок, преобладанием дисцип­
линарных воздействий, бесцеремонностью, холодностью и диктатом. Об­
щение ограничивается краткими деловыми распоряжениями, ведется чет­
ко и неприветливо, основывается на запретах,

- либеральный (или попустительский) стиль, проявляющийся в отстра­
ненности и отчуждении членов семьи друг от друга, безразличии к делам
и чувствам другого. Во взаимоотношениях и общении реализуется прин­
цип «делай, что хочешь»: В такой семье родители, как правило, безраз­
личны к судьбе ребенка. Это может провоцировать развитие агрессивно­
сти и преступных наклонностей, что рано или поздно приведет к семей­
ным конфликтам.

5. Возрастные кризисы детей. Возрастной кризис представляет собой
переходный период от одного этапа детского развития к другому и рас­
сматривается как фактор повышения конфликтности ребенка. Дети стано­
вятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессив-

ными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с ро­дителями.

Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

• кризис первого года (период перехода от младенчества к раннему детст­
ву);

• кризис трех лет (период перехода от раннего детства к дошкольному

возрасту);

• кризис 6-7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школь­
ному возрасту);

• кризис полового созревания (период перехода от младшего школьного
возраста к подростковому возрасту 12-14 лет);

• подростковый кризис 15-17 лет (Д.Элъконин).

6. Личностные особенности родителей и детей. В качестве неблаго­
приятных черт родителей,
способствующих возникновению конфликтов
с детьми, различными авторами выделяются такие, как:

-холодность и требовательность, -ригидность и консерватизм мышления, -чрезмерный рационализм,

-недостаток нежности и способности к ласкам у матерей, -неумеренная аффектация, -повышенная тревожность,

-периодические депрессии, вызывающие эмоциональное отвержение ребенка,

-злоупотребление вредными привычками (алкоголь и т.д.),

-ортодоксальность убеждений.

Среди личностных особенностей детей называют такие, как:

- низкая успеваемость,

- нарушение правил поведения,

- игнорирование рекомендаций родителей,

- непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность,
леность.

7. Неблагоприятное влияние других значимых людей (кроме роди­
телей).
Здесь речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспита­
ния ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с
референтной группой сверстников и более старших детей

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родите­лей отвечает следующими реакциями:

• оппозицией (демонстративными действиями негативного характе­
ра);

• отказом (неподчинением требованиям родителей);

• изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с роди­
телями, сокрытием информации и действий).

Особую группу конфликтов составляют конфликты родителей с взрос­лыми детьми (имеются в виду с детьми, определившимися в жизни имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями вместе или раздельно).

Выделяют следующие сложности во взаимодействии родителей с взрослыми детьми:

• отсутствие контакта с детьми - непонимание того, как они живут,
чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощуще­
ние своей родительской ненужности, чуждости ребенку:

• неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры
и конфликты по пустякам;

• тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны
были бы с точки зрения родителей. Часто при этом родители восприни­
мают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких
(сын бросил институт, дочь сделала два аборта);

• проблемы связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением
детей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.);

• конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков;

• сложности^ возникающие из-за готовности родителей давать советы
и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе и семейную

Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия ро­дителей с детьми являются:

- психологическое просвещение родителей;

- семейное индивидуальное и групповое консультирование;

- семейная групповая и индивидуальная психотерапия.

Таким образом, семейный конфликт рассматривается как способ выра­жения и разрешения противоречий, лежащих в основе развития сложней­шей системы, каковой является семья, Противоречия заложены в самом механизме функционирования семьи как малой социальной группы, а конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, обнаруживает себя во взаимоотношении и взаимодействии членов семьи.

 

Осадок, сформировавшийся в стадию седиментогенеза, представляет собой неравновесную в физико-химическом отношении систему, состоящую из твердой, жидкой и газообразной фаз, с преобладанием двух последних. Характерной особенностью осадка является и обилие микроорганизмов. При этом, чем выше дисперсность осадка, тем больше микроорганизмов, количество которых с глубиной сокращается.

В осадках выделяется окислительная и восстановительная зоны (Н.М. Страхов, 1966). Зона окисления охватывает лишь верхний слой осадка мощностью от долей до нескольких десятков сантиметров. В ней, окислительно-восстановительный потенциал (Eh), имеет положительное значение. Ниже, как правило, развивается восстановительная зона, где Eh имеет уже отрицательное значение.

Отсутствие в осадке равновесия – является движущей силой диагенеза. В результате взаимодействия между составными частями осадка и одновременно с окружающей средой при участии внешних факторов, возникает более или менее равновесная система, в которой составные части приспосабливаются для совместного сосуществования. Диагенез – означает перерождение или преобразование. Граница между седиментогенезом и диагенезом условна и проводится в осадке при отделении его от воздействия внешней среды отложения.

В стадии диагенеза происходят следующие основные процессы.

Уплотнение осадка. Накопившийся осадок имеет невысокую плотность. У глинистых илов она составляет 1,2 – 1,3 г/см3, у песчаных и алевритовых осадков (накопившихся в водной среде) – 1,5 – 1,7, в образовавшихся на суше – 1,3 – 1,4. К концу стадии диагенеза в следствии отжатия воды, перегруппировки частиц и других процессов, плотность глинистых осадков возрастает до 1,6 – 1,8 г/см3 , песков 1,7 – 1,9. Подобные явления происходят и с другими осадками. Скорость и степень уплотнения определяются составом осадка и скоростью отжатия воды – коэффициентом фильтрации. Третьим важным фактором, считают скорость осадконакопления, которая увеличивает литостатическое давление, и прямо пропорционально влияет на скорость и степень уплотнения.

Дегидратация и гидратация осадка. В результате процесса уплотнения, под действием литостатического давления, вода из осадка отжимается и перемещается в вышележащие слои. К концу стадии диагенеза удаляется до 50% исходного количества воды. Осадки, образовавшиеся в воздушной среде (эоловые отложения, пески, лесс), наоборот получают влагу из подстилающих отложений за счет диффузии или же из окружающей среды в виде атмосферных осадков.

Переработка осадка организмами имеет место в континентальных и морских условиях. Интенсивнее всего перерабатываются тонкодисперсные осадки водоемов (пелитовые, карбонатные, фосфатные и др.) с повышенным содержанием органического вещества. Главная роль в этом процессе принадлежит бактериям и илоедам, а само явление максимально развито на первых десятках сантиметров, а ниже быстро затухает. В меньшей степени на преобразование осадка влияют корни живых растений.

Образование устойчивых минеральных образований за счет неустойчивых в данной физико-химической обстановке – характерный для диагенеза процесс. В зоне осадконакопления, в условиях избытка экзогенной энергии, возникают малоустойчивые минеральные модификации минералов, обладающие запасом энергии. При захоронении осадка они отдают эту энергию окружающей среде, а сами образуют устойчивые разновидности. Пример таких превращений – переход гидротроиллита (FeS n H2O) в пирит или марказит (FeS2), гипса в ангидрит, арагонита в кальцит, опала в халцедон и др.

Растворение и разложение неустойчивых составных частей осадка в значительной своей части определяется физико-химическими и биолого-химическими параметрами и свойствами среды – pH, Eh среды, количеством растворенных в воде солей и газов, давлением, температурой, жизнедеятельностью организмов и т.д. Многообразие этих свойств определяет в одном сочетании устойчивость данного компонента, в другом – его химическую активность и подвижность.

Минеральные новообразования. Новые минералы могут возникать в результате реакций между неустойчивыми минеральными и органическими частями осадка, а также находящимися в нем жидкой и газообразной фазами, или же при взаимодействии между последними.

Аутигенез – процесс, при котором происходит образование минералов in situ. Этот термин употребляется для любых минералов, которые образуются после формирования вмещающей породы, но не в процессе трансформации или перекристаллизации.

Псевдоморфизм (pseudos – фальшивый, morphi – форма) – процесс кристаллизации минерала в чуждой ему форме. Наблюдается, когда минерал занимает место первоначального кристалла или организма с сохранением мельчайших деталей поверхности первоначального. Различают псевдоморфизм замещения, выполнения и изменения.

Диагенетическими минеральными образованьями являются марказит, сидерит, фосфорит, кремнистые и глинистые минералы. В обломочных, органогенных и оолитовых карбонатных образованьях новообразованные минералы нередко выполняют роль цемента.

Кристаллизация и перекристаллизация составных частей осадка характерна для хемогенных и коллоидальных образований, а также органических минеральных остатков. Образование конкреций, исходным материалом, для которых большей частью являются коллоиды, обычно сопровождается кристаллизацией вещества, уменьшением его удельной поверхности, адсорбционной способности, что в конечном итоге придает системе большую устойчивость.

Кристаллические образования (кальцит, доломит, сульфаты, галоиды, гипс и др.) в стадии диагенеза могут перекристаллизовываются. Этому способствуют:

- беспорядочное расположение отдельных кристаллических индивидуумов

- наличие дефектов в кристаллических решетках

- высокая поверхностная активность соединений (за счет большой дисперсности).

Наиболее интенсивно перекристаллизовываются тонкозернистые, однородные (лишенные примесей) осадки.

На течение процессов диагенеза оказывают влияние внешние факторы: температура, давление, продолжительность их воздействия, скорость накопления осадка и его аэрируемость. Они способны ускорять, замедлять или даже практически останавливать течение диагенетических процессов.

Стадия диагенеза завершается превращением осадка в осадочную горную породу. Поскольку осадок, по внешним признакам, не всегда можно отличить от породы, принято считать, что стадия диагенеза заканчивается с прекращением жизнедеятельности организмов и достижением физико-химического равновесия в породах. Продолжительность стадии диагенеза колеблется в широких пределах и может составлять десятки и даже сотни тысяч лет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решения относительно товарной номенклатуры | Тема 2. Финансовый рынок и финансовая система в среде предпринимательства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.