КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимоотношение мнемической и познавательной установок в непроизвольном запоминании текста (по П. И. Зинченко)
По мнению П. И. Зинченко, непроизвольное запоминание возникает в результате целенаправленного взаимодействия человека с теми или иными объектами [43]. При этом само оно осуществляется в ходе самого этого действия, без наличия специальной задачи на запоминание. К примеру, читая интересную книгу, человек может запомнить цвет ее обложки, хотя это и не являлось в данном случае его целью. Более сложные формы непроизвольного запоминания связаны с закреплением в памяти тех или иных сторон того содержания деятельности, которую он осуществляет. Так, каждый зритель может в общих чертах пересказать содержание просмотренного фильма, даже если он и не ставил перед собой цели его запомнить. В этих и других случаях сам акт запоминания является непроизвольным, а значит, и неосознаваемым. Но при этом такие неосознаваемые акты «встроены» в структуру сознательно реализуемого действия. Наличие такой сознательной регуляции деятельности в целом позволяет осуществлять произвольное воспроизведение того, что было запомнено непроизвольно. Такая динамика непроизвольного и произвольного в процессе познавательной деятельности школьника позволяет раскрыть некоторые психологические резервы памяти школьника. Общая логика непроизвольного запоминания состоит в том, что оно осуществляется в ходе определенных действий. При этом тот материал, который составляет непосредственную цель действия, запоминается достаточно точно и эффективно. В то же время все, что относится к способам осуществления действия, к его операциям, запоминается довольно схематично, расплывчато, менее прочно. В силу этого само изменение стриктуры деятельности, преобразование отношений между действиями и операциями способно изменить процесс непроизвольного запоминания.
В процессе обучения основной целью действий ученика на начальном этапе освоения материала выступает его понимание. В этом случае перед учениками ставится задача понять содержание учебного материала. Понимание как действие ученика может быть представлено в виде процесса преобразования словесной формы учебного материала в форму нового типа. Считается, что понимание текста связано с его аналитико-синтетическими преобразованиями. С одной стороны, имеют место операции логического анализа, вычленения «смысловых единиц», «опорных пунктов». С другой стороны, происходит синтез, объединение отдельных «смысловых вех». В итоге в сознании ученика появляется новый текст, в котором содержание представлено в более сжатой, сокращенной форме. Результат понимания состоит в том, что осваиваемое содержание закрепляется за определенной новой речевой формой, отличающейся от прежней по ряду существенных параметров. Основным из них является использование новых слов для выражения того же содержания. В этом плане понять — значит суметь выразить то же содержание, но другими словами. Как показали исследования, наиболее ярко эти особенности понимания представлены в действиях школьников старших классов. В ходе процесса понимания, как и в ходе любого другого действия, осуществляется процесс непроизвольного запоминания. При этом особенности запоминания определенным образом проявляются в характеристиках процесса непроизвольного запоминания. Так, определенное сокращение текста при понимании приводит к тому, что воспроизведение при непроизвольном запоминании оказывается менее полным. Вторая особенность непроизвольного запоминания состоит в том, что оно обеспечивает меньшую точность по сравнению с произвольным запоминанием, что опять-таки связано с особенностями понимания текста 1сак его -преобразования.
Другой состав действия складывается в том случае, когда ученик осуществляет целенаправленное запоминание текста. В этом случае ученику предлагается запомнить текст учебного материала. Такое запоминание называется произвольным. Цель произвольного запоминания — закрепить в сознании школьника изучаемое содержание. Процесс понимания входит в состав запоминания, выступает его основой. Однако в этом случае процесс понимания осуществляется уже не как самостоятельный процесс, а как сознательно контролируемая операция. В составе действия запоминания эта операция осуществляется наряду с другими, направленными на вычленение и связывание определенных смысловых частей материала и установление между ними последовательности в целях запоминания. Такой состав действия меняет и протекание процессов запоминания. В этом случае на первый план выходит произвольное запоминание учебного материала. Отличительной чертой данного процесса выступает тот факт, что отношение между исходным текстом и конечным, закрепленным в сознании ученика, в данном случае менее свободно. Ре- шение мнемической задачи по произвольному запоминанию не предполагает осуществления процесса абстрагирования от имеющейся словесной формы учебного материала. Текст не преобразовывается так, чтобы его можно было пересказать «своими словами». Наоборот, задача на запоминание предполагает закрепление текста в его имеющейся словесной форме. Даже в случае логической обработки текста для его лучшего запоминания существенного изменения строения текста не происходит. Для более точной дифференцировки процессов понимания и произвольного запоминания в ходе экспериментов школьникам предлагалось запомнить только основное содержание текста. Такая установка должна была приблизить процесс произвольного запоминания к процессу понимания. Однако и в этом случае произвольное запоминание оказалось более текстуальным, чем то, которое осуществляется непроизвольно в процессе понимания. В этом состоит одно из преимуществ произвольного запоминания текста над непроизвольным.
Вместе с тем было бы неверно отрицать ту существенную роль, которую способно сыграть непроизвольное запоминание в процессе усвоения знаний школьниками. Для этого педагогам необходимо организовать специальную деятельность по руководству непроизвольной памятью учащихся. Теоретическую основу такого руководства должны составить имеющиеся представления о ее психологической сущности. Поскольку непроизвольное запоминание по определению является • побочным продуктом деятельности, то самым общим и необходимым условием его осуществления выступает взаимодействие субъекта с объектами. Такое взаимодействие может осуществляться на разных уровнях осознанности — от неосознаваемых реакций до сознательных целенаправленных действий. В ходе сознательных действий ученика продуктивность непроизвольного запоминания наиболее велика. На продуктивность непроизвольного запоминания влияет и то место, которое материал занимает в структуре действия. Исследования показывают, что особенно продуктивно запоминается тот материал, который входит в содержание основной цели действия. В этом случае у школьника активно поддерживается ориентировка по отношению к данному материалу, а сам факт достижения результата действия выступает в роли действенного подкрепления непроизвольного запоминания. Менее продуктивно запоминается материал, связанный с условиями достижения цели. Эти моменты необходимо учитывать при постановке перед учащимися задач как на восприятие, так и на понимание учебного материала. Наиболее значимой роль непроизвольного запоминания становится в ситуациях усвоения учеником сложного материала. В этом случае установка на целенаправленное запоминание может привести к тому, что ученик будет стараться запомнить весь учебный материал без его должного понимания. В то же время установка на глубокое понимание способна как активизировать процесс выявления сущности изучаемого материала, так и вызвать к жизни его непроизвольное запоминание. Педагогические преимущества данного пути состоят в том, что он:
• избавляет ученика от необходимости механического запоминания; • обеспечивает глубокое понимание текста; • повышает продуктивность непроизвольного запоминания; • подготавливает почву для последующего прочного сознательного закрепления материала. В целом полученные автором данные сравнительного изучения непроизвольного и произвольного запоминания позволили ему сделать важный вывод о соотношении познавательных и мнемических задачи в процессе обучения. По его мнению, «закономерности формирования познавательных и мнемических действий и особые условия их функционирования требуют выделения познавательных и мнемических задач, раздельного их выполнения» [43, с. 480]. Этот вывод ориентирует педагогов на необходимость ориентации обучения не только на произвольное, но и на непроизвольное запоминание. Познавательные задачи приобретают приоритетное значение на этапе освоения школьниками нового учебного материала. В этом случае от педагога требуется более активно организовывать и стимулировать умственную деятельность самих школьников. Это тем более необходимо, чем труднее для усвоения новый материал. В подобных ситуациях преждевременная стимуляция мнемической активности будет только мешать осмыслению, подталкивая учеников к механическому запоминанию материала. Мнемические задачи возникают на этапе закрепления школьниками учебного материала. В этих условиях наиболее продуктивным выступает произвольное запоминание. Во многом это объясняется и тем, что оно начинает опираться на уже имеющиеся результаты непроизвольного запоминания, возникшего в ходе реализации действия понимания. Если учебный материал сравнительно нетрудный, то возникновение мнемических задач возможно уже на этапе его освоения. В этих случаях произвольное запоминание становится значительно продуктивнее непроизвольного и поэтому вполне оправданно с самого начала изучения приступать к его реализации.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |