Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение степени внушаемости школьников




Опытно-экспериментальное знание

(по И. Е. Шварцу)

Актуальность проблемы. Одним из основных методов воспитания считается убеждение как способ целенаправленного воздействия на сознание школьника. Вместе с тем в практике обучения и воспитания достаточно широко используется и метод внушения, как в форме пря­мого педагогического внушения, так и в виде косвенных педагогических воздействий. В связи с этим, считает И. Е. Шварц, возникает необходи­мость выявления и учета степени внушаемости школьников [107].

Исследованность проблемы. Внушение выступает одной из форм неосознаваемого побуждения. При этом под внушением понимается особый вид психического воздействия (главным образом словесного) на человека, вызывающий у него некритическое восприятие того, что внушается, и приводящий к возникновению определенных представ­лений, понятий, поступков. Значительный вклад в разработку пробле­мы внушения внес В. М. Бехтерев. Им были изучены многообразные факты проявлений внушения в общественной жизни. Всё это привело его к выводу о том, что внушение должно стать предметом изучения не только врачей, но и всех других лиц, изучающих условия обще­ственной психики и законы ее проявления.

Ряд авторов — В. А. Артемов, В. А. Бакеев, К. И. Платонов, Г. И. Рос-солимо, В, Ф. Сафин, А. П. Слободяник, В. А. Часов — предложили значительное количество индикаторных методик, которые дают воз­можность судить о податливости человека к внушению. В них эффект внушающего воздействия как выступает в виде непосредственных словесных, мнемических или двигательных реакций, так и регистрирует­ся при помощи специальной аппаратуры.

Объект исследования. Учащиеся подросткового возраста.

Предмет исследования. Степень внушаемости как дифференциаль­но-личностное образование, обеспечивающее саморегулирование де­ятельности субъекта под влиянием неосознаваемых внешних воздей­ствий.

Задача исследования. Выявление степени внушаемости учащихся старших классов. Гипотеза исследования. Включает в себя два положения: а) предпо­лагается, что в одном и том же классе находятся учащиеся, имеющие различную степень внушаемости; б) существует определенная зависи­мость между степенью внушаемости и качествами познавательной и общественной активности учащихся.

Метод исследования. Для массовой педагогической практики наи­более рационально определять степень внушаемости по результатам, полученным в серии опытов, каждый из которых дает возможность обобщенно судить, поддался или не поддался испытуемый внушению.

Индикаторная методика № 1 «Укол». Испытуемым, дается в руки ко­робка с отверстиями. В отверстиях видны иголки, но устройство короб­ки таково, что иголки не могут уколоть испытуемых. Исследователь, обращая внимание испытуемых на иголки, говорит: «Про­верим ваше осязание. Как только почувствуете укол, скажите». Внушаемость определяется по скорости отдергивания руки испытуемым.

Индикаторная методика № 2 «Линии». Испытуемым показывают отрезки линий в несколько сантиметров. Каждая новая линия больше преды­дущей на 1 см. Всего используются восемь линий следующего размера: 1) 6,5 см, 2) 7,5 см, 3) 8,5 см, 4) 9,5 см, 5) 10,5 см, 6) 11 см, 7) 11 см, 8) 11 см. Демонстрируя последовательно отрезок за отрезком, исследователь каж­дый раз спрашивает испытуемого: «Какая линия больше?». Испытуе­мый отвечает правильно. После шестой линии показывают отрезок, рав­ный предыдущему.

Внушаемость определяется в том случае, если испытуемый «не замеча­ет» подмены.

Индикаторная методика № 3 «Тяжесть». Испытуемому предлагается сравнить вес предметов: 1) 76 г, 2) 100 г, 3) 125 г, 4) 150 г, 5) 175 г, 6) 200 г, 7) 200 г, 8) 200 г. Предлагая сравнить второй вес с первым, исследователь спрашивает: «Правда, второй 'вес тяжелее первого?» Получив утверди­тельный ответ, исследователь повторяет: «Тяжелее». Аналогично пред­лагается последовательно сравнить все последующие веса. Критически­ми являются опыты седьмой и восьмой, которые позволяют судить о внушаемости школьника.

Индикаторная методика № 4 «Цветные полоски». Испытуемым после­довательно предъявляют 8 полосок: 6-я, 7-я и 8.-я одинаково темного цвета, остальные, начиная с первой, представляют собой постепенный переход от белого цвета к темному (шестая полоска). Предъявляя очередную полоску, исследователь спрашивает: «Правда, она темнее предыдущей?» и вслед за тем подкрепляет это мнение: «Пра­вильно, она темнее».

В зависимости от ответов при предъявлении седьмой и восьмой поло­сок судят о внушаемости. Индикаторная методика № 5 «Запах». Испытуемому предъявляется три совершенно чистых флакона, при этом исследователь убежденно гово­рит, что два флакона совершенно не имеют запаха, а в одном был бен­зин. «Ваша задача определить, в каком флаконе был бензин, запах кото­рого чувствуется очень отчетливо».

К внушаемым относятся испытуемые, которые сразу, без колебаний, ука­зывают флакон, в котором «был» бензин.

Индикаторная методика № 6 «Города». Исследователь говорит: «Напи­шите, пожалуйста, на листке какие-нибудь 4 города. Напишите, какие хотите — например, Пермь, Свердловск, Хабаровск, Москва». К внушаемым относят тех испытуемых, которые в своем ответе повто­рили не менее трех городов, предложенных исследователем в качестве примера.

Индикаторная методика № 7 «Падение назад». Испытуемые становят­ся спиной к стене. Экспериментатор предлагает испытуемому рассла­бить мышцы, сомкнуть носки и пятки. После этого исследователь тол­кает испытуемого в плечо, в то же время страхует его от полного падения назад. После такого тренировочного опыта начинается собственно опыт по определению внушаемости. Исследователь говорит: «Я буду считать до пяти, когда скажу пять, глаза закрыть. Раз — успокоились; два — слу­шайте только мой голос; три — расслабились; четыре-пять — глаза за­крыть. Вас начинает тянуть назад. Вы все больше отклоняетесь назад. Вы все больше падаете назад... Назад! Назад!»

Проводя внушение падения назад, исследователь стоит за спиной испы­туемого. Иногда для усиления эффекта внушения психолог приклады­вает пальцы рук к височным областям головы испытуемого и делает лег­кие движения от глаз к затылку.

Степень внушаемости определяется по времени, затрачиваемому на вну­шение от момента закрытия глаз до отклонения или падения назад. Индикаторная методика № 8 «Падение вперед». Экспериментатор тре­бует, чтобы испытуемый, стоящий у стены, смотрел в одну точку — на переносицу исследователя. Притронувшись вытянутыми руками к ви­сочным областям испытуемых и смотря им в глаза, психолог начинает внушение: «Вас начинает тянуть вперед. Вы шатаетесь. Вас все больше тянет вперед, ко мне. Вы не в силах удержаться. Вы падаете». Произнося вторую или третью формулу внушения, исследователь раз­водит руки в стороны и слегка отклоняет свой корпус назад. Степень внушаемости здесь констатируется по быстроте реакции испы­туемых на содержание внушения, проводимого психологом.

Индикаторная методика №9 «Сцепление рук». Испытуемым предлага­ют сцепить кисти рук, крепко сжать пальцы, смотреть в глаза исследова­телю. Психолог говорит: «Ваши руки немеют, они теряют чувствитель­ность. Пальцы все крепче и крепче сжимаются. Я считаю до десяти, и вы не сможете их разорвать. Я считаю: раз, два. Вы теряете управление рука­ми. Три, четыре. Руки стягивает. Пять, шесть. Пальцы слиплись. Семь, восемь. Руки не разорвать. Девять, десять. Попробуйте разжать. Не може­те, не можете».

Степень внушаемости определяется по тому, как испытуемый разъеди­няет пальцы: делает он это с трудом или совсем не может этого сделать.

Результаты исследования. В зависимости от показателей всей се­рии обучаемые подразделились на три группы: легковнушаемые (ЛВ), средневнушаемые (СВ), трудновнушаемые (ТВ). В дальнейшем для экспериментальных целей учитывались различия только между учащи­мися двух полярных групп — легковнушаемыми и трудновнушаемыми. Для более полной характеристики данных типов личности И. Е. Шварц предлагает использовать следующие симптомокомплексы (табл. 7.1)

[107, с. 107].

Таблица 7.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.