КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение степени внушаемости школьников
Опытно-экспериментальное знание (по И. Е. Шварцу) Актуальность проблемы. Одним из основных методов воспитания считается убеждение как способ целенаправленного воздействия на сознание школьника. Вместе с тем в практике обучения и воспитания достаточно широко используется и метод внушения, как в форме прямого педагогического внушения, так и в виде косвенных педагогических воздействий. В связи с этим, считает И. Е. Шварц, возникает необходимость выявления и учета степени внушаемости школьников [107]. Исследованность проблемы. Внушение выступает одной из форм неосознаваемого побуждения. При этом под внушением понимается особый вид психического воздействия (главным образом словесного) на человека, вызывающий у него некритическое восприятие того, что внушается, и приводящий к возникновению определенных представлений, понятий, поступков. Значительный вклад в разработку проблемы внушения внес В. М. Бехтерев. Им были изучены многообразные факты проявлений внушения в общественной жизни. Всё это привело его к выводу о том, что внушение должно стать предметом изучения не только врачей, но и всех других лиц, изучающих условия общественной психики и законы ее проявления. Ряд авторов — В. А. Артемов, В. А. Бакеев, К. И. Платонов, Г. И. Рос-солимо, В, Ф. Сафин, А. П. Слободяник, В. А. Часов — предложили значительное количество индикаторных методик, которые дают возможность судить о податливости человека к внушению. В них эффект внушающего воздействия как выступает в виде непосредственных словесных, мнемических или двигательных реакций, так и регистрируется при помощи специальной аппаратуры.
Объект исследования. Учащиеся подросткового возраста. Предмет исследования. Степень внушаемости как дифференциально-личностное образование, обеспечивающее саморегулирование деятельности субъекта под влиянием неосознаваемых внешних воздействий. Задача исследования. Выявление степени внушаемости учащихся старших классов. Гипотеза исследования. Включает в себя два положения: а) предполагается, что в одном и том же классе находятся учащиеся, имеющие различную степень внушаемости; б) существует определенная зависимость между степенью внушаемости и качествами познавательной и общественной активности учащихся. Метод исследования. Для массовой педагогической практики наиболее рационально определять степень внушаемости по результатам, полученным в серии опытов, каждый из которых дает возможность обобщенно судить, поддался или не поддался испытуемый внушению. Индикаторная методика № 1 «Укол». Испытуемым, дается в руки коробка с отверстиями. В отверстиях видны иголки, но устройство коробки таково, что иголки не могут уколоть испытуемых. Исследователь, обращая внимание испытуемых на иголки, говорит: «Проверим ваше осязание. Как только почувствуете укол, скажите». Внушаемость определяется по скорости отдергивания руки испытуемым. Индикаторная методика № 2 «Линии». Испытуемым показывают отрезки линий в несколько сантиметров. Каждая новая линия больше предыдущей на 1 см. Всего используются восемь линий следующего размера: 1) 6,5 см, 2) 7,5 см, 3) 8,5 см, 4) 9,5 см, 5) 10,5 см, 6) 11 см, 7) 11 см, 8) 11 см. Демонстрируя последовательно отрезок за отрезком, исследователь каждый раз спрашивает испытуемого: «Какая линия больше?». Испытуемый отвечает правильно. После шестой линии показывают отрезок, равный предыдущему. Внушаемость определяется в том случае, если испытуемый «не замечает» подмены. Индикаторная методика № 3 «Тяжесть». Испытуемому предлагается сравнить вес предметов: 1) 76 г, 2) 100 г, 3) 125 г, 4) 150 г, 5) 175 г, 6) 200 г, 7) 200 г, 8) 200 г. Предлагая сравнить второй вес с первым, исследователь спрашивает: «Правда, второй 'вес тяжелее первого?» Получив утвердительный ответ, исследователь повторяет: «Тяжелее». Аналогично предлагается последовательно сравнить все последующие веса. Критическими являются опыты седьмой и восьмой, которые позволяют судить о внушаемости школьника.
Индикаторная методика № 4 «Цветные полоски». Испытуемым последовательно предъявляют 8 полосок: 6-я, 7-я и 8.-я одинаково темного цвета, остальные, начиная с первой, представляют собой постепенный переход от белого цвета к темному (шестая полоска). Предъявляя очередную полоску, исследователь спрашивает: «Правда, она темнее предыдущей?» и вслед за тем подкрепляет это мнение: «Правильно, она темнее». В зависимости от ответов при предъявлении седьмой и восьмой полосок судят о внушаемости. Индикаторная методика № 5 «Запах». Испытуемому предъявляется три совершенно чистых флакона, при этом исследователь убежденно говорит, что два флакона совершенно не имеют запаха, а в одном был бензин. «Ваша задача определить, в каком флаконе был бензин, запах которого чувствуется очень отчетливо». К внушаемым относятся испытуемые, которые сразу, без колебаний, указывают флакон, в котором «был» бензин. Индикаторная методика № 6 «Города». Исследователь говорит: «Напишите, пожалуйста, на листке какие-нибудь 4 города. Напишите, какие хотите — например, Пермь, Свердловск, Хабаровск, Москва». К внушаемым относят тех испытуемых, которые в своем ответе повторили не менее трех городов, предложенных исследователем в качестве примера. Индикаторная методика № 7 «Падение назад». Испытуемые становятся спиной к стене. Экспериментатор предлагает испытуемому расслабить мышцы, сомкнуть носки и пятки. После этого исследователь толкает испытуемого в плечо, в то же время страхует его от полного падения назад. После такого тренировочного опыта начинается собственно опыт по определению внушаемости. Исследователь говорит: «Я буду считать до пяти, когда скажу пять, глаза закрыть. Раз — успокоились; два — слушайте только мой голос; три — расслабились; четыре-пять — глаза закрыть. Вас начинает тянуть назад. Вы все больше отклоняетесь назад. Вы все больше падаете назад... Назад! Назад!»
Проводя внушение падения назад, исследователь стоит за спиной испытуемого. Иногда для усиления эффекта внушения психолог прикладывает пальцы рук к височным областям головы испытуемого и делает легкие движения от глаз к затылку. Степень внушаемости определяется по времени, затрачиваемому на внушение от момента закрытия глаз до отклонения или падения назад. Индикаторная методика № 8 «Падение вперед». Экспериментатор требует, чтобы испытуемый, стоящий у стены, смотрел в одну точку — на переносицу исследователя. Притронувшись вытянутыми руками к височным областям испытуемых и смотря им в глаза, психолог начинает внушение: «Вас начинает тянуть вперед. Вы шатаетесь. Вас все больше тянет вперед, ко мне. Вы не в силах удержаться. Вы падаете». Произнося вторую или третью формулу внушения, исследователь разводит руки в стороны и слегка отклоняет свой корпус назад. Степень внушаемости здесь констатируется по быстроте реакции испытуемых на содержание внушения, проводимого психологом. Индикаторная методика №9 «Сцепление рук». Испытуемым предлагают сцепить кисти рук, крепко сжать пальцы, смотреть в глаза исследователю. Психолог говорит: «Ваши руки немеют, они теряют чувствительность. Пальцы все крепче и крепче сжимаются. Я считаю до десяти, и вы не сможете их разорвать. Я считаю: раз, два. Вы теряете управление руками. Три, четыре. Руки стягивает. Пять, шесть. Пальцы слиплись. Семь, восемь. Руки не разорвать. Девять, десять. Попробуйте разжать. Не можете, не можете». Степень внушаемости определяется по тому, как испытуемый разъединяет пальцы: делает он это с трудом или совсем не может этого сделать. Результаты исследования. В зависимости от показателей всей серии обучаемые подразделились на три группы: легковнушаемые (ЛВ), средневнушаемые (СВ), трудновнушаемые (ТВ). В дальнейшем для экспериментальных целей учитывались различия только между учащимися двух полярных групп — легковнушаемыми и трудновнушаемыми. Для более полной характеристики данных типов личности И. Е. Шварц предлагает использовать следующие симптомокомплексы (табл. 7.1) [107, с. 107]. Таблица 7.1
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |