Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование национальных экологических приоритетов




Регулирование национальных экологических и экономических взаимоотношений возможно в трех вариантах:

1) вариант экономических приоритетов – экстенсивное использование природных ресурсов без оглядки на природу и интересы будущих поколений, преобразование или, скорее, разрушение природной среды сообразно потребностям материального производства. Этот путь ведет к деградации природной среды и угрожает существованию человеческого общества;

2) вариант экологических приоритетов – ограничение потребностей общества – замораживание, стабилизация производительных сил с целью сокращения до минимума хозяйственной нагрузки на биосферу при сокращении или перепрофилировании или ликвидации экологически опасных производств;

3) вариант приоритета благополучия человеческого общества – обеспечение, на основе познания объективных законов развития биосферы в условиях антропогенного воздействия и происходящих в биосфере процессов обмена вещества и энергии, качества окружающей среды при управляемом сочетании экономических и экологических интересов общества.

В текущий период устранение имеющихся противоречий возможно при гармонизации экологических и экономических интересов общества с целью достижения определенного качества окружающей среды, отвечающего реальным социальным условиям, научно-техническим и экономическим возможностям общества.

В основу такой гармонизации должны быть заложены следующие принципы:

- жесткое ограничение экстенсивного использования природных ресурсов, реализация совокупности мероприятий, главным образом, управленческого характера, по сохранению естественных (природных) подсистем;

- рациональное интенсивное использование природных ресурсов для удовлетворения экономических потребностей общества в сочетании с обязательными мерами по экологизации производства с целью оптимизации негативного воздействия на окружающую среду и минимизации его последствий;

- воспроизводство (главным образом, воспроизводимых) природных ресурсов, устранение последствий негативного воздействия жизнедеятельности общества, оздоровление среды обитания;

- платность природопользования, платность за негативное воздействие, реальное возмещение ущерба населению, окружающей среде;

- участие гражданского общества в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, благоустройства среды обитания.

Необходима переориентация управленческой системы в сфере взаимодействия общества и окружающей среды и преобразование ее в систему управления качеством окружающей среды на основе доступных санитарно-гигиенических и эколого-экономических показателей. Такое преобразование существующей управленческой системы в систему управления качеством окружающей среды должно происходить во всех без исключения ее элементах.

Такая управленческая система может быть дееспособной, если в ней функционально будут задействованы блоки обеспечения природоохранной деятельности, блоки исходной информации, анализа и принятия решений, разработки и реализации мероприятий, контроля и ответственности.

Реализация системы требует тесного целенаправленного взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной властей, а в условиях современного законодательства, и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Условия оптимизации системы «природа-общество-природа» вызывает необходимость пересмотра не только характера производственной деятельности человека, которая до настоящего времени, особенно в нашей стране, направлена на создание материальных благ. Стоящая перед человечеством проблема требует изменения всех сфер жизни людей, включающих научно-техническое развитие, образование, просвещение, формирование экологической культуры и нравственности. Следовательно, должна измениться роль государства, его институтов в сторону экологизации системы управления.

Также требует переосмысления положение о роли и месте человека в природе. В сознании общества в течение длительного периода времени внедрялось представление, что человек – это царь природы, вся природа подвластна ему и служит для удовлетворения его все возрастающих потребностей, что природу можно безнаказанно преобразовывать в угоду эгоистическим интересам человека и общества, что из природы как из неисчерпаемой кладовой, можно брать и брать сколько угодно, не задумываясь о последствиях. Человек упустил из виду, что он является биологическим видом, обитающим в биосфере и что его отличие от иных представителей животного мира сводится, в конце концов, к способности создавать производство потребительской продукции, вооружаться техническими средствами, развивать технологии. Однако это совсем не означает, что человек как биологический вид может игнорировать законы развития биосферы.

Россия все еще находиться на ресурсорасточительной, индустриально-технократической стадии развития с переходной экономикой, основанной на экстенсивном использовании и распродаже природных ресурсов. Нефть является нашим основным валютным источником, на 80% обеспечивающим платежный баланс и финансовые операции. Устаревшие энерго- и ресурсо- расточительные технологии производства, морально и физически изношенные оборудование и инженерные коммуникации не только не могут обеспечить необходимые темпы развития экономики, улучшение материального уровня населения, но приводят к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, достигающим запредельные значения в ареалах сосредоточения населения и производства. Низкий уровень жизни, неблагоприятная среда обитания в свою очередь истощает людской капитал, приводит к обострению социальной и политической обстановки.

По данным Государственного доклада «О состоянии и охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году» по сравнению с 2005 годом количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2006 году увеличился на 0,7 млн. тонн. Резко увеличилось загрязнение атмосферного воздуха от автотранспорта: за 10 лет с 1995 года количество выбросов увеличилось в 1,5 раза и составило 15,3 млн. тонн, что еще не «дотягивает» до выбросов промышленности (20,5 млн. тонн). Однако в подавляющем числе крупных городов выбросы от автотранспорта оказывают доминирующее влияние на атмосферу.

Несколько уменьшился объем потребления воды из водных объектов - на 4% и сброс загрязненных стоков – на 2%. Однако проблемы обеспечения населения чистой питьевой водой за последний период резко обострились. В различных регионах страны участились случаи массового заболевания людей из-за некачественной питьевой воды.

Увеличилось образование отходов. Учтенное количество отходов производства и потребления в 2006 году превысило 2,6 млрд. тонн, из них 300 тыс. тонн чрезвычайно опасных и 1,6 млн. тонн высоко опасных отходов. Далеко не все они подвергаются соответствующей переработке, обезвреживанию и утилизации. В нашей стране, в отличие от промышленно развитых стран, отходы производства и потребления не стали источником вторичных ресурсов. Переработка отходов все еще находится в зачаточном состоянии. В связи с несоблюдением установленных требований по экологически безопасному размещению отходы являются источником загрязнения почв, вод, воздуха.

Следует констатировать, что экологические проблемы по существу не относятся к приоритетным, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Так, например, в ежегодно принимаемой комплексной программе социально-экономического развития Московской области на текущий финансовый год охрана окружающей среды и рациональное природопользование, обеспечение устойчивого развития не входят в перечень приоритетов социально-экономического развития.[11]

Пока еще в общественном сознании, в органах государственной власти и управления на высшем федеральном уровне и на уровне регионов превалирует технократическая идеология, предполагающая первичность развития экономики доступными в текущий период методами для решения социальных проблем. Более того, настойчиво внедряется мысль, что экологические требования сдерживают и даже мешают развитию как отдельных производств, так и экономики в целом.

В заключение, отметим, в качестве национального интереса России в экологической сфере должна быть реализована задача сбалансированного решения проблем социально-экономического развития и сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, для решения которой необходимо:

1) добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

2) вести хозяйственную деятельность в пределах емкости экосистем на основе массового внедрения энерго – и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

Экологические проблемы мировой энергетики в основном сводятся к двум аспектам.

Во-первых, это вредные последствия для окружающей среды всвязи с выбросами в атмосферу вредных веществ. Их основнымиисточниками являются производство и потребление нефти, газа и угля.Во-вторых, это опасность радиационных выбросов в связи сэксплуатацией АЭС. Свою "негативную лепту" вносит и нерациональноеразвитие гидроэнергетики.

Экопроблемы мировой энергетики. В последние годы внимание мирового сообщества привлекает глобальное изменение климата, основной причиной которого, по мнению специалистов, является действие парникового эффекта. Эти изменения связывают с увеличением вредных выбросов в атмосферу, в первую очередь двуокиси углерода (СО2), а также других веществ, что является следствием роста мирового производства и потребления энергии. Несмотря на принимаемые в последние годы рядом государствмеры, не удается сократить загрязнение окружающей среды за счет энергетических и связанных с ними отраслей. Более половины выбросов СО2 в атмосферу приходится на долю энергетического сектора! К 2010 году ожидается увеличение этих выбросов на 50% по сравнению с 1990годом. При этом выбросы за счет энергетики стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) могут составить 12-13,5 млрд. т, или 42% общемировых. Ожидается, что количество выбросов по России и другим странам СНГ уменьшится с 3 млрд. т в начале 90-х годов прошлого века до 2,4-2,6 млрд. т в 2010 году, а их доля в общемировых снизится с 13 до 9%. 11 декабря 1997 года на международном саммите под эгидой ООН в японском городе Киото был принят и подписан 159 странами Протокол к Конвенции ООН по глобальным изменениям климата. Киотский протокол - это международный договор, предусматривающий договоренности о сокращении выбросов вредных промышленных газов. Согласно этому документу, подписавшие его страны взяли на себя обязательства принимать меры по уменьшению выбросов в атмосферу к 2008-2012 годам по сравнению с 1990 годом. Для вступления протокола в силу его должны были ратифицировать не менее 55 стран, на долю которых по состоянию на 1990 год приходилось не менее 55% мировых выбросов. Этот минимум был достигнут, когда договор ратифицировала Россия,доля которой составляет 17,4%. Всего к марту 2009 года протокол ратифицировало 181 государство, доля которых составляет более 61%. Органы, координирующие реализацию Киотского протокола. Киотский протокол определяет - для каждой из подписавших его сторон - обязательства по количественным показателям сокращений выбросов парниковых газов в атмосферу в первый период его действия - с 2008 по 2012 год. Основные обязательства по уменьшению эмиссии парниковыхгазов взяли на себя индустриальные страны. По сравнению с 1990 годом страны ЕС должны сократить выбросы на 8%, США - на 7%, Япония и Канада - на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики - на 8%. Россия и Украина в первый период действия протокола могут сохранитьсреднегодовые выбросы на уровне 1990 года. Развивающиеся страны не брали обязательств по сокращению выброса парниковых газов. США, Австралия, Китай, Индия и ряд других стран отказались от подписания документа. "Главный загрязнитель" атмосферы – Соединенные Штаты. На их долю приходится 25-30% всех выбросов парниковых газов. США отозвали свою подпись, аргументируя этот шаг тем, что выполнение протокола потребует значительных затрат и лишь усилит конкуренцию экономике страны со стороны быстро развивающихся конкурентов – Индии и Китая. В свою очередь, правительства этих азиатских стран заявили, что не намерены присоединяться к соглашению до тех пор, пока оно небудет ратифицировано в США. Ожидается, что в экономически выгодном положении окажутся прежде всего Россия и другие бывшие союзные республики, у которых из-за спада тяжелой промышленности появилась возможность торговать своими квотами на ограничение выбросов. Закон о ратификации содержитзаявление, в котором подчеркивается, что налагаемые на Россию протоколом обязательства "будут иметь серьезные последствия для ее экономического и социального развития". Законом оговорено, что обязательства сторон во втором и последующих периодах действия протокола, то есть после 2012 года, будут определяться в ходе переговоров. По итогам переговоров Россия примет решение о своем участии в протоколе во втором и последующих периодах. В случаеуспешной реализации Киотского протокола и разработки других международных соглашений подобного рода экологический фактор окажет существенное воздействие на формирование будущей структуры мировой энергетики. Оно может быть сравнимо с последствиями энергетического кризиса 1973 года. В частности, это приведет к росту доли газа в энергопотреблении, улучшению экологических стандартов энергетики, дальнейшему снижению энергоемкости мировой экономики. Что касается перспектив ядерной энергетики, то, с одной стороны, АЭС является практически единственным источником энергии в промышленных масштабах, не связанным с выбросами не только СО2, но и других парниковых газов, и поэтому полностью соответствующим требованиямпротокола Киото, но, с другой стороны, и зеленые всех мастей, и общественные движения многих стран ОЭСР выступают категорически против АЭС. Во всяком случае, в большинстве прогнозоврассматриваются ядерные (с АЭС) и безъядерные (без АЭС) сценарии развития мировой энергетики. Международное сотрудничество Ныне действующая Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (далее Энергетическая стратегия) исходит из необходимости выполнения Россией ее международных обязательств в области экологии, в частности Конвенции ООН "О трансграничном загрязнении воздуха набольшие расстояния" и протоколов к ней, а также Конвенции ООН по глобальному изменению климата и Киотского протокола к ней. Россия подписала Киотский протокол, в соответствии с которым взяла на себя обязательства к 2008-2012 годам привести выбросы по шести видам парниковых газов к уровню 1990 года. В настоящее время объемы выбросов парниковых газов значительно ниже, чем в 1990 году, что связано с экономическим спадом. Заложенные в Киотском протоколе принципы и механизмы внешнеэкономических операций с квотами на выбросы парниковых газов открывают возможности по привлечению иностранных инвестиций для повышения энергетической эффективности и соответственно улучшению экологичности ТЭК России. В Энергетической стратегии много внимания уделяется экологической политике в отношении ТЭКа с учетом международных стандартов в этой сфере, в первую очередь заложенных в Киотском протоколе. Одним из принципов Энергетической стратегии является экологическая безопасность. При этом подразумевается, что развитие энергетики не должно сопровождаться увеличением ее негативного воздействия на окружающую среду. Предусмотрен комплекс мер в этой области, которые позволят снизить уровень выбросов в окружающую среду вредных веществ и парниковых газов, последовательно ограничивая нагрузку ТЭКа на окружающую среду и приближая параметры его деятельности к соответствующим европейским экологическим нормам. Вопросы энергоэффективности и энергосбережения, а также экологические аспекты ТЭКа занимают важное место в энергетических отношениях России с ЕС, США, рядом европейских и азиатских стран. В частности, в рамках энергетического диалога Россия-ЕС рассматривается возможность создания каталога проектов в России, которые могли бы быть рассмотрены на предмет финансирования в рамках выполнения Киотского протокола. Кроме того, определены проекты вряде областей России, которые будут реализовываться с участием ЕС. Участие в международных партнерствах и проектах обеспечивает России не только возможность получения информации о государственной политике стран-участников, новейших разработках в области инновационных энергетических технологий и наилучших практиках, но и возможность дополнительной экспертизы проектов и программ федерального и регионального уровней, а также участия в совместных международных проектах. Все это может внести ощутимый вклад в решение вопросов повышения энергоэффективности и экологичности российской экономики. Важное значение для решения экологических проблем российского ТЭК имеют инвестиционные и технологические аспекты внешней энергетической политики страны. Финансовые потребности России в инвестициях на модернизацию ТЭКа с учетом современных экологических стандартов могут быть частично удовлетворены за счет внешнеэкономических операций при реализации гибких механизмов, предусмотренных Киотским протоколом. Российскому ТЭКу требуются значительные инвестиции, потребность которых в Энергетической стратегии оценивается на период до 2020 года в 500-650 млрд. долл., 80% которых могут быть получены из внутренних источников при условии благоприятного развития российской экономики. В этой связи стратегическим интересам России в энергетике соответствует оказаниесодействия привлечению значительных зарубежных инвестиций, без чего развитие и модернизация российской энергетики будут проходить достаточно сложно. Это касается ряда крупных международных проектов, ориентированных на экспорт энергоресурсов. Особое внимание следуетобратить на необходимость широкомасштабного внедрения современных технологий во все отрасли ТЭК России, а также в сферу потребления энергоресурсов, что будет содействовать решению проблем энергоэффективности, энергосбережения, а также существенному улучшению экологических стандартов энергетики и других отраслей российской экономики. Для этого необходима тщательная проработка по инвентаризации соответствующих технологий и оборудования, которые уже внедрены или могут быть внедрены в обозримом будущем в России. Можно использовать соответствующий зарубежный опыт. Например, США, где после энергетического кризиса середины 70-х годов прошлого века была разработана и реализована федеральная программа "Независимость" по развитию современных энергетических технологий во всех отраслях ТЭКа. Эта программа по своим приоритетам и государственной важности была приравнена к программам "Манхэттен" и "Аполлон". Она финансировалась из бюджетных источников, а также поощряла участие частного бизнеса. Хотя эта программа не привела к энергетической независимости, благодаря ей был сформирован серьезный задел современной технологической и промышленной базы американской энергетики, существенно улучшилась ситуация в области энергосбережения и энергоэффективности, а также экологии ТЭК США. В дальнейшем мы наблюдаем, по сути, продолжение реализации указанной программы, в том числе в рамках Энергетических стратегий США, которые разрабатываются и реализуются под непосредственным руководством американских президентов. В настоящее время готовятся предложения по новой энергетической политике Барака Обамы. Следует отметить, что новым министром энергетики США назначен физик-ядерщик, лауреат Нобелевской премии Стивен Чу, который намерен уделять особое внимание развитию высоких энергетических технологий, чтобы решать проблемы экологии, энергоэффективности, снижения энергоемкости, а самое главное - нефтеемкости американской экономики с целью уменьшения зависимости от импортных поставок нефти. Это может привести к более масштабному развитию современных энергетических технологий. Хороший опыт накоплен в ЕС и Японии.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.