Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В играх, театрализациях,в рассказахо своих действиях

При выполнении этих видов работы аномальный ребенок особо нуждается в принятии со стороны взрослого, в при­знании его достижений, в поощрении и эмоциональной отзывчивости со сторо­ны сверстников и педагога. Органичес­кие нарушения и запаздывания в эмоци­ональном развитии ведут к нарушениям коммуникативного поведения.

Слабость коммуникативной функции речи выступает на первый план в струк­туре общего речевого недоразвития при интеллектуальной недостаточности и вле­чет за собой нарушение в коммуникатив­ной деятельности. Дефекты речи при ин­теллектуальной недостаточности имеют системный характер и распространяются не только на коммуникативную, но и по­знавательную и регулирующую функции речи. Коррекционная работа по развитию речи и коммуникативного поведения осу­ществляется в повседневной жизни в про­цессе общения с ребенком, при индиви­дуальной и групповой работе с дефектологом и воспитателем. Используются сле­дующие методические приемы:

1. Действия с натуральными предме­тами, их называние.

2. Демонстрация изображений предметов, действий с предметами и также называние.

3. Дидактические игры на классифи­кацию, сличение.

4. Речевые упражнения, направленные на выполнение речевых задают дополнение и придумывание коротких фраз.

5. Описание предметной и сюжетные картинки.

6. Работа с книгой.

7. Отработка структуры слова и произношения.

8. Использование усвоенных речевые средств в собственной речи.

Что касается речи педагогов, то о является образцом для подражания должна быть эмоционально насыщенной, достаточно грамотной, неторопливой и грамматически правильной.

Содержание занятий по развитии речи тесно переплетается с темами по ознакомлению с окружающим миром. На этих занятиях дети учатся находи простейшие связи между предметами явлениями, а также понимать элементарные причинно-следственные связи. У них формируются познавательные способности, ориентированные действия, т.е. происходит умственное развитие. Коррекционно-педагогическая работа по овладению способами мыслительной деятельности происходит в npоцессе специальных игр и упрощении при решении наглядно-действенных з дач, при формировании зрительного соотношения (в изодеятельности и конструировании, при развитии элементарных математических представлений), при oвладении сенсорными эталонами.

Занятия по сенсорному воспитанию проводятся в игровой форме, дети обучаются перспективным действиям, учат(обследовать предметы и явления: вслушиваться, рассматривать предметы, ощупывать, сравнивать, объединять их в группа Эти занятия проводятся в основном набазе подражательных действий. Только на3-м году обучения мы переходим и действиям по образцу и к анализу несложного образца. Большое место здесь занимает соединение выявленных свойств и качеств предметов, действий со словом.

С сенсорным воспитанием связан формирование наглядно-действенного мышления (одной из наиболее ранних форм мышления дошкольников), возни­кающего из практических действий ребенка. Именно при овладении наглядно-1ейственным мышлением возникает орудийная деятельность, которая фор­мируется на специальных занятиях, ос­нованных на принципе постепенного усложнения материала. Задача перед ре­бенком ставится только в игровой форме. К концу 2-го года обучения дети учатся находить практический выход из ситуации, требующей применения простейшего орудия.

На 3-4-м году обучения переходим к формированию наглядно-образного мышления, продолжая при этом использовать орудие для достижения цели, но теперь требуется словесно объяснить причину выбора. Затем переходим к решению мыслительной задачи в наглядно-образном плане, т.е. практические орудийные действия переносятся в рисунок, изображение, в серии сюжетных картинок, где необходимо выявлять причину определенной ситуации, уметь группировать изображенные предметы или людей, животных.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию мыслительной деятельности является центральной задачей фи формировании элементарных математических представлений. Эти занятия вызывают у всех умственно отсталых детей наибольшую трудность в силу их основных дефектов (нарушения познавательной деятельности), а также в связи о вторичным недоразвитием речи и ложностью математического материала, требующего большей ответственности, обобщения, усиленной сосредоточенности внимания, понимания отношений между предметами и их частями, сравнения. Однако, если соблюдать последовательность и учитывать возможности каждого ребенка, т.е. «зону ближайшего развития», принимать во внимание замедленный темп усвоения нового материала и трудную переключаемость с одного вида деятельности на другую, сниженную способность к переносу способов работы именно на занятиях математики, то можно сделать значительный шаг впе­ред в работе по развитию умственных способностей детей с нарушением ин­теллекта. Строгое соблюдение методиче­ских приемов в данном случае обязатель­но: начинаем работу с действий по под­ражанию, затем — по образцу и только затем — по словесной инструкции.

Эти же методические приемы прини­маются при изодеятельности и констру­ировании, а также при обучении игре.

Игровая деятельность — основной и наиболее доступный вид деятельности дошкольника. С аномальными до­школьниками мы проводим следующие виды игр: сюжетно-ролевая; игра-дра­матизация и театрализованная; «строи­тельная»; дидактическая; с игрушками и пособиями; настольная; подвижная с правилами.

На первом этапе обучения игре осу­ществляются следующие задачи:

Привлечь внимание ребенка к игруш­ке, вызвать интерес, сформулировать потребность к игре. Научить пользоваться игрушкой в со­ответствии с ее функциональным зна­чением.

Научить ребенка совершать элемен­тарные действия.

На последующих этапах решаются за­дачи по обучению детей проведению це­почки логических игровых действий, т.е. введение элементов сюжетно-ролевой игры. Постепенно дети начинают играть небольшими группами, которые согласу­ют между собой свои действия. Обучая игре, можно использовать следующие методические приемы:

• показ игровых действий педагогам при активном привлечении детей;

• совместное выполнение игровых действий;

• отраженное выполнение игровых действий;

• обыгрывание игрушки и обучение совместному пользованию игруш­кой.

Игра является центральным видом работы. Она тесно связана с другими видами деятельности, в частности с про­дуктивной (трудовой).

Основными задачами трудового вос­питания являются:

• развитие собственных трудовых умений;

• обогащение представлений об окру­жающем мире в процессе труда;

• воспитание потребности работать в коллективе;

• умственное воспитание (овладение орудийными действиями);

• нравственное воспитание (взаимо­помощь);

• развитие мелкой моторики, координации движений;

• обогащение словаря.

Методы обучения труду следующие: расчлененный показ, совместные дейст­вия, собственные действия детей. Боль­шое значение имеет объяснение, анализ образца, предварительное планирование предстоящей работы, оценка результатов труда.

В результате специальной работы по трудовому воспитанию происходит пре­одоление беспомощности в самообслу­живании и в выполнении простых трудо­вых поручений. Дети постигают простей­шие виды ручного труда, хозяйственно-бытового (уборка в игровом уголке, раз­личные формы дежурств, уход за расте­ниями); способы принимать посильное участие в общественно полезном труде взрослых. Труд у умственно-отсталого дошкольника приобретает достаточно развитые формы, оказывая коррекционное воздействие на личность.

Личностному развитию, исправлению и компенсации недостатков психическо­го развития способствует в большой сте­пени эстетическое музыкальное воспита­ние, направленное на развитие способ­ности эмоционально и адекватно вос­принимать музыку различного характе­ра, на формирование умения участвовать в различных видах творческой деятель­ности (пение, танцы, музыкальные игры). Основными методами музыкального воспитания являются показ, демонстрация, действия детей совместно с педагогом и по образцу, а также по представлению. Особое внимание уделяется музыкально-ритмическим движениям, влияющим на физическое и моторно-двигательное развитие.

Физическое развитие и укрепление здоровья детей является главной заботе специалистов детского сада. Последе вия органического поражения центральной нервной системы отражаются бол< всего на моторно-двигательном развитии. Это касается общей, мелкой и артикуляционной методики, что выражаете в моторной неловкости, недостаточно координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. Страдает зрительно-двигательная координация, двигательная память. П(этому необходимо развитие основных движений, общеразвивающие упражнения, закаливание и игры на свежем воздухе, спортивные развлечения, специальные коррекционные упражнения, направленные на преодоление специфических нарушений, лечебная физкультура, масса) Как возможно решить эти задачи?

• На специальных занятиях по физическому воспитанию, во время утренней гимнастики;

• в коррекционных играх по сенсомоторному развитию;

• на музыкальных занятиях (музыкально-ритмические движения);

• в процессе подвижных игр;

• при формировании трудовых и изобразительных навыков.

Вся работа по обогащению и общему развитию детей с нарушением интеллекта в детском саду имеет коррекционную направленность. Построение коррекционно-развивающей работы в дошкольном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью в соответствии с принципами олигофренопедагогик обеспечивает специальную направленность педагогических воздействий и социализацию проблемного ребенка.

 

2. ОБУЧЕНИЕ И ВОСП-Е УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ.

Более длительные изменения человеческого поведения, не связанные с взрослением, являются результатом обучения. Обычно обучение требует повторных упражнений, но порой какого-то сильного впечатления бывает достаточно, чтобы обучиться. Например, когда человеку удается выбраться из какой-либо чрезвычайной ситуации.

В процессе обучения необходимо, чтобы обучающийся и понимал, чему ему следует научиться, и в то же время был заинтересован в том, чтобы этому научиться. Обучение вещам скучным или бессмысленным происходит очень медленно или не происходит вообще. К тому же важно, чтобы обучающийся получал «награду», например, похвалу в случае прав. решения задачи.

Осн. упор стоит делать на построении обходных путей разв. (Выготский): пост-ка цели и ее реализация.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 9. Коррекция отклонений в развитии. Социальная Социализацияадаптация, интеграция уо. детей | Программа социально-психологической и медицинской реабилитации детей с выраженной ум. отсталостью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.