Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение и смысл термина культура




Труда у студентов.

Актуальность проблемы развития культуры интеллектуального

План

1. Актуальность проблемы развития культуры интеллектуального

труда у студентов.

2. Происхождение и смысл термина культура.

3. Анализ понятия деятельность. Учебная деятельность.

3.1 Виды и развитие человеческой деятельности.

4. Динамика развития личности.

4.1 Логика развития личности в культурной среде.

5. Понятие интеллект.

5.1.Интеллектуальное развитие личности.

 

Современная эпоха характеризуется мощным развитием рыночных экономических отношений, усложнением и углублением социальных процессов, усилением борьбы в сфере философских и религиозных идей, обострением проблем в нравственной и культурной жизни, повышением роли личностных устремлений человека, наконец, появлением и развитием новых направлений в науке и социальной практике.

В связи с этим в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека и всего человечества в целом. Учение на протяжении всей жизни стало требованием нашего времени, необходимой предпосылкой и условием для эффективной деятельности во всех сферах общественного и личного бытия, а также поступательного развития человеческого общества.

Современному профессионалу во все периоды его жизни необходимо обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, совершенствоваться в профессии. Становиться важнейшими способы деятельности, связанные с умением получать, перерабатывать, активно усваивать и применять новую информацию. Поиск путей повышения культуры умственного труда в процессе обучения постоянно находится в поле зрения педагогической науки. Вместе с тем, необходимость дальнейшего совершенствования школьного и вузовского образования требует решения данной проблемы каждый раз на новом уровне. Становиться всё более очевидной недостаточная эффективность приёмов умственного труда, которые были разработанными педагогами прошлого, для решения задач, поставленных современной жизнью.

Развитие культуры обогащает человечество новыми достижениями, в результате чего полученное в молодости образование – это лишь база, которая требует постоянного личностно-профессионального совершенствования человека. Культура интеллектуального труда будущего учителя является важным аспектом его профессионализма, поскольку, с одной стороны, она позволяет осуществлять продуктивную профессиональную деятельность, а, с другой, - инициирует развитие интеллектуальной сферы и культуры школьников. Поэтому особое значение приобретает проблема актуализации и развития культуры интеллектуального труда студента как одно из составляющих профессиональной компетентности, получающей специфическое наполнение в условиях вузовского обучения.

Классическая образовательная парадигма, ставившая в основу знания, умения и навыки обучающихся, перестала быть доминирующей. Одной из задач современного вузовского образования является обеспечение развитие личности способной к адекватной ориентации в постоянно расширяющемся потоке научной информации, преобразующей, творческой деятельности. Сегодня требуется такое развитие личности будущего специалиста в процессе образования, которое дает ей возможность в дальнейшем опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний.

Таким образом, ведущим направлением модернизации высшего образования выступает создание условий для осознанного, непрерывного и поступательного личностно-профессионального роста студента.

Теоретический анализ проблемы сущности и феномена «культура интеллектуального труда», показал, что многие аспекты этой проблемы являются объектами междисциплинарных направлений медико-биологических, психолого-педагогических и общественных наук. В научных исследованиях существуют различные подходы к изучению культуры интеллектуального труда. Это, с одной стороны, позволяет выявить различные её компоненты, а, с другой, - затрудняет определение конкретного содержания, а также объясняет отсутствие единой трактовки понятия «культура интеллектуального труда».

Осмысление сущности культуры интеллектуального труда, а также механизмов её развития потребовало рассмотрения понятия «культура».

Что такое культура?

В повседневной речи «культура» - это хорошо знакомое всем слово: мы говорим о дворцах и парках культуры о культуре обслуживания, о культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках.

Но в тоже время – культура одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нём такую, же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии.

К настоящему времени учёные насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культуры – это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую – те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура – социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях учёные понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она – продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторых групп или от общества и передающихся из поколения в поколение.

В зарубежной литературе выделяется несколько школ и направлений, в рамках которых выработаны десятки определений, но не одно из них не признано единственно верным. Чаще всего её сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев, либо представляют как образ жизни людей.

Такова палитра разногласий в определении культуры и понимании её природы. Можно видеть, что в культуру включают всё, что создано человеческим разумом и руками, - одежду и книги, сигареты и прокатные станы, симфонии и обычаи, оружие и проездные билеты, - а также всё, что делает человек как существо разумное: манеру одеваться, передвигаться, питаться, трудится, отдыхать, общаться и т. д.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определённую сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общество, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодёжи, культуре рабочего класса и др.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

Мы употребляем выражение «культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранная, чистое функциональное пространство. «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью – отсутствию культуры. Понятие «культура» мы прилагаем к самым разным явлениям: «культурный человек», «культура общения», «культура труда», «художественная культура», «физическая культура», «культура поведения», «политическая культура», «культура досуга», «культура быта» и т.п.

Хотя слово культура впервые зафиксировано в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова (1845), но широкого распространения в России в середине 19 века оно не получило. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разумность», «гуманность», «воспитанность». К примеру, не пользовались им А. С. Пушкин, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д. И. Писарев, а применяли термин «просвещение» который включал всё то, что сегодня мы подразумеваем под словом культура.

В современном языке термин «культура» употребляется в двух значениях – широком и узком. В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты включая государство и экономику. В узком смысле границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, и искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью. Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают не правильным распространять её на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм – всё это создано человеком искусственно, всё принадлежит сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить их к сфере культуры?

Если культура по определению состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак нельзя включить в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не выступают гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение созданных человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо назвать не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура – только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит в том, что в первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право). Во втором она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства.

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тейлор (1832 – 1917) – выдающийся английский этнограф. Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а так же иные способности и навыки усвоенные человеком как членом общества. В этом определении органично соединились оба значения культуры – широкое и узкое. Данное определение нам представляется наиболее точным отражающим всё многообразие феномена культура.

Для педагогической науки важно как передавать культурно- историческое наследие накопленное человечеством подрастающему поколению. Таким образом, образование выступает механизмом культурно-исторического наследования. Культурно-историческая миссия образования состоит в том, как наиболее эффективными способами транслировать исторический опыт. Культура транслирующая и культура созидающая исследуется в работах философов образования и теоретиков педагогики. Неоценимый вклад, в исследование связи образования, общества и культуры внес русский философ и теоретик педагогики С.И. Гессен. Он указывал, что цели образования тесно связаны с целями развития общества; понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни. Целью существования общества и человека он полагал созидание и освоение ценностей культуры. Цели жизни современного культурного общества суть цели образования. Между образованием и культурой имеется, таким образом, точное соответствие. Образование есть не что иное, как культура индивида. Дискуссионной остаётся проблема, какой культурный опыт передаётся подрастающим поколениям или вопрос о содержании образования. Сегодня она особенно актуальна в связи и модернизацией отечественного образования.

В определении состава содержания образования наиболее интересен культурологический подход, разработанный в отечественной педагогике М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, В.В. Краевским и их сотрудниками.

Согласно авторам, содержание образования берется из социального опыта, понимаемого как «совокупность деятельности, накопленных человечеством на протяжении исторического развития и подлежащих передаче в том, или ином объёме, подчас частично, всему молодому поколению». В совокупной деятельности они выделяют четыре инвариантных компонента:

1. знание о мире, т. е. о человеке, обществе, природе, технике;

2. опыт осуществления способов деятельности;

3. опыт творческой деятельности, преобразующей материальную и духовную действительность;

4. опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности, её объектам.

Авторы концепции справедливо отмечают, что и по сей день содержание традиционного образования сводится к знаниям и умениям и не включает два других компонента социокультурного опыта.

 

Содержание объёма понятия культура.

 

Культура
Знания
Искусство
Мораль
Верования
Законы
Обычаи
Способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.