Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и развитие человеческой деятельности




У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Исследователи выделяют основные виды деятельности в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Это – общение, игра, учение, труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребёнка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение – первый вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друга на друга. Общение может быть непосредственным и опосредованным, вербальным и невербальным.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство, какого – либо материального или идеального продукта (за исключение деловых и конструкторских игр взрослых и детей). Игры часто преследуют цель развлечения, но вместе с тем имеют цель обучения, воспитания и развития, если включены в учебно-воспитательную деятельность.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда.

Для понимания содержания понятия «культура интеллектуального труда», важно пояснить особенности деятельности учения, так как именно в процессе учения закладываются основы культуры интеллектуального туда и /или умение учиться. Умение учиться понимается нами, как навык самостоятельно добывать необходимые знания и строить новые способы решения новых же познавательно – практических задач. Данное умение можно формировать в процессе образования через различные виды деятельности.

Одной из ведущих видов деятельности является учебная деятельность, в процессе которой формируется (или недостаточно формируется) культура интеллектуального труда обучаемых и/ или умение учиться. Основы культуры интеллектуального труда (или умение учиться) школьник получает в процессе общего образования. Целью общего образования в контексте его реформирования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действия учащегося (а так же связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Можно утверждать, что достижение умения учиться предполагает полноценное освоение, школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотив; 2) учебную цель; 3) учебную задачу;4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарсакая и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – С 27.)

В процессе учебной деятельности согласно теории усвоения происходит преобразование социального опыта ученика (студента, слушателя) в опыт индивидуальный. Важно заметить, что усвоение социального опыта происходит и в трудовой, и в игровой деятельности. Чем же от них отличается учение? Его особенность состоит в том, что при выполнении деятельности учения у индивида нет других целей, кроме усвоения социального опыта. Исследователи выделяют отличительные черты учебной деятельности от других ведущих видов деятельности (общение, игра, труд). Во-первых, деятельность учения состоит в том, что её продукт непосредственно не пополняет общественного богатства. Во-вторых, учение направлено на удовлетворение познавательной потребности Познавательная потребность, кроме учения, может реализовываться также в исследовательской деятельности. Но исследовательская деятельность не только удовлетворение познавательной потребности, сколько получения нового знания, которого раньше не было в социальном опыте. В силу этого исследовательская деятельность может быть рассмотрена как вид трудовой деятельности. Таким образом, учение – это важный вид деятельности, удовлетворяющий познавательные потребности обучаемых.

Итак, мы рассмотрели два компонента составляющих содержания понятия «культура интеллектуального труда» - это «культура» и «деятельность».

Как же взаимосвязаны эти понятия?

Соотношение понятия «культура» и «деятельность»

 

  Культура
  Человек Деятельность

 

 


Анализ соотношения содержания объемов понятий «культура» и «деятельность» показывает, что значительно более широким является понятие «культура». Для нашего исследования важно выделить не только соотношение содержания объемов анализируемых понятий, но и указать отношения между дефинициями. По характеру отношений между объёмами понятий это понятия совместимые. Совместимые понятия могут находиться в отношениях: 1) равнозначности, 2) подчинения, 3) перекрещивания. В нашем случае анализируемые дефиниции находятся в отношении перекрещивания. В отношении перекрещивания находятся понятия, объём одного из которых частично входит в объём другого, а объём другого частично входит в объём первого. Так, человек и его деятельность являются одним из признаков составляющих содержание объёмов обеих понятий. Высшей формой существования человека является деятельность. Деятельность присуща только человеку. Культуру создаёт человек в процесс творческой позитивной деятельности. В процессе освоения и созидания культуры и дёт процесс развития человека становление его как личности. Таким образом, связующим звеном анализируемых понятий выступает человек.

Обобщая можно сказать, что исходным положением нашего понимания содержания понятия культура интеллектуального труда является идея Л.Н. Когана о том, что культура раскрывает качественную сторону человеческой деятельности, показывает, насколько она выступает реализацией сущностных сил, творческих потенций человека, насколько эта деятельность соответствует определенным требованиям и нормам. Содержанием культуры является процесс развития человека, формирование его творческих сил, отношений, потребностей, форм общения. Культура представляется автором как универсальная характеристика личности, которая задает социально-гуманистическую программу, предопределяет направленность личности.

Указывая на неразрывность развития культуры и развития человека, В.С. Семенов приводит нас к выводу, что культура играет особую, специфическую роль во взаимоотношениях человека и мира. С философской точки зрения культура есть особый деятельностный способ освоения человеком мира, включая как весь внешний мир – природу, общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития. В этом заключается ценностный культурный аспект всех созданных человеком материальных и духовных продуктов и творений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.