Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы логики

Изучаемые вопросы:

1. Высказывание.

2. Понятия «истина», «ложь».

3. Операции НЕ, И, ИЛИ, ЕСЛИ-ТО.

Знакомство младших школьников с основами математической логики в рамках курса информатики может происходить параллельно с освоением темы «Множества», ведь все задания: поиск «лишнего», выделение существенного признака, поиск отличий, выявление закономерностей — относятся к классу логических задач.

Этап ознакомления учащихся с понятием «высказывание» можно провести в форме игры: на доске нарисованы множества некоторых объектов, каждое множество имеет имя (содержательное название); учитель говорит, что он загадал название одного из этих множеств, а учащиеся должны отгадать его, задавая вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет». Если ответ «нет», то множество вычеркивается и так до тех пор, пока не останется единственное (загаданное) множество. В итоге дети должны уяснить, что предложения, о которых можно сказать «да» или «нет», «верно» или «неверно» (в математике используются слова «истина» или «ложь»), называются высказываниями, и научиться оценивать простейшие высказывания.

Затем следует обратить внимание учащихся на то, что если перед словом (свойством предмета), мы помещаем частицу НЕ (обозначает логическую операцию отрицания), то это слово (свойство) меняет свое значение па противоположное (обратное). Дети должны научиться для выделенного свойства одного предмета называть противоположное свойство, выполнять задания со сложными высказываниями, в которых употребляются логические операции И, ИЛИ. Кроме того, полезно провести параллель между множествами и логическими операциями: И — соответствует пересечению множеств, ИЛИ — объединению, НЕ — отрицанию множества (область за пределами этого множества).

В целях повышения интереса на уроках помимо дидактических игр применяют пословицы, поговорки, задачи-загадки, задания в стихотворной форме. Выполнение заданий должно, по существу, подвести учеников к формулировке следующих выводов: высказывание с частицей НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без частицы НЕ ложно, и наоборот; сложное высказывание, состоящее из двух простых высказываний, соединенных операцией И, истинно тогда, когда истинны оба высказывания; сложное высказывание, состоящее из двух простых высказываний, соединенных операцией ИЛИ, истинно тогда, когда истинно хотя бы одно из простых высказываний.

На заключительном этапе освоения темы следует познакомить учащихся с правилом логического вывода ЕСЛИ — ТО. Сказать, что оно состоит из двух высказываний: условие (может быть простым, либо сложным высказыванием) и заключение, — и проиллюстрировать его на примерах графического представления множеств. Формированию умений делать логические выводы способствует работа с различными конструкторами, например можно воспользоваться в качестве раздаточного материала конвертами с квадратами Монтессори, попросить детей поработать в графическом редакторе и закрасить по определенным правилам подготовленное учителем изображение.

В результате обучения учащиеся должны:

· знать (понимать): понятия «отрицание», «истина», «ложь»; логические операции НЕ, И, ИЛИ;

· уметь: определять истинность или ложность высказываний, делать правильные умозаключения, записывать выводы в виде правил ЕСЛИ—ТО, аргументировать спои выводы, выявлять причинно-следственные связи;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для развития внимания, наблюдательности, рассудительности, интеллекта.

Учитель должен понимать, что включение элементов формальной логики в содержание курса информатики является продолжением информационной содержательно-методической линии, пропедевтикой линий формализации и моделирования, алгоритмической линии (логическое программирование) и линии компьютера, формирует умения думать, делать логические выводы, рассуждать. Но для этого нужно помочь младшим школьникам научится видеть взаимосвязь различных событий, явлений, получить начальные навыки прогнозирования ситуаций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие множества | Графы и схемы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.