Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шахматная ведомость грузопотоков




Вопрос №2. Определение грузооборота предприятия, маршрутов транспортировки и необходимого количества транспортных средств

Вопрос №1. Значение, задачи и структура транспортного хозяйства

Хозяйством предприятия

 

Основные вопросы темы:

 

1. Значение, задачи и структура транспортного хозяйства

2. Определение грузооборота, маршрутов транспортировки и основных транспортных нормативов

3. Оперативное управление работой транспортного хозяйства

 

 

Работа любого современного промышленного предприятия свя­зана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как внутри этого предприятия, так и за его пределами. В общезаводские или прицеховые склады предприятия доставляются мате­риалы, топливо, комплектующие изделия и другие материаль­ные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства. Внутри завода осуществляется транспортировка матери­алов, комплектующих и других изделий с общезаводских скла­дов в цехи; заготовок, деталей, сборочных единиц - между цехами; готовой продукции и отходов - из цехов в соответству­ющие пункты назначения. Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовы­ми и участками, с одного участка на другой, а на участках -между рабочими местами.

В соответствии с этим, принято различать внешнюю и внутреннюю (внутризаводскую) транспортировку грузов; последняя, в свою очередь, подразделяется на меж­цеховую и внутрицеховую.

Внутризаводская и частично внешняя транспортировка гру­зов осуществляется с помощью различных транспортных средств, принадлежащих заводу. Транспортное хозяйство за­вода включает в себя все принадлежащие ему транспортные средства, осу­ществляющие внешние и внутренние перевозки, а также все устрой­ства общезаводского назначения (гаражи, ремонтные мастер­ские и т.д.).

Основными функциями транспорт­ного хозяйства предприятия являются:

1. перевозка грузов;

2. осуществление погрузочно-разгрузочных работ;

3. осуществление экспедици­онных операций.

Организация внутризавод­ского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние и на ход основного производственного процесса, и на себесто­имость выпускаемой продукции. От качества работы транспорта зави­сят ритмичность работы рабочих мест, участков и цехов, а также равномерность выпуска предприятием готовой продукции. Время, зат­рачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влия­ет на продолжительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства на некоторых предприятиях составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции. В связи с этим, основной задачей транспортного хозяйства завода является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспор­тных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Применяемые на промышленных предприятиях транспортные средства класси­фицируются следующим образом:

• по способу действия - прерывные и непрерывные;

• по видам - рельсовые, безрельсовые, вод­ные, подъемно-транспортные и специальные;

• по назначению - внешние, межцеховые и внутрицеховые;

• по направлению перемещения грузов - горизонтальные, вертикальные (лифты, подъемники), горизонтально-вертикальные (кран-балки, автопогрузчики); наклонные (монорельсы, конвейеры).

Структура транспортного хозяйства завода зависит от комплекса факторов, включающих:

a) ха­рактер выпускаемой продукции (габаритные размеры, мас­са);

b) состав цехов предприятия;

c) тип и масштаб производства.

На крупных и средних предприятиях для руководства транспортным хозяйством создается специальный транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снаб­жение, сбыт, транспорт). В состав транспортного отдела входят:

1. плано­во-экономическое бюро;

2. диспетчерское бюро;

3. техническое бюро;

4. группа учета и функциональные подразделения.

Планово-экономическое бюр о разрабатывает план производ­ственно-хозяйственной деятельности транспортного хозяйства, определя­ет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных ра­бот, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность транспортных служб в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды транспортных услуг.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производ­ственное планирование работы транспорта, которое сводит­ся к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.

Техническое бюро участвует в технической подготовке произ­водства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разраба­тывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.

Группа учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет учет и ведет отчетность рабо­ты транспортного хозяйства.

Материальной базой транспор­тного хозяйства предприятия является транспортный цех. Такой цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцехо­вых и внешних перевозок грузов. Для внешних перевозок обычно используется автомо­бильный и другой безрельсовый транспорт; для межцеховых перевозок - электрокары, роботоэлектрокары, тележки и т.д. Для внутрицеховых перевозок в большинстве случаев применяются конвейеры раз­личной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.

 

 

Для правильного и бесперебойного транспортирования грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи завода и транспортный цех достаточным числом соответ­ствующих транспортных средств. Для расчета потребности в определенных видах транспортных средств и для последую­щей организации их работы необходимо определить грузообо­роты завода и цеха, грузовые потоки и номенклатуру транс­портируемых грузов.

Грузооборотом завода или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период вре­мени (год, квартал, месяц, сутки, смену). Грузооборот равен сумме отдельных грузо­вых потоков.

Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между смежными пунктами погрузки и выг­рузки.

Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из двух частей: поступления и отправления грузов. В каждой части таб­лицы указываются пункты, наименование и количество перевозимого груза. Грузооборот завода рассчитывается на основе грузообо­ротов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ве­домости, которая дает наглядную картину грузооборота и слу­жит основой для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам (см. табл. 11.2.1).

Транспортировка грузов может быть организована по маршрутам трех основных типов: маятниковым, веерным (лучистым) и кольцевым (см. рис. 11.2.1).

 

Таблица 11.2.1

 

Пункты отправления / назначения Железнодорожная станция Заводской склад № 1 Заводской склад № n Цех № 1 Цех № m Итого вывоз
Железнодорожная станция                
Заводской склад № 1                
               
                 
Заводской склад № n                
Цех № 1                
               
Цех № m                
Итого поступление                

 

Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами транспортировки (пунктом отправления груза и пунктом получения). Такие маршруты могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, и двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях.

Веерные маршруты представляют собой комбинацию нескольких маятниковых маршрутов, имеющих единый общий пункт отправления (получения) грузов.

Кольцевые маршруты обычно являются альтернативой веерным, однако могут также устанавливаться и для обслуживания ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому. Кольцевые маршруты могут быть с равномерно уменьшающимся объемом транспортируемого груза, с равномерно увеличивающимся и равномерном объемами.

Исходя из схемы грузопотоков и планируемого объема перевозок по каждой группе грузов выбираются соответствующие типы транспортных средств и рассчитывается потребность в них.

 

 
 

 


- движение с грузом;
 
- движение без груза

 

а – односторонний маятниковый маршрут;

б – двухсторонний маятниковый маршрут;

в – веерный маршрут с единым пунктом отправления грузов;

г - веерный маршрут с единым пунктом получения грузов;

д – кольцевой маршрут с уменьшающимся грузопотоком;

е – кольцевой маршрут с увеличивающимся грузопотоком;

ж - кольцевой маршрут с равномерным грузопотоком

 

Рис. 11.1.1. Типовые схемы маршрутов транспортировки

 

В ходе планирования транспортных операций рассчитываются следующие основные нормативные показатели.

Продолжительность транспортного цикла (т.е. время, затрачиваемое транспортным средством на выполнение одного рейса) в общем случае складывается из четырех компонентов:

 

; (11.2.1)

 

где tдв – время непосредственного движения транспортного средства по маршруту;

tп – время, затрачиваемое на выполнение погрузочной операции;

tр – время, затрачиваемое на выполнение операции разгрузки;

tз – время непредвиденных задержек транспортного средства в пути (обычно принимается равным 15% от tдв).

 

Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле:

 

; (11.2.2)

 

где qном – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т;

Кигп – коэффициент использования грузоподъемности;

Тц – продолжительность транспортного цикла, мин.

 

Возможное число рейсов транспортного средства за период (сутки) рассчитывается по формуле:

 

; (11.2.3)

 

где tсм – продолжительность одной рабочей смены;

Ксм – число рабочих смен за период (сутки);

Кив – коэффициент использования рабочего временив течение смены.

 

Число рейсов, необходимое для перевозки запланированного объема грузов, определяется в зависимости от принятого маршрута транспортировки. Для кольцевых маршрутов расчет выполняется по формуле:

; (11.2.4)

 

где n – число наименований грузов, подлежащих транспортировке за рассматриваемый период времени;

Nj – число единиц груза j-го наименования, подлежащих транспортировке за рассматриваемый период времени;

Qедj – масса единицы груза j-го наименования, т.

 

Для веерных маршрутов при условии одинаковых объемов перевозки в каждый из пунктов доставки расчетная формула принимает вид:

 

; (11.2.5)

 

где m – количество пунктов разгрузки, обслуживаемых за один транспортный цикл.

 

Число транспортных средств, необходимое для осуществления внешних и межцеховых перевозок, определяется на основании зависимости:

 

; (11.2.6)

 

Потребное число электрокаров для внутрицеховых перевозок рассчитывается по формуле:

 

; (11.2.7)

 

где Qсм – количество грузов, подлежащих транспортировке на внутрицеховых маршрутах за 1 смену, т

 

; (11.2.8)

 

где Qобщгп – общий внутрицеховой грузооборот за период (месяц, квартал, год), т;

Др – число рабочих дней в периоде;

Кнп – коэффициент неравномерности внутрицеховых перевозок (обычно принимается равным 0,85).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.