Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы статуса государственных служащих




Понятие государственной службы и государственного служащего

Государственная служба

За названием "орган исполнительной власти" скрываются конк­ретные люди, которые и осуществляют практически все его функции. Поэтому представляется достаточно важным показать принципы деятельности этих людей, называемых государственными слу­жащими.

В недавнем прошлом, когда, в общем-то, большинство учреж­дений, организаций являлись государственными, в понятие государ­ственного служащего вкладывалось совсем другое значение. Слово "служащий" в основном определялось по контрасту с понятием "рабочий" и обозначало работника нефизического и умственного труда, получающего зарплату, труд которого связан с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению. Со­ответственно государственным служащим считался такой работник, который осуществлял свои функции на государственном предприятии, учреждении и т. п. Таким образом, почти все работники нефизического труда оказывались государственными слу­жащими. В настоящее время такое определение государственного служащего потеряло смысл, так как граница между рабочим и служащим в этом понимании все более оказывается размытой, труд рабочих и служащих во многом сближается.

Под государственной службой законодательство понимает не просто работу по найму в государственном органе, в предприятии, учреждении, а профессиональную деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Однако данное определение является неполным. К государственной службе относится только исполнение должностных обязанностей лицами, занимающими го­сударственные должности. Соответственно государственным слу­жащим признается гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законодательством, обя­занности по государственной должности в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ за денежное возна­граждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ.

Понятие и виды государственных должностей. Различают два понятия: должность и государственная должность.

Должностью считается штатная единица организации, учреж­дения, предприятия, а работник, ее занимающий, наделяется опре­деленным кругом прав и обязанностей. В теории выделяют следующие виды должностей: должности представителей власти (лиц, которые, работая в государственных органах и учреждениях, наделены правом в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения неподчиненными им субъ­ектами); должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций (функций по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы и т. п.); долж­ности, связанные с осуществлением административно-хозяйствен­ных обязанностей (обязанностей по управлению и распоряжению имуществом).

Однако под государственной службой понимается исполнение не любых должностей, а только исполнение обязанностей по госу­дарственной должности, т. е. должности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, в иных государственных органах, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответствен­ностью за исполнение этих обязанностей. Все государственные должности можно подразделить на три категории.

1. Государственные должности категории А: должности, установ­ленные Конституцией РФ, федеральными законами, конститу­циями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, министры, судьи и другие).

2. Государственные должности категории Б: должности, учреж­даемые для непосредственного обеспечения исполнения полно­мочий лиц, занимающих должности категории А.

3. Государственные должности категории В: должности, учреж­даемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

Статус лиц, занимающих должности категории А, регулируется Конституцией РФ, отдельными федеральными законами, консти­туциями, уставами субъектов РФ. Поэтому законодательство не относит исполнение должностных обязанностей этих лиц к государ­ственной службе. К государственной службе относится лишь испол­нение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности групп Б и В,

Государственные должности государственной службы (должности категории Б и В) законодательство подразделяет на определенные группы. К лицам, замещающим должности каждой группы, предъявляются требования к уровню профессионального образования (с учетом специальности), стажу и опыту работы по специальности, к уровню знания Конституции РФ, федеральных законов, актов субъектов РФ. Кроме того, должностным лицам каждой группы определены свои квалификационные разряды, которые присваиваются по результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации. Какие же существуют разряды долж­ностей?

1. Высшие государственные должности государственной службы;

этой группе должностей соответствует квалификационный разряд действительного государственного советника РФ 1-, 2-, 3-го класса.

2. Главные государственные должности государственной службы (государственный советник РФ 1-, 2- и 3-го класса). Лица, занимающие должности этих двух групп, должны иметь высшее образование по специализации государственных должностей.

3. Ведущие государственные должности государственной службы (советник РФ 1-, 2-, 3-го класса).

4. Старшие государственные должности государственной службы (советник государственной службы 1-, 2- и 3-го класса). Лица, замещающие должности этих двух групп, могут иметь кроме высшего образования по специализации должности еще и высшее образо­вание по специальности «государственное управление».

5. Младшие государственные должности государственной служ­бы (референт государственной службы 1-, 2-, 3-го класса). Для замещения должности данной группы необходимо иметь среднее профессиональное образование по специализации должностей.

Государственная служба может подразделяться на государствен­ную службу в законодательных органах власти, исполнительных, судебных и других правоохранительных органах.

Законодательство РФ устанавливает принципы государственной службы, которые должны определять деятельность любого государ­ственного служащего.

1. Верховенство Конституции РФ, законов РФ над иными нор­мативно-правовыми актами, должностными инструкциями.

2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосред­ственное действие. Государственные служащие обязаны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

3. Принцип равного доступа к государственной службе. Этот принцип не отрицает, однако, установления определенных требо­ваний к способностям, профессиональной подготовке, возрасту, иногда к здоровью и др. Важно, чтобы не устанавливались требо­вания к полу, расе, национальности, языку, происхождению, иму­щественному положению, месту жительства, отношению к религиозным и общественным объединениям и т. п.

4. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принимаемых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законом. Можно без преувеличения сказать, что на данном принципе строится вся деятельность государственного аппарата, на его основе

создаются иерархии, которые позволяют функционировать государ­ственным органам как единой системе.

5. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

6. Принцип гласности в осуществлении государственной службы.

7. Принцип ответственности государственных служащих за под­готавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненад­лежащее исполнение должностных обязанностей. Данный принцип является ключевым звеном механизма обеспечения эффективного функционирования системы исполнительной власти. Практика показывает, что главная причина сбоев в работе органов государст­венной власти заключается в безответственности чиновников. Реализация данного принципа требует создания эффективной системы контроля и надзора за деятельностью органов исполнитель­ной власти.

8. Принцип внепартийностн и внерелигиозности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства. В системе государственной службы не допускается создания политических партий и движений, государственные служащие при исполнении своих обязанностей не связаны решениями политических и религиозных организаций. Кроме того, не допуска­ется возложение отдельных государственных функций на религиозные или политические объединения.

Статус государственных служащих состоит из двух частей: общегражданские и служебные права и обязанности.

Служебные права и обязанности не могут выходить за пределы прав и обязанностей органа, где проходят службу государственные служащие. Чаще всего права должностного лица одновременно являются и его обязанностями, а осуществление этих прав га­рантируется государственным принуждением. Служебные права и обязанности каждого государственного служащего можно разделить на общие для всех служащих и специальные, т. е. такие права и обязанности, которые свойственны только определенной должности и вытекают из полномочий конкретного государственного органа. Специальные права и обязанности определяются в законах, долж­ностных инструкциях и т. п.

Служебные права, общие для всех госслужащих. Государственный служащий имеет право на:

- посещение в установленном порядке для исполнения должнос­тных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

- принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

- участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

- продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы; уровня квалификации;

- ознакомление со всеми материалами своего личного дела; на каждого служащего заводится личное дело, где отражаются все нюансы прохождения государственной службы;

- пенсионное обеспечение с учетом стажа работы;

- проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

- обращение в суд для разрешения споров, связанных с государ­ственной службой;

- другие права.

Основные служебные обязанности, общие для всех госслужащих. Государственный служащий обязан:

- обеспечить поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию законов;

- добросовестно исполнять должностные обязанности;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

- исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределахихполномочий, за исключением незаконных;

- своевременно рассматривать обращения граждан, юридических лиц, государственных и муниципальных органов и принимать по ним решения;

- поддерживать уровень квалификации, достаточный для испол­нения своих должностных обязанностей;

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

- представлять в органы налоговой службы при поступлении на госслужбу и ежегодно сведения о полученных ими доходах и иму­ществе, принадлежащих им на праве собственности;

- другие обязанности.

Общегражданские права и обязанности государственных слу­жащих являются предметом изучения науки конституционного права. В рамках административного права рассматривается лишь один аспект этой проблемы. Дело в том, что в интересах эф­фективной работы государственного аппарата закон накладывает определенные ограничения на статус госслужащего как гражданина Российской Федерации. Так, государственный служащий не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педа­гогической;

- быть депутатом представительного органа РФ, субъекта РФ, муниципального образования;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; на время прохождения госслужбы госслу­жащий обязан передавать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (акции) в уставном фонде коммерческих юридических лиц;

- состоять членом органа управления коммерческой организации, если это не следует из его служебных обязанностей;

- использовать в неслужебных целях имущество, денежные сред­ства, принадлежащие государству, служебную информацию;

- получать гонорары за публикации и выступления в качестве госслужащего;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т. д.);

- принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

- принимать участие в забастовках;

- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, религиозных объединений для пропаганды отношения к ним;

- другие ограничения.

В качестве мер дисциплинарной ответственности законодатель­ство предусматривает замечание, выговор, строгий выговор, предуп­реждение о неполном служебном соответствии, увольнение. В случае исполнения отданного ему неправомерного решения госслужащий не несет ответственности только в том случае, если до его выпол­нения получит письменное подтверждение отданного решения (кроме случаев, когда его исполнение влечет административную или уголовную ответственность).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.