Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократия по Медведеву




Дмитрий Медведев, не претендуя на истину в последней инстанции, предложил свое видение критериев, которым должно соответствовать современное государство. Стандартов оказалось пять.

- Во-первых, это правовое воплощение гуманистических ценностей и идеалов, - считает глава государства. - То есть все те ценности, которых мы придерживаемся, должны иметь правовую рамку. Придание этим ценностям практической силы закона, которая направляет развитие всех общественных отношений, то есть задает главные ориентиры общественного развития.

Второй стандарт - способность государства обеспечивать и поддерживать высокий уровень технологического развития, за счет чего обеспечивается достойный уровень жизни его граждан. "Чем богаче нация, тем выше ее шансы на устойчивую демократию", - процитировал Медведев американского социолога Сеймура Липсета. Поддерживая рост благосостояния граждан, государство укрепляет их доверие к демократическим институтам.

В России об этом могут говорить с уверенностью, памятуя о 90-х годах, когда понятие "демократии" в массово бедном обществе приобрело негативный и ругательный оттенок. С экономическим ростом страны все изменилось. "Российская демократия в этом плане стала более понятной. Если хотите, стала рентабельной, - заявил российский лидер. - Она доказала свою состоятельность и сейчас уже не отвергается значительной частью наших людей, не является чуждым явлением".

Третий стандарт связан со способностью государства защищать своих граждан от посягательств со стороны преступных сообществ. Причем это тот случай, когда для достижения цели все средства хороши. "Человеческие права и свободы должны быть обеспечены любой ценой", - он вспомнил слова главы Южной Кореи. Демократическое государство в случае трудностей должно не в кусты прятаться, уверен Медведев, а давать подчас жесткий отпор.

- Четвертой отличительной особенностью демократии является, на мой взгляд, высокий уровень культуры, образования, средств коммуникации и обмена информацией, - обозначил еще один стандарт президент. - Свободное демократическое общество - это все-таки всегда общество хорошо подготовленных, образованных людей, людей с высокой культурой.

В таком обществе граждане получают больше возможностей и свобод, получают от государства часть функций по поддержанию порядка и стабильности. А низкий уровень культуры в обществе разрушает демократию.

- Демократические институты - это не деловые обыкновения народа, хотя это очень важно, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Это строго установленный перечень норм и правил. Именно норм и правил, и только их неукоснительное соблюдение делает демократию эффективной. А посему демократия - это не только свобода, но и самоограничение.

Наконец, пятый стандарт демократии снова относится к гражданам. Точнее, к их убежденности в том, что они живут в демократическом государстве. "Демократии нет или есть проблемы с демократией, если человек на личном уровне чувствует несвободу и несправедливость, - считает президент. - Правительства могут сколь угодно долго говорить своим гражданам: "Вы свободны". Но демократия начинается только в том случае, если гражданин скажет сам себе: "Я свободен".

Именно этот фактор, полагает Медведев, отбрасывает Россию назад. Кто-то привержен патерналистским настроениям, что кто-то другой или государство решит за него все проблемы. Кому-то нравится говорить, что он не свободен и от него ничего не зависит, а это, считает президент, удобная позиция - если ничего не можешь, то ни за что и не отвечаешь. "Это очень удобная позиция, но она опасная", - предупредил он.

- Проблема улучшения демократических институтов - это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами, - подкрепил свою позицию Дмитрий Медведев словами философа и социолога Карла Поппера. - Демократические институты не могут улучшаться сами по себе. Их улучшение зависит от нас самих.

 

Авторитарный государственный режим характеризуется монополией правящего лица (или группы лиц, политической партии, военной хунты и т.д.) на политическую деятельность. Оппозиция или отсутствует, или прямо запрещается, ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Законодательная и исполнительная власть сосредотачиваются в руках одного лица или органа, широко использующего средства администрирования (командования в приказном порядке), его деятельность основана на преобладании дискреционных (самостоятельных, ни от кого и не от чего не зависящих) полномочий. Однако авторитарный режим, как правило, не контролирует полностью экономическую, социальную, культурную сферу деятельности общества и личную жизнь граждан, хотя и вводит здесь определенные ограничения. Террор используется как временное и крайнее средство. Поэтому авторитарный режим может иметь либеральный характер и даже сочетаться с определенными формами самоуправления. Либеральный авторитаризм часто преследует цель осуществления в обществе необходимых реформ.

 

Консервативный авторитаризм ориентирован на сохранение жизненно необходимых основ общественного строя, стабилизацию общества и опирается зачастую на определенную религиозно-политическую идеологию. Нередко при этом допускается и существование политической «полуоппозиции», субъектами которой является управляемые социальные группы: церковь, бюрократия, профессиональные союзы, при условии их лояльности режиму и отказа от претензий на власть. Участие широких слоев населения в политике не поощряется. Консервативный авторитаризм отстаивает примат общих ценностей над индивидуальными и ради идеала общего блага готов к законодательному ограничению гражданских прав и свобод.

 

Идеократический государственный режим не только жизни отдельных граждан, общества в целом, но и само государство подчиняет делу служения какой-либо идее (идеологии). При таком режиме фактически правят не люди, а конкретная система идей. Поэтому во главе такого государства может быть как один человек (монарх или духовный лидер), так и какой-либо выборный (назначенный) орган (например, политбюро). Но не это обстоятельство, а сам факт наличия общеобязательной идеологии будет характеризовать форму такого государства. Оно может существовать в виде, например, теократии (некоторые современные мусульманские государства). При теократическом государственном режиме вся социальная жизнь строится в строгом соответствии с нормами конкретной религии.

Другим вариантом идеократического государственного режима является тоталитарный государственный режим. Тоталитарный (от лат. total – всеобщий) государственный режим характеризуется полным огосударствлением всех сфер общественной жизни. Под тотальный контроль подпадают политика, экономика, культура, социальная сфера, личная жизнь граждан. Государственная моноидеология получает квазирелигиозный характер и становится обязательной для всех. Официальным выразителем этой идеологии, как правило, является одна партия, которая фактически сливается с государственным аппаратом и подчиняет себе все институты общества и государства. Полная экономическая, политическая и социальная зависимость граждан от режима дополняется всеохватывающим контролем за их мыслями и образом жизни. При этом от граждан требуется не только лояльность режиму, но и соучастие в его делах. Любые отклонения от принятых стандартов поведения пресекаются как правовыми, так и неправовыми средствами. Для достижения социального единообразия и единомыслия широко применяется террор. Тоталитарные режимы могут быть как «левыми» (коммунистические), так и «правыми» (фашистские).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.