Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольные полномочия законодательных органов государства в области государственного управления




Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления

Президент Республики Беларусь обладает огромным объемом полномочий, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь. Именно ими и предопределены контрольные полномочия Президента. Практически нет таких сфер и областей в государственном управлении, в которых Президент не выполнял бы ответственейшие функции и не обладал государственно-властными полномочиями.

Главными направлениями контрольной деятельности Президента Республики Беларусь являются следующие:

1. контроль в процессе формирования органов управления;

2. контроль за содержанием деятельности аппарата государственного управления, фактическими результатами, за качеством руководства;

3. контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

4. контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

5. контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Президент Республики Беларусь определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение в жизнь которой возлагается на соответствующие органы государственного управления.

Президент Республики Беларусь формирует Правительство; назначает с согласия Палаты Представителей Национального Собрания на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, председателей государственных комитетов и других членов Правительства; принимает решения об отставке Правительства или его членов; назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус.

Он формирует Совет безопасности и Администрацию Президента и назначает высшее командование Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов государственного управления, поскольку возглавляет Совет безопасности и вправе председательствовать на заседаниях Правительства. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Советом Министров Республики Беларусь по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов государственного управления. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, законам, декретам и указам.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами государственного управления: имеет право отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных полномочий Президента Республики Беларусь осуществляет Комитет государственного контроля. Он является государственным органом, образуемым Президентом и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, палат Национального собрания. Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет государственного контроля в пределах своей компетенции координирует контрольную деятельность республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в республике, которые в своей деятельности подотчетны органам Комитета государственного контроля по вопросам, относящимся к компетенции Комитета госконтроля.

В процессе проведения проверок Комитет государственного контроля имеет право требовать от министерств и других республиканских органов государственного управления, а также от предприятий, учреждений, организаций необходимую для проверок информацию, документы, объяснения: вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства; указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, делать им предупреждения, обязывать устранить попущенные нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение рудовых коллективов, на рассмотрение государственных органов

При выявлении фактов нарушения действующего законодательства либо грубых нарушениях служебных обязанностей должностными лицами государственных органов, предприятий, объединений, организаций и учреждений государственной формы собственности Комитет вносит органу, назначившему или иное лицо на должность, представление о несоответствии этого должностного лица занимаемой должности.

Органы Комитета государственного контроля могут ставить перед соответствующими органами и должностными лицами вопрос об освобождении от занимаемой должности виновных должностных лиц государственных органов: дают заключения о соответствии должностных лиц государственных органов занимаемым должностям.

За правонарушения, выявленные в ходе проверок, органы Комитета государственного контроля вправе применять санкции и налагать штрафы в пределах, предоставленных законодательством Республики Беларусь.

Контроль органов представительной власти определяется с соблюдением статьи 6 Конституции Республики Беларусь, закрепляющей принцип разделения властей. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

В самой Конституции Республики Беларусь имеются определенные, хотя явно недостаточные и неразвернутые положения и нормы о контрольных функциях Национального собрания.

Правительство ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Палата представителей дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение Премьер-министра; заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству; по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает недоверие Правительству.

Палата представителей осуществляет контроль за деятельностью Правительства по разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчет о его исполнении, об основах социальной зашиты, о принципах регулирования труда и занятости, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о принципах осуществления отношений собственности и др.

Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя и членов Правления Национального банка.

Одно заседание в месяц резервируется для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства.

Депутат Палаты Представителей, член Совета Республики вправе обратиться с запросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителям государственных органов, образуемых или избираемых Парламентом.

Запрос должен быть включен в повестку дня палаты. Ответ на запрос надлежит дать в течение двадцати сессионных дней в порядке, установленном палатой Парламента.

Совет Министров в порядке, определенном законодательством, представляет в палаты Национального собрания Республики Беларусь и их органы по их требованию, а также по собственной инициативе документы и материалы, связанные с деятельностью Правительства Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов осуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответствующим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Исполнительный комитет разрабатывает и вносит в соответствующий Совет депутатов схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью; проекты планов экономического и социального развития, местных программ, местного бюджета; предложения по охране общественного порядка и прав граждан; принимает меры по осуществлению планов, программ и бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении.

Исполнительный комитет организует выполнение решений Совета и вышестоящих государственных органов, собственных решений. Совет депутатов не реже одного раза в год заслушивает отчет исполкома.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.