Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биоритмологические аспекты адаптации учащихся к учебной деятельности

Основным видом деятельности школьников является активное участие в учебном процессе. В последние годы социальные нагрузки детей школьного возраста характеризуются повышенной интенсификацией их умственного труда, что в конечном итоге отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей и подростков. Кроме того, игнорирование учета индивидуальных биоритмологических особенностей ребенка при организации учебной деятельности неблагоприятно отражается на его приспособительных механизмах к ритмическим факторам окружающей среды (Сердюковская, 1989).

Многими исследователями было доказано, что дневная динамика работоспособности отличается у учащихся разного возраста, может быть различной как на протяжении дня, недели, так и в течение учебного года.

Имеющиеся литературные данные о дневной динамике умственной работоспособности школьников достаточно противоречивы. Указывается, что кривая работоспособности может быть одновершинная с пиком в утренние часы или двухвершинная. Скорее всего, это объясняется тем, что у большинства детей школьного возраста биоритмологический профиль организма еще не сформирован в должной степени, поэтому более объективной характеристикой дневной организации их умственной работоспособности может быть выяснение временного положения акрофазы функции в течение дня.

Большинство исследователей отмечают два пика активности физиологических функций и умственной работоспособности в течение дня: с 8.00 до 12.00ч. и от 17.00 до 19.00ч., в то время как период минимальной активности приходится на 13 – 15 часов днем и 2 – 4 часа ночью.

Работоспособность неодинакова и на протяжении недели. В понедельник она невысока, это можно объяснить адаптацией к учебному процессу после дня отдыха, наилучшие показатели умственной работоспособности отмечены во вторник и среду, начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая минимума в пятницу и субботу.

Утомление учащихся может вызываться не только интенсивностью учебной нагрузки, но и её временным соотношением с биоритмологическим профилем организма.

Результаты исследований, проводимых среди учащихся начальных и средних классов, направленных на выявление динамики работоспособности в зависимости от учебной смены и биоритмологического профиля, показали, что максимальная продуктивность отмечалась у школьников при условии совпадения учебного времени с акрофазой физиологических функций. Несоответствие времени обучения биоритмологическому профилю организма сопровождается у учеников 6 – 8 классов значительно большим количеством дней, пропущенных по болезни (Ковешникова, 1991).

Существующая система организации учебного процесса зачастую не соответствует оптимальным временным взаимоотношениям организма многих школьников с окружающей средой, что приводит к рассогласованию психофизиологических функций организма (внутреннему десинхронозу), к развитию утомления, к повышению у них риска заболеваний и к самим заболеваниям.

Ученые пришли к заключению, что субъективные и объективные показатели функционального состояния учащихся улучшались при условии совпадения времени их интенсивной умственной деятельности с акрофазами суточного биоритма физиологических функций.

В целях оптимизации влияния учебной деятельности на функциональное состояние детского организма, В.А. Доскин и Н.Н. Куинджи (1989) предлагают проведение в середине учебного дня "спортивного часа". По их мнению, двигательная активность является дополнительным датчиком времени, который благодаря своему симпатико-активирующему влиянию способен синхронизировать ритмы психофизиологических функций организма школьников и, тем самым оказывать положительное влияние как на функциональное состояние учащихся, так и на динамику их умственной работоспособности.

 

Роль биоритмологического портрета ребенка в планировании режима дня.

Итак, рассмотрение биологических ритмов развивающегося организма показывает, что они играют важную роль в процессах жизнедеятельности. Согласованность суточных ритмов различных функций служит биоритмологическим показателем здоровья организма. В то же время рассогласованность (десинхроноз) является самым ранним свидетельством неблагополучия организма. Детский организм, как развивающая система, весьма склонен к десинхронозу. Причин этой предрасположенности достаточно много, но главная из них заключается в незрелости регуляторных механизмов.

По мере взросления происходит стабилизация временной организации, проявляющаяся в увеличении степени синхронности ритмов отдельных функций, в становлении основных параметров суточного ритма: фазы, среднего уровня, амплитуды. Возрастное созревание параметров происходит гетерохронно, характеризуется индивидуальностью и в основном завершается в юношеском возрасте.

Нормальное функционирование организма требует определенной организации временной среды. Среди средовых факторов на первое место выдвигаются те, которые служат для биологических ритмов датчиками времени. К особенно важным из них относятся ритм дня и ночи (часы засыпания и пробуждения), время школьной нагрузки, время повышенной двигательной активности.

Таким образом, цикличность биологических процессов и её становление по мере роста и развития ребенка можно рассматривать как одно из основных научных обоснований поиска и разработки оптимального в аспекте укрепления здоровья режима дня. Чем больше этот режим будет исходить из особенностей биоритмологического портрета ребенка, тем в лучших условиях окажутся все его физиологические системы, что обязательно отразится на его самочувствии, настроении и на всем том, что характеризуется в обобщенном понятии "здоровый ребенок".

 

Ключевые слова:

биоритмология, биоритмы, суточные (циркадные) биоритмы, биоритмологические типы, "жаворонки" – утренний тип, "совы" – вечерний тип, промежуточный, дневной тип – "голуби", десинхронозы – внутренний, внешний, острый и хронический, явный и скрытый, полный и частичный, асинхроноз, динамика умственной работоспособности, акрофаза, амплитуда ритма, цикличность биологических процессов.

 

Лекцию составила

доцент кафедры общей и социальной педагогики НГГУ

Радионова Л.В.

 

 


[1] биоритм (греч. bios жизнь; rhythmos размеренность, ритм) – самоподдерживающийся автономный процесс периодического чередования состояний организма и колебаний интенсивности физиологических процессов и реакций;

биоритмология (биоритм + logos учение) – учение о биоритмах.

[2] лат. circa кругом, вокруг

[3] син - (греч. syn-, sym-) – приставка, означающая "совместность действия", "одновременность", "взаимодействие";

хроно- (греч. chronos время) – составная часть сложных слов, означающая "относящийся ко времени", "времен

ной"

[4] акро- (греч. akros крайний, самый отдаленный, высокий) – верхний, относящийся к верхушке

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о десинхронозах. Профилактика десинхронозов | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.