Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа диалога культур

 

Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, является стержневой и оригинальной в учебно-воспитательной системе школы диалога культур. Ее основателем является С. Курганов. В этой системе находят свое воплощение идеи М. Бахтина о культуре как диалоге («любая культура — это живой процесс об­щительной связи»), Л. Выготского — о тяготении развитого ин­теллекта к внутреннему диалогу, В. Библера — о философской ло­гике культур.

В. С. Библер определил основные положения установки на но­вый тип образования в школе диалога культур.

Во-первых, это переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовые знания, умения, навы­ки, но культура их формирования и изменения, трансформа­ции, преобразования — вот чем должен обладать выпускник шко­лы диалога культур. Знания о путях изменения знаний, умение корректировать и обновлять умения, навыки трансформации и переформирования навыков — вот что требуется от молодого че­ловека XXI в.

Во-вторых, данная воспитательная система предполагает углуб­ленное освоение «диалогизма» как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., но и суть самой мысли. Углубленное понимание «диалогизма» мышле­ния развернуто через идею диалога культур.

В-третьих, весь процесс обучения в школе строится в первую очередь не на усвоении дедуктивных цепочек развертывания мыс­ли из исходных аксиом, а на целенаправленном спиральном воз­вращении мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения и воспитания в школе диалога культур. Вооб­ще, истинное мышление начинается не там, где человек опирает­ся на наличное бытие, а там, где он ставит вопрос: как возможно это бытие, откуда взялись такие необъяснимые явления, как чис­ло, слово, сознание своего Я?

В-четвертых, основное содержание школьного курса — это ос­воение тех «точек превращения», в которых одна форма понима­ния переходит в другую, в которых разные формы логики пони­мания обосновывают друг друга.

Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы. Результатом воспи­тательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре — не предметы и знания, а ценности и нор­мы, способы мышления и творчество. Поэтому учащиеся должны не заучивать правила, а заниматься поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваи- вая современную культуру как наследницу предыдущих культур, где в каждой идее, слове, образе происходит диалог разных пред­ставлений, эпох, народов. Результатом совместного творческого поиска учителей и учащихся являются новые чувства, идеи, каче­ства и взаимоотношения.

Анализируя процесс воспитания в данном типе школ, мы рас­сматриваем воспитание как процесс культуроемкого развития личности и поэтому обращаем особое внимание на отражение вопросов культуры в образовательном процессе.

В. С. Библер предлагает следующий вариант содержания обра­зования в школе диалога культур.

1 — 11 классы. Зарождаются «узелки» понимания, или точки удивления, которые станут основными предметами освоения, «разноречия», диалогов в последующих классах. Ими могут быть идеи слова, числа, явления природы, момента истории, загадки сознания, загадки предметного орудия. Точки удивления построе­ны по схеме народных загадок. В точках удивления, во-первых, развертывается первоначальный анализ проблем, являющихся об­щими, едиными, с одной стороны, для основных современных понятий (математики, физики, биологии, лингвистики) и, с другой стороны, для исходных детских удивлений, вопросов, обычно возникающих в психологическом переходе от доминанты сознания (дошкольный период) к доминанте мышления. Во-вто­рых, в таких узелках исходного удивления сосредоточиваются рас­ходящиеся нити будущих обособленных (но взаимодополняю­щих) наук о жизни, времени, слове. В-третьих, такие исходные точки и узлы будут предметами последующих основных диалогов между различными культурами, классами, возрастами. В-четвер­тых, сам исходный процесс удивления и усвоения таких узловых понятий осуществляется в сложной динамичной игре внешнего языка и внутренней речи с ее особым синтаксисом и семантикой. III —IV классы. Античная культура, по сути дела, единый предмет изучения в этих классах. Такие античные науки, как ис­тория, математика, механика, а также искусство и мифология образуют целостное, неделимое представление об основных смыслах античной культуры.

V —VI классы. Культура Средневековья. Общее построение курса аналогично обучению в III —IV классах. Особое внимание уделяется тому, что культура пронизана пафосом веры и культа. Вместе с тем нельзя превращать уроки в V—VI классах в уроки религии. Именно по отношению к средневековому голосу диало­гического разумения необходима особая активность (и тактич­ность) культурного и школьного преобразования конфессиональ­ных реалий.

VII —VIII классы. Культура Нового времени (XVII—XIX в.). В основу обучения положены (с учетом диалога культур между нововременными классами и классами античности и средневе­ковья) классические курсы обычных школьных занятий по реко­мендованным учебникам, соотнесенные с основными авторски­ми текстами — первоисточниками XVII —XIX вв.

IX — X классы. Культура современности. Эти классы имеют особое значение в двух отношениях. Во-первых, здесь сводятся во­едино (как моменты современного мышления, знания и умения) вопросы и ответы, наработанные во всех остальных учебных цик­лах. Во-вторых, углубление во внутреннюю противоречивость со­временных понятий и образов культуры ставит ученика на пе­редний край «напряжений» знания и незнания, характерных для XX—XXI вв. Узлами, связывающими расчлененные знания и не­знания нашей эпохи, оказываются общечеловеческие проблемы: личность и общество, культура и цивилизация, экологическая и космологическая проблемы и т.д.

Компьютерная и информационная революции, современная структура автоматического производства являются логическим за­вершением всех ремесленно-машинных циклов трудовой деятель­ности, развитых в более ранних классах школы диалога культур.

XI класс. Класс специально-педагогический. Здесь выпуск­ники школы диалога культур организуют диалоги между класса­ми, возрастами, культурами, намечают вместе с преподавателями основные темы единых для всей школы дискуссий, изобретают методы общения и совместной деятельности.

Методика воспитательной системы школы диалога культур прежде всего основана на диалогизации, творчестве, использова­нии приема «точка удивления», на интенсивном продуцировании собственных гипотез.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Педагогика общей заботы» как воспитательная система | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.