Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справедливые сообщества




 

«Справедливые сообщества», как разновидность воспитатель­ной системы, создавались в школах США в 70-е гг. XX в. В основу концепции данной ВС были положены идеи Лоуренса Кольберга, которые перекликаются с принципами «педагогики общей забо­ты» И.П.Иванова. Это идеи гуманизма, демократии, справедли­вости, заботы друг о друге, самоуправления, нравственных цен­ностей. В концепции нашла отражение и теория Жана Пиаже о стадийном умственном развитии, о единстве умственного и мо­рального в процессе целостного формирования личности. Эмо­ционально-когнитивная концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от ум­ственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням. Для этого необходимы прежде всего гума­нистические взаимоотношения педагогов и воспитанников, сис­тематическое включение детей в нравственный анализ своих и чу­жих поступков.

В качестве этапов нравственного развития личности Л. Кольберг рассматривает следующие уровни и ступени. Первый уровень (предсоциальный) включает две ступени: ориентация на покорность и наказание; мораль достижения наслаждения. Второй уровень (социальный) также имеет две ступени: мо­раль «хорошего мальчика», сохранение добрых взаимоотношений; мораль поддержания авторитета. Третий уровень (постсоци­альный) составляют следующие ступени: мораль ориентации на общественный договор, выражающий основные принципы кон­ституции; мораль индивидуальных принципов совести.

«Справедливые сообщества» в школе — это добровольные объе­динения администрации, учащихся и учителей, имеющие проч­ные связи с родителями. Все члены сообщества обладают правом голоса в решении основных проблем. Школа живет по разработан­ному собственному кодексу поведения, управление осуществляет­ся органами, выбранными демократическим путем. Содержанием жизни сообщества является разнообразная деятельность на пользу окружающих, например: расчистка игровых площадок, сбор средств для нуждающихся, творческие конкурсы, собрания в кру­гу. Собрания помогают не только организовывать деятельность, но и разрешать конфликтные ситуации, анализировать поступки каж­дого, оценивать дела «справедливого сообщества». Одним из мето­дов нравственного воспитания является решение дилемм. Общими характеристиками сообществ являются эмоционально комфортная обстановка в школе, чуткость и забота друг о друге, нравственная и интеллектуальная развитость детей и взрослых, сотрудничество. Наиболее удачно реализует концепцию «Справедливых сообществ» Л.Кольберга Скаредейльская альтернативная школа в пригороде Нью-Йорка, в которой перспективно действуют такие органы са­моуправления, как общее собрание и «комитет справедливости». Важнейшие школьные проблемы систематически обсуждаются на страницах журнала, авторами которого выступают учителя, уча­щиеся и родители. Результатом умственного и нравственного вос­питания детей является сформированность у них таких гуманных качеств, как вежливость, предупредительность, приветливость, высокий уровень ответственности, гордость за свою школу, сво­бода личности, чувство собственного достоинства, творчество. В данной школе широко используются такие методы и приемы, как диалог, дилемма, общественное мнение, требование, перс­пектива и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.