Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер деятельности людей Востока и Запада

Середину I тыс. до н.э. К.Ясперс[3] назвал «осевым временем» полагая, что именно тогда произошло рождение двух ментальных противоположностей - культур Востока и Запада.

«Осевое время» - это время, считает К.Ясперс, когда жителей Индии, Китая и Греции одновременно «посетило» философское настроение, и именно этот момент он считает началом формирования двух своеобразных и соответственно этому своеобразию расходящихся путей. Именно тогда определись различные способы постижения человеком себя и мира, в котором он живёт. Человеку необходимо было:

- освоиться и природный мир, данный в качестве объективного;

- одновременно в этом освоении и постижении внешнего мира, человек создавал свой, рукотворный – социокультурный – мир;

- при этом неосознанно происходил процесс формирования и наполнения внутреннего духовного мира человека реальностью как рукотворной, так и нерукотворной.

Восток и Запад каждый по-своему сориентировался на освоение и постижение природного мира, создал своеобразные социокультурные миры и сформировал своеобразные не похожие духовные ориентиры. Некоторые учёные связывают возникшие особенности освоения внешнего мира и создания человеческого мира с функциональной асимметрией (несоразмерность) полушарий головного мозга человека. Правое, более древнее, отвечает за целостное видение и интуицию (это восточный тип культуры ); левое – за логику, анализ и синтез (это западный тип культуры). Таким образом, различие менталитета, считают они, первоначально проистекает из физиологического различия разных народов.

Как бы то ни было, но «осевое время» стало моментом, исходной точкой расхождения двух «зеркально противоположных» путей:

- восточного пути - пути сердца, пути интуитивного озарения, пути понимания окружающего мира через озарение. Восточная ментальность формировалась под воздействием устремлённости, точнее, углублённости во внутреннюю душевную бесконечность, что требовало сосредоточенности, когда активность из внешней перенаправлялась во внутреннюю напряжённую духовную работу. Восточный менталитет – это образное мышление. У Востока преобладает интуитивное мышление, при ослабленности абстрактного. Так, с точки зрения индийских мудрецов, невозможно понять мир на уровне интеллекта. Мысль не в состоянии охватить всё многообразие реальности в силу её подвижности и изменчивости;

- западного пути – пути ума, пути логического осмысления, пути познания окружающего мира разумом. Западная ментальность формировалась под воздействием устремлённости в бесконечность окружающего человека природного мира, за видимый горизонт в глубины и высоты природной среды, недоступные глазу, но доступные разуму. Западный менталитет – это логическое, абстрактное мышление, которое способствовало развитию науки и техники, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Быстро изменяется та искусственно созданная человеком предметная среда, в котором непосредственно протекает его жизнедеятельность.

К.-Г. Юнг[4], являющийся основателем теории психологических типов, определял психологические особенности Востока и Запада подобным же образом, но несколько иначе. Восток, считал Юнг, – это интровертный психологический тип, интерес которого направлен на внутренний мир, на углубление сознания (это медитация[5], интроспекция[6]). Эта психологическая особенность способствовала формированию «ненасильственного» характера индуистско-буддийско-конфуцианского типа культуры. Например, в Индии, в религиозных практиках, сложился принцип «ахимсы» (непричинение зла ничему живому). А в Китае Великая китайская стена была построена как оборонительное сооружение, что обеспечивало покой и сосредоточение на внутренних социокультурных проблемах, без экспансии (распространения) своих культурных традиций в другие культуры. Запад же, в отличие от Востока, является экстравертным психологическим типом, интерес которого направлен на внешний мир, на расширение сознания посредством всё большего экстенсивного освоения внешнего мира. Такая психологическая особенность «толкала» европейцев на открытие новых земель, на распространение своего образа жизни в другие регионы мира, которые они открывали для себя.

Именно эти психологические характеристики явились решающими в процессе формирования противоположных в своём своеобразии способов жизнедеятельности представителей Востока и Запада.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рождение и расхождение восточного и западного типа менталитетов | Характер деятельности культур Востока и Запада
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.