Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности делового общения и бизнеса Востока и Запада

Особенности работы на Востоке и Западе.

Работа. В западной, индивидуалистской, культуре на работе ответственность персональная, решения принимаются индивидуально, внутренние конфликты допустимы (поскольку нацеленность на результат поощряет всё, что способствует эффективности). Запад – это временный контракт. Американские психологи считают, что каждые пять лет нужно менять работу, в этом проявляются динамизм и мобильность. Поэтому набор производится по всем специальностям и уровням профессионализма, оплата - по результату, а не по статусу. На Западе профессиональные обязанности чётко очерчены. Американцы считают, что хороший специалист в работе должен, прежде всего, реализовать свои личные профессиональные навыки и уровень квалификации - это важнее, чем соблюдение групповых интересов. Профессионализм и специализация – два столпа американской деловой культуры, что является полной противоположностью японского универсализма. В Японии узкие специалисты преданы забвению, здесь доминирует тип универсального, всё знающего и всё умеющего служащего фирмы, то есть профессиональные обязанности сотрудников чётко обозначены и регламентированы. Японская форма нанимает не специалиста, а члена трудового коллектива.

В восточной, коллективистской, культуре на работе ответственность групповая, решения принимаются коллективно, внутренние конфликты недопустимы, поскольку акцент делается на кооперацию и согласие. Восток – это пожизненный наём: набор новых сотрудников осуществляется среди выпускников учебных заведений, оплата зависит от стажа работы. Фирма ожидает от сотрудника преданности и готовности соблюдать традиции коллектива. Трудовой коллектив (например, в Японии) - это вторая семья, и интересы фирмы превалируют над личными.Система продвижения по службе согласно старшинству в Японии основана на идее, что опыт и знания, приобретённые за долгие годы работы, оказывают определяющее влияние на рост производительности. Эта система соответствует непрерывным технологическим процессам. Хотя сейчас, в результате глобализации, всё сложнее сохранять традиционный уклад, поэтому в частном бизнесе, и даже на государственной службе (которая считается наиболее консервативной), продвижения по службе людей примерно с 35 лет и старше основаны на индивидуальных достижениях и способностях. Это свидетельствует об изменениях в представлениях способах делания карьеры. Тем не менее, процессы глобализации, вместо того чтобы побудить к окончательному отказу от системы долгосрочной занятости и продвижения по службе по принципу старшинства, стала основанием для отстаивания и сохранения, хотя в изменённом виде, национальных особенностей и традиций.

Бизнес. Коллективисту очень важен социальный статус, поэтому для японца принадлежность к фирме важнее, чем профессия и даже фамилия. Именно поэтому при знакомстве деловой японец прежде назовёт предприятие, фирму, учреждение, где он работает, свою должность, а потом фамилию и имя. Японцы чаще именуют друг друга по должности или системе родства и редко по имени. В деловом этикете при общении с китайцами необходимо использовать только его фамилию и официальную должность: официально представляясь, китайцы называют все свои титулы целиком. Китайцы склонные проводить черту между собой и «другими», между своей группой и чужаками. В Китае (а также и в Японии) вежливость предназначается в первую очередь для знакомых, родственников, друзей или деловых партнёров, но она не распространяется на совершенно незнакомых людей. Для европейцев внешнее поведение китайцев (и японцев) в общении кажется холодным и отстранённым, а порой даже грубым и агрессивным, так как на Западе вежливость является условием и предпосылкой всякого общения, помогает установить отношения между незнакомыми людьми.

Для индивидуалиста важен он сам как личность. На Западе где личность, прежде всего, имя опережает должность. Американцы при деловой встрече обычно скоро переходят на обращение по именам. Согласно западным понятиям все люди равны и относится к ним следует как к равным. В конфуцианстве такое понимание равенства отсутствует. Для китайской культуры, как и для других стран с конфуцианской этикой (а также индуистских и исламских), существенным является определение статуса человека. Люди с более высоким социальным положением ожидают и большего уважения, у них шире полномочия их слова имеют больший вес. В коллективистских обществах человек с более высоким статусом берёт на себя и большую ответственность по отношению к подчинённым и их благосостоянию.

Коллективисты, представители восточной культуры, нацелены на долговременные отношения, не стремятся делать бизнес с первой встречи: сначала должно появиться доверие к партнёру. Они отдают предпочтение развитию личных отношений, поэтому огромное значение имеют доверие и уважение к партнёру, для чего требуется время. В Японии прежде чем заключить сделку, будущего партнёра по бизнесу могут пригласит несколько раз на чай, а в арабских странах подписанию договоров предшествует серия совместных банкетов.

Индивидуалисты, западные бизнесмены, динамичны и сразу нацелены на бизнес. Американцы настроены всегда на деловой лад. Нередко при встрече высшего уровня два руководителя приветствуют друг друга, пожимают друг другу руки, начинают обсуждать дела - и в первые 5 минут разговора подписываю контракт и расходятся. Общение и размеренный разговор зачастую рассматриваются как потеря времени.

На Западе любая фирма фигурирует на рынке как товар, который может приносить прибыль или убыток. А в Японии думают по-другому. Компании рассматривают не как машины по производству денег, а как самодостаточные организации, в первую очередь призванные «служить интересам общества», и только. И лишь во вторую – приносить прибыль. На Западе можно купить предприятия по сходной цене, уволить часть сотрудников, нанять новых, модернизировать, поднять производительность труда, а затем продать предприятие с хорошей прибылью – это трудовые будни современного Запада.

Японские компании существуют веками, владельцы меняются здесь крайне редко. Японцам трудно представить, что фирма может продаваться как товар.

Западные бизнесмен видит смысл делового соперничества в том, что он в чём-то превосходит конкурентов, японский же стремиться доказать себе и окружающим, что он не хуже их. Японец беспокоится не о своём состоянии, а о служебной репутации, то эта черта лежит в основе известной осторожности японской компаний, которые всячески стараются избегать риска и предпочитают надежные и долговременные формы деловой активности.

Европейский бизнесмен стремиться победить в конкурентной борьбе, а японский бизнесмен – не проиграть.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальный мир Востока и Запада - два принципиально иных типа личности | Ценностные ориентации культур Востока и Запада
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.