Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика и деятельность




Деятельность — человеческий способ овладения дей­ствительностью посредством достижения сознательно по­ставленных целей на основе общечеловеческого опыта.

Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта. Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на опреде­ленную цель, оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вби­рает в себя всю работу сознания и всю полноту непосред­ственного переживания. Каждое самое простое человечес­кое действие — реальное физическое действие человека — является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживани­ем, выражающим отношение действующего к другим лю­дям, к окружающим.

Мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направ­ленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Цель — это осознанный образ предвосхищенного резуль­тата, на достижение которого направлено действие челове­ка. Целью может быть какой-либо предмет, явление или оп­ределенное действие.

Задача — это заданная в определенных условиях (напри­мер, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая дол­жна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда вклю­чает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки за­дачи; искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы до­стигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, кото­рой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели.

Разработка и развитие психологической теории деятель­ности связана с именами таких известных отечественных пси­хологов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Ле­онтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. Она стала развиваться в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материа­лизма и использует главный тезис этого философского на­правления: не сознание определяет бытие, деятельность че­ловека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определя­ют его сознание. Наиболее полно теория деятельности изло­жена в трудах А.Н. Леонтьева.

Основными понятиями данной теории являются деятель­ность, сознание и личность. Рассмотрим, какой смысл вкла­дывается в эти понятия, какова их структура.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое стро­ение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Вер­хний уровень — это уровень особых видов деятельности, за­тем следует уровень действий, за ним — уровень операций, и самый низкий — уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом иерархическом построении за­нимает действие, которое является основной единицей ана­лиза деятельности.

Действие — это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Необходимо сразу обратить вни­мание на то, что цель в данном случае — это сознательный образ. Выполняя определенную деятельность, человек посто­янно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие — это сознательное проявление активности челове­ка. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекват­ность психической регуляции поведения, например при бо­лезни или в состоянии аффекта.

Основными характеристиками понятия «действие» явля­ются четыре компонента.

Во-первых, действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели.

Во-вторых, действие — это одновременно и акт пове­дения. При этом следует обратить внимание на то, что дей­ствие — это движение, взаимосвязанное с сознанием (нераз­рывность сознания и поведения).

В-третьих, психологическая теория деятельности че­рез понятие действия вводит принцип активности, противо­поставляя его принципу реактивности. Понятие «реактивность» подразумевает ответное действие или реакцию на воздействие какого-либо стимула. Формула «стимул-реакции» является од­ним из основных положений бихевиоризма. С этой точки зре­ния активен воздействующий на человека стимул. Активность, с точки зрения теории деятельности, есть свойство самого субъекта, т. е. характеризует человека. Источник активности находится в самом субъекте в форме цели, на достижение которой направлено действие.

В-четвертых, понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Цель действия может носить не только биологический смысл, такой как до­быча пищи, но также может быть направлена на установле­ние социального контакта или создание предмета, не связан­ного с биологическими потребностями.

Исходя из характеристик понятия «действие» как основ­ного элемента анализа деятельности, формулируются осно­вополагающие принципы психологической теории дея­тельности:

Сознание не может рассматриваться как замкнутое в са­мом себе: оно должно проявляться в деятельности (прин­цип «размывания» круга сознания).

Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания че­ловека (принцип единства сознания и поведения).

Деятельность — это активный, целенаправленный про­цесс (принцип активности).

Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельнос­ти и принцип ее социальной обусловленности).

Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятель­ность. Действие — это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняет­ся тем, что каждое действие обусловлено целью. Цели чело­века не только разнообразны, но и разномасштабны. Есть крупные цели, которые делятся на более мелкие частные цели, а те, в свою очередь, могут делиться на еще более мелкие частные цели и т. д.

Каждое действие может быть выполнено по-разному, т. е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. В свою очередь, способ вы­полнения действия зависит от условий. В различных усло­виях для достижения одной и той же цели могут быть ис­пользованы различные операции. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возмож­ности самого действующего субъекта. Поэтому цель, дан­ная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут под­разделяться на еще более мелкие (частные) действия. Та­ким образом, операции — это более крупные единицы дея­тельности, чем действия.

Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отли­чаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. Уро­вень операций — это уровень автоматических действий и на­выков.

Навыки — это автоматизированные компоненты созна­тельной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее вы­полнения. В отличие от тех движений, которые с самого нача­ла протекают автоматически, как, например, рефлекторные движения, навыки становятся автоматическими в результате более или менее длительного упражнения.

Виды операций:

Операции, которые возникли путем адаптации и приспо­собления к условиям обитания и деятельности;

Сознательные действия, благодаря автоматизации став­шие навыками и перемещенные в область неосознавае­мых процессов.

При этом первые практически не осознаются, в то время как вторые находятся на грани сознания.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что трудно выделить четкую грань между операциями и дей­ствиями. Например, при выпечке блинов вы не задумываясь переворачиваете блин с одной стороны на другую — это опера­ция. Но если вы при выполнении этой деятельности начина­ете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то стал­киваетесь с необходимостью выполнения целого ряда дей­ствий. В этом случае переворачивание блина превращается в цель целой серии действий, что само по себе не может рас­сматриваться в качестве операции. Следовательно, одним из наиболее информативных признаков, разграничивающих дей­ствия и операции, является соотношение между степенью осо­знания выполняемой деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.