Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. N 242-П Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах

Вопрос 1. Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах

Показатели каждой группы оцениваются балльным методом с присвоением веса оценки по каждому показателю. Обобщающий показатель по группе показателей определяется как средневзвешенная величина оценок с взвешиванием по величине весов оценок. По сумме баллов по всем группам показателей ЦБ включает банк в одну из пяти "классификационных групп".

Вопрос 4. Система оценки финансового состояния кредитных организаций Банком России

Банк России в рамках осуществления надзорной функции, преду­смотренной Законом РФ «О Центральном банке Российской Федера­ции (Банке России»), устанавливает пруденциальные нормы деятель­ности кредитных организаций, осуществляет контроль за их выполне­нием, производит анализ и оценку финансового состояния кредитных организаций; при необходимости применяет соответствующие меры воздействия. Критерии определения финансовой устойчивости кре­дитных организаций предусмотрены Указанием Банка России от 30.04.2008 N 2005-У «ОБ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВ», при этом регулятор осуществляет мониторинг по тем же стандартам, что применяются и при приеме банков в систему страхования вкладов (ССВ). Оценка финансового состояния кредитных организаций регуляр­но РФ (не реже одного раза в квартал) осуществляется ТУ Банка России на основе анализа представляемой отчетности, материалов инспекционных и аудиторских проверок.

– Согласно Указаниям № 2005-У, мнение ЦБ о банке основывается на трех основных факторах: выполнение обязательных нормативов, наличие санкций и финансовая устойчивость. В свою очередь оценка финансовой устойчивости строится на трех критериях: финансовое положение (качество капитала и активов, доходность и ликвидность банка), качество управления и прозрачность структуры собственности. По каждому из критериев банк набирает баллы.

Оценка капитала осуществляется по результатам оценок показателей достаточности собственных средств (капитала), общей достаточности капитала и оценки качества капитала.

Оценка активов банка определяется по результатам оценок показателей качества ссуд, риска потерь, доли просроченных ссуд, размера резервов на потери по ссудам и иным активам, концентрации крупных кредитных рисков, концентрации кредитных рисков на акционеров (участников) и концентрации кредитных рисков на инсайдеров.

Оценка доходности определяется по результатам оценок показателей прибыльности активов, прибыльности капитала, структуры расходов, чистой процентной маржи и чистого спреда от кредитных операций (далее - группа показателей оценки доходности).

Оценка ликвидности определяется по результатам оценок показателей общей краткосрочной ликвидности, мгновенной ликвидности, текущей ликвидности, структуры привлеченных средств, зависимости от межбанковского рынка, риска собственных вексельных обязательств, небанковских ссуд, усреднения обязательных резервов, обязательных резервов и риска на крупных кредиторов и вкладчиков.

Расчет и оценка групп показателей оценки капитала, активов и ликвидности производится на первое число каждого месяца. Расчет и оценка группы показателей оценки доходности производится на первое число каждого квартала.

Обобщающие результаты по группам показателей представляют собой средние взвешенные значения показателей по каждой группе. Обобщающий результат по группе показателей оценки капитала является целым числом. В случае если дробная часть полученного показателя имеет значение, меньшее 0,35, показателю присваивается значение, равное его целой части. В противном случае показатель принимается равным его целой части, увеличенной на 1.

В случае непредставления банком установленной Указанием Банка России N 1376-У отчетности, данные которой используются для расчета групп показателей оценки капитала, активов, доходности и ликвидности, соответствующему показателю присваиваются 4 балла.

В целях обеспечения соответствия оценок групп показателей оценки капитала, активов, доходности и ликвидности и значений обязательных нормативов содержательному представлению территориального учреждения Банка России об экономическом положении банка, ТУ ЦБ корректируется расчет показателей групп показателей оценки капитала, активов, доходности и ликвидности и обязательных нормативов.

Например, расчет показателей оценки капитала корректируется в том числе:

– на сумму балансовой стоимости ненадлежащих активов, использованных инвесторами при формировании источников собственных средств (капитала) (их части);

– на величину субординированного кредита (займа), не удовлетворяющего условиям включения в состав источников собственных средств (капитала) банка;

– на размер недосозданных резервов на возможные потери;

– на недостоверно отраженную в отчетности величину превышения кредитного риска, принятого по отношению к акционеру (инсайдеру), над установленными Банком России максимально допустимыми значениями.

Расчет показателей оценки активов корректируется, в том числе:

– на размер недосозданных резервов на возможные потери;

– на недостоверно отраженную в отчетности величину крупного кредитного риска, кредитного риска, принятого банком по операциям со своими участниками (акционерами), инсайдерами.

Расчет показателей оценки доходности корректируется, в том числе:

– на величину расходов по досозданию резервов на возможные потери;

– на недостоверно отраженную в отчетности величину доходов и расходов.

Расчет показателей оценки ликвидности корректируется, в том числе:

– на величину активов, неправомерно отнесенных банком к категории высоколиквидных и (или) ликвидных;

– на величину занижения банком размера обязательств, в том числе не исполненных в срок обязательств, включая обязательства по операциям денежно-кредитной политики Банка России.

Расчет показателей групп показателей оценки капитала, активов, доходности и ликвидности корректируется территориальным учреждением Банка России и в части учета событий, оказывающих влияние на их оценку, которые произошли в период между датой, на которую осуществляется оценка экономического положения банка, и датой вынесения территориальным учреждением Банка России суждения об оценке экономического положения банка.

К таким событиям могут быть, в том числе, отнесены:

– наличие информации о судебном иске к банку и ходе судебного разбирательства, основание для предъявления которого возникло до отчетной даты;

– принятие Банком России (территориальным учреждением Банка России) решения о государственной регистрации изменения величины уставного капитала банка;

– получение достоверной информации, способной повлиять на оценку качества активов банка, например о финансовом состоянии крупного заемщика;

– получение достоверной информации о том, что погашение (списание) кредитов, ценных бумаг и других требований (обязательств) банка, в том числе по выданным гарантиям, осуществляется с использованием прямо или косвенно средств банка или принятием банком на себя дополнительных рисков;

– иные обстоятельства, способные повлиять на оценку качества активов банка.

Для показателей групп показателей оценки капитала и доходности рассчитываются прогнозные значения на 12 месяцев вперед на основе данных за 2 предыдущих года.

При создании или реорганизации банков (за исключением преобразования) расчет прогнозных значений осуществляется не ранее чем по истечении 12 месяцев после представления в Банк России первой отчетности.

В случае когда фактическое значение показателя и его прогнозное значение расходятся на 2 и более балла, территориальное учреждение Банка России производит анализ тенденций изменения показателя и изучает факторы, влияющие на формирование прогнозного значения.

Если по суждению территориального учреждения Банка России прогнозное значение показателя отражает сложившуюся тенденцию его развития и обусловлено изменениями качества активов банка и объема принимаемых им рисков (и при этом на прогнозное значение показателя не оказывают влияния колебания отдельных показателей деятельности банка вследствие, например, развития (расширения) бизнеса), то территориальное учреждение Банка России принимает решение об использовании результатов прогнозирования при присвоении балльной оценки показателю (показателям) групп показателей оценки капитала и (или) доходности путем ухудшения или улучшения их фактического значения на 1 балл. При принятии территориальным учреждением Банка России такого решения производится расчет обобщающего результата по группе соответствующих показателей на основе их балльной оценки с применением результатов прогнозирования.

Прогнозные значения показателей групп показателей оценки капитала и доходности оцениваются в соответствии с балльными и весовыми оценками, установленными приложениями к Указанию № 2005-У.

Оценка качества управления банка осуществляется по результатам оценок показателей системы управления рисками (ПУ4), состояния внутреннего контроля (ПУ5) и управления стратегическим риском (ПУ6) (показатели качества управления).

Показатель системы управления рисками (ПУ4) определяется на основании оценки ответов на вопросы, приведенные в приложении 6 к Указанию № 2005-У.

Оценка ответов на вопросы производится путем присвоения им значений по четырехбалльной шкале:

равное 1 - "да" ("постоянно", "всегда", "в полном объеме");

равное 2 - "в основном" ("как правило", "достаточно полно");

равное 3 - "частично" ("отчасти да", "в некоторых случаях", "недостаточно полно");

равное 4 - "нет" ("никогда", "ни в каких случаях").

В случае признания учета и (или) отчетности банка недостоверными показателю состояния внутреннего контроля присваивается оценка "неудовлетворительно" (4 балла).

Учет и отчетность банка признаются недостоверными в случае, если учет и (или) отчетность банка не соответствуют федеральным законам, нормам и правилам, установленным Банком России, собственной учетной политике банка и выявленные недостатки или ошибки в состоянии учета и (или) отчетности банка влияют существенным образом на оценку его экономического положения, то есть ведут в случае их устранения к такому изменению значения хотя бы одного показателя из групп показателей оценки капитала, активов, доходности и ликвидности, при котором обобщающему результату по группе присваивается оценка "неудовлетворительно", и (или) несоблюдению хотя бы одного из обязательных нормативов.

Качество управления оценивается как:

хорошее (1 балл) - в случае, если показателям ПУ4 и ПУ5 присвоена оценка "хорошо" (1 балл), а показателю ПУ6 - не хуже, чем "удовлетворительно" (2 балла);

удовлетворительное (2 балла) - в случае, если показателям ПУ4 и ПУ5 присвоена оценка не хуже, чем "удовлетворительно" (2 балла), а показателю ПУ6 - не хуже, чем "сомнительно" (3 балла);

сомнительное (балл 3) - в случае, если одному из показателей ПУ4 или ПУ5 присвоена оценка "сомнительно" (3 балла) либо показателю ПУ6 - "неудовлетворительно" (4 балла);

неудовлетворительное (балл 4) - в случае, если обоим показателям ПУ4 и ПУ5 присвоена оценка "сомнительно" (3 балла) либо если хотя бы одному из показателей ПУ4 или ПУ5 присвоена оценка "неудовлетворительно" (4 балла).

Расчет и оценка показателей качества управления производится по мере поступления (получения) новой информации, как правило, по результатам проведенных проверок.

Прозрачность структуры собственности банка определяется по результатам оценок показателей:

– достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности банка (ПУ1);

– доступности информации о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка (ПУ2);

– значительности влияния на управление банком резидентов оффшорных зон (ПУ3) (далее - показатели ПУ1, ПУ2, ПУ3 - показатели прозрачности структуры собственности).

Оценка показателей прозрачности структуры собственности банка производится на основании методики, приведенной в приложении 9 к Указанию № 2005-У.

Структура собственности банка признается:

прозрачной - если показателям прозрачности структуры собственности присвоен 1 балл;

достаточно прозрачной - если показателям прозрачности структуры собственности присвоен балл не хуже 2 баллов;

непрозрачной - если хотя бы одному из показателей прозрачности структуры собственности присвоено 3 балла.

Расчет и оценка показателей прозрачности структуры собственности осуществляются по мере поступления (получения) новой информации.

К группе 1 относятся банки, в деятельности которых не выявлены текущие трудности, а именно банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как "хорошие", а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной.

К группе 1 не могут быть отнесены банки при наличии хотя бы одного основания для отнесения к иной классификационной группе.

К группе 2 относятся банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:

– капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной;

– не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1)) по совокупности за 6 и более операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.

К группе 2 не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для отнесения в группы 3 - 5.

К группе 3 относятся банки, имеющие недостатки в деятельности, неустранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:

– капитал, активы, доходность, ликвидность оцениваются как "сомнительные";

– структура собственности оценивается как непрозрачная;

– качество управления признается "сомнительным";

– не соблюдается 4 и более месяцев в течение последних 6 месяцев хотя бы один из обязательных нормативов по совокупности за 6 и более операционных дней в течение каждого месяца (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1));

– действуют ограничения и (или) запреты на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковских операций, и (или) запрет на открытие филиалов.

К группе 3 не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для отнесения в группы 4 - 5.

К группе 4 относятся банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:

– капитал, активы, доходность или ликвидность оценены как "неудовлетворительные";

– качество управления оценивается как "неудовлетворительное";

– не соблюдается норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) по совокупности не более чем за 5 операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.

К группе 4 не могут быть отнесены банки, имеющие хотя бы одно основание для отнесения в группу 5.

К группе 5 относятся банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и (или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:

– основание для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - банки с наличием признаков несостоятельности (банкротства)), независимо от того, приняты ли в отношении банка меры воздействия по данным основаниям;

– основание для отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Информация об отнесении банка к соответствующей классификационной группе направляется в Банк России (Департамент банковского регулирования и надзора), а также единоличному исполнительному органу банка. Данные сведения являются сведениями ограниченного доступа и не подлежат разглашению третьим лицам.

В целом критерии классификации Банком России банков по финансо­вой стабильности имеют ряд сходных черт с зарубежной практикой. Состав показателей для оценки финансовой устойчивости соответствует мировой практике. Анализу подвергается: состояние собственного капитала, ликвидность, полнота соз­данных резервов, прибыль, менеджмент. Принципы ЦБ близки к системе оценки финансовой устойчивости банков CAMEL, используемой американскими регуляторами.

 

Тема 15. Внутренний контроль в коммерческих банках

 

1. Система внутреннего контроля в коммерческих банках и банковских группах

2. Служба внутреннего контроля банка, функции и принципы организации

 

Внутренний контроль банка представляет собой совокупность системы органов и методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой от­четности и обеспечения эффективной работы.

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по бан­ковскому регулированию (Базовые принципы эффективности надзора за банковской деятельностью) функциями системы внутреннего контроля являются:

→ слежение за четким разграничением полномочий и обязанно­стей;

→ отделение функций контроля от структур, имеющих отношение к управлению банком, распределению его средств, составлению фи­нансовой отчетности по активам и пассивам;

→ мониторинг банковских рисков и управление ими;

→ слежение за согласованием контрольных процедур, системой ох­раны активов.

Законом Российской Федерации «О банках и банковской деятель­ности» (ст. 24) установлено, что кредитная организация обязана организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уро­вень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводи­мых операций.

Центральный банк Российской Федерации в соответствии с феде­ральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О рынке ценных бумаг» разработал Положение об организации внутреннего контроля в банках, которое определяет общий для всех банков порядок организации системы внутреннего контроля.

В Положении учтены рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) "Система внутреннего контроля в банках: основы организации" и "Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов".

В качестве основной цели внутреннего контроля Банком России определена защита интересов инвесторов, банков и их клиентов пу­тем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам про­водимых банком операций и минимизации рисков банковской деяте­льности.

Основной задачей внутреннего контроля является минимизация ри­сков банковской деятельности и достижение запланированного уров­ня надежности и устойчивости банка.

В соответствии с определенными Банком России конкретными це­лями, стоящими перед системой внутреннего контроля, управленче­ский персонал службы внутреннего контроля решает следующие конк­ретные задачи:

– контролирует выполнение персоналом банка требований феде­рального законодательства и нормативных актов Банка России;

– обеспечивает соблюдение установленных процедур и полномо­чий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;

– принимает своевременные и эффективные решения, направлен­ные на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельно­сти банка;

– обеспечивает выполнение требований по эффективному управ­лению рисками банковской деятельности;

– контролирует сохранность активов (имущества) банка.

Служба внутреннего контроля обязана также наблюдать и прове­рять постановку бухгалтерского учета в банке с тем, чтобы обеспечить адекватное отражение операций банка в учете и надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о дея­тельности банка и связанных с ней рисках.

Управленческий персонал службы внутреннего контроля решает также конкретные задачи по организации эффективного функциони­рования внутреннего аудита банка, вопросы взаимодействия с внеш­ними аудиторами, органами государственного регулирования и надзо­ра по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессио­нальной деятельности.

В соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" в уставе кредитной организации должны содержаться сведения о системе органов внутреннего контроля, порядке их образования и полномочиях.

Внутренний контроль должны осуществлять в соответствии с полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами кредитной организации:

· органы управления кредитной организации;

· ревизионная комиссия (ревизор);

· главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации;

· руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации;

· подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации, включая:

1. службу внутреннего контроля (внутреннего аудита)

2. ответственного сотрудника (структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - должностное лицо (структурное подразделение), ответственное за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, программ его осуществления в соответствии с ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

3. иные структурные подразделения и (или) ответственных сотрудников кредитной организации, к которым, в зависимости от характера и масштаба деятельности кредитной организации, могут относиться:

· контролер профессионального участника рынка ценных бумаг - ответственный сотрудник и (или) структурное подразделение, осуществляющее проверку соответствия деятельности кредитной организации, как профессионального участника рынка ценных бумаг, требованиям законодательства РФ о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

· ответственный сотрудник по правовым вопросам - сотрудник и (или) структурное подразделение, отвечающее за проверку соблюдения нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций (для профессиональных участников рынка ценных бумаг), учредительных и внутренних документов кредитной организации.

В Положении № 242 задачи систе­мы внутреннего контроля банка конкретизированы по следующим на­правлениям:

• обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выпол­нении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяю­щих политику и регулирующих деятельность банка. При этом под «стандартами деятельности и нормами профессиональной этики» по­нимаются стандарты и нормы, определенные и установленные по вза­имному согласию участниками соответствующих рынков (рынок бан­ковских услуг, рынок ценных бумаг и т.д.);

• обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской дея­тельности;

• разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе де­ятельности банка.

Система внутреннего контроля состоит из следующих составляю­щих элементов:

• административный контроль, который базируется на плане орга­низации работ, процедурах и ведении документации, связанной с пре­доставлением персоналу полномочий на совершение сделок и других операций с активами;

• контроль за денежными потоками, отражающими состояние ликвидности, концентрацию рисков банковской деятельности;

• финансовый контроль, который базируется на ведении докумен­тации, связанной с функцией защиты активов и обеспечения досто­верности финансовой отчетности;

• контроль за результатами деятельности, который базируется на ведении документации, связанной с контролем за плановыми и факти­ческими показателями себестоимости банковских продуктов и их рен­табельностью.

На этапе предварительного контроля контролируются полнота, со­став и своевременность обновления баз данных, на основе которых аналитические подразделения осуществляют анализ, оценку и прогноз ситуации на рынках. Контролируется наличие в банке механизма, ко­торый позволяет руководству банка своевременно, полно и системати­чески получать информацию о выводах и предложениях аналитиче­ских служб по текущей ситуации и прогнозах развития на различных сегментах рынка и в экономике в целом.

На этапе текущего контроля службы внутреннего контроля перио­дически проверяют качество и своевременность доведения результата анализа и прогнозирования до руководства банка. Отслеживая нали­чие в функциональных подразделениях банка систем по изучению конкурентоспособных банковских продуктов, оцениваются своевре­менность их реагирования на действия конкурентов, на изменения хо­зяйственной и финансовой конъюнктуры.

На этапе последующего контроля дается оценка качества работы аналитических служб, сравниваются выводы, рекомендации, прогно­зы и реальное развитие ситуации, вносятся соответствующие предло­жения руководству банка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика CAMEL | Тема 16. Основы банковского менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.