Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нитрификация




Вопрос 7. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, их цели и задачи

Вопрос 6. Европейский Центральный банк

Вопрос 5. Европейский банк реконструкции и развития

Вопрос 4. Состав и характеристика организаций группы Всемирного банка

Вопрос 3. Всемирный банк, его цели и задачи

Вопрос 2. Международный валютный фонд, его цели, задачи и основные функции

Вопрос 1. Сущность, состав и роль международных финансовых и кредитных институтов

Тема 18. Международные финансовые и кредитные институты

Вопрос 3. Содержание маркетинговой деятельности

Вопрос 2. Концепция банковского маркетинга и маркетин­говая деятельность

Вопрос 1. Банковский маркетинг: понятие, задачи, функции

Маркетинг является интегральной функцией менеджмента, в том числе и финансового менеджмента. Нельзя управлять движением капитала и возникающими при этом финансовыми отношениями без изучения спроса на финансовые активы и без знания эффективных методов про­движения этих активов на финансовом рынке.

В научной литературе общепринятого определения маркетинга не существует. В зависимости от той или иной задачи, выполняемой мар­кетингом, он трактуется как философия производства, как философия бизнеса, как система управления сбытом, как стратегия принятия стра­тегического решения и т. п.

Многообразие трактовок маркетинга связано с множеством задач, которые решает маркетинг в различных сферах деятельности. Американская ассоциация маркетинга в 1985 г. одобрила следующую формулировку маркетинга: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций»

Финансовый маркетинг представляет собой системный подход ин­весторов-продавцов к управлению процессом реализации финансовых активов (денег, ценных бумаг, драгоценных металлов и камней) и си­стемный подход инвесторов-покупателей к управлению накоплением финансовых активов. Сферой деятельности финансового маркетинга является финансо­вый рынок. Составной частью финансового маркетинга является бан­ковский маркетинг, который затрагивает банковские услуги на финан­совом рынке, или рынок банковских продуктов и услуг.

Банковский маркетинг - это процесс, который включает в себя пла­нирование производства банковского продукта, исследование финан­сового рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, органи­зацию продвижения банковского продукта и развертывание службы банковского сервиса.

Основные мотивы банковского маркетинга заключаются в выявлении и удовлетворении потребно­стей клиентов путем дифференциации банковских услуг при заин­тересованности работников в результатах своего труда и достиже­нии рентабельности банка.

Основными задачами банковского маркетинга являются:

- установление кратко- и долгосрочных целей развития сущест­вующих и создание новых видов банковских услуг;

- выбор и исследование существующих и выявление потенци­альных рынков для предоставления банковских услуг;

- прогнозирование требований покупателей к банковскому про­дукту;

- изучение спроса на банковский продукт;

- выпуск банковского продукта, соответствующего требованиям покупателей;

- установление уровня цен на банковский продукт с учетом усло­вий конкуренции;

- повышение имиджа банка;

- повышение доли финансового рынка, контролируемого данным банком;

- предложение услуг таким образом, чтобы привлечь внимание клиентов к их получению, при условии постоянного контроля со стороны банка за качеством выполнения услуг и получе­ния прибыли от их реализации.

Маркетинг является одной из управленческих функций банка, призван­ной содействовать сбыту банковских продуктов путем организации изуче­ния рынка, проведения рекламной политики и собственно продажи продук­ции. Эти задачи маркетинга реализуются на уровне среднего звена уп­равления банком - отдела маркетинга.

Между тем у маркетинга есть и другая сторона, связанная с разра­боткой стратегии развития организации. С одной стороны маркетинг - это комплекс взаимосвязанных элементов, определяющих правила работы организации на рынке. Обычно сюда входят:

- исследования рынка;

- организация сбыта;

- система продвижения товаров на рынок (реклама, паблик рилейшз, стимулирующие мероприятия);

- ценовая политика;

- разработка новых продуктов;

- управление маркетингом.

С другой стороны, маркетинг - это концепция управления организаци­ей, философия бизнеса. Эта концепция является полной противополож­ностью сбытового подхода. Она заключается в том, чтобы предлагать клиентам именно то, что требуется в данный момент на рынке.

Банковскому маркетингу присущи определенные функции, под которыми понимается совокупность видов маркетинговой дея­тельности банка по реализации банковских продуктов.

Основными функциями банковского маркетинга являются:

- сбор информации;

- маркетинговые исследования;

- планирование деятельности по выпуску и реализации банков­ских продуктов;

- реклама;

- реализация банковских продуктов.

 

Концепция маркетинга впервые была сформулирована фирмой "Дженерал электрик" в конце 50-х годов как интегрированная, ориентированная на потребителя и прибыль философия бизнеса. В основе концепции марке­тинга лежат три принципа:

- ориентация на потребителя;

- прибыль как основа деятельности любой фирмы;

- координация усилий всех служб и подразделений организаций с точ­ки зрения поставленных целей.

Фирмы, ориентирующаяся на концепцию маркетинга, вводят в структуру управления должность вице-президента или директора по маркетингу, ко­торый зачастую является первым лицом после президента и отвечает за разработку стратегии развития организации.

В 80-е годы на Западе возникло понятие стратегического маркетинга, которое продолжило эволюцию маркетинга.

Стратегическая концепция маркетинга означает смещение акцента с потребителя (клиента) или продукта (услуги) на внешнее окружение фир­мы. Всестороннее знание потребителей становится недостаточным. Чтобы достичь успеха, маркетолог должен знать потребителя в контексте, ко­торый включает конкуренцию, правительственную политику и регулирова­ние, более широкие экономические, политические и социальные факторы макросреды, которые и определяют эволюцию рынка и маркетинга.

Обострение конкуренции приводит к тому, что все большее значение в банковской деятельности имеет определение наилучшей маркетинговой стратегии, позволяющей направлять ресурсы в те сегменты рынка финан­совых услуг, которые в настоящее время приносят максимальную прибыль.

Сбор информации, анализ и прогноз каждого из элементов системы маркетинга в банке, выявление его конкурентных преимуществ должны найти свое отражение в стратегии управления маркетинговой деятель­ностью. Стратегия показывает, как достигнуть поставленных целей, она определяет, где, когда и как банк будет предоставлять услуги клиентам.

Следует различать концепцию банковского маркетинга и маркетин­говую деятельность.

Концепция банковского маркетинга характеризует цель деятельно­сти банка на финансовом рынке.

Правильная формулировка конкретных целей банка имеет чрезвы­чайно важное значение, поскольку она придает действиям банка на рынке четкую направленность и делает все принимаемые оператив­ные решения по различным вопросам последовательными и более эффективными. Формулировка целей банка важна также с позиций разъяснения служащим, акционерам и клиентам основных предна­значений и направлений деятельности банка.

Обычно у банка имеется несколько целей, которые он хочет достичь. Некоторые цели могут быть выражены количественно, например, получение определенного дохода на одну акцию или прибыли на сумму активов. Другие могут иметь описатель­ную формулировку, например, освоить и внедрить новую услугу. Для устойчивых, давно работающих на рынке банков, цели могут быть определены заранее. Для банков, не определивших оконча­тельно своего места на рынке, цели формулируются исходя из их внутренней и внешней оценки, с учетом реальных возможностей банка и тех проблем (рисков), с которыми он сталкивается на рынке. В последнем случае определение целей рассматривается как циклический процесс: исходя из анализа имеющихся ресурсов и потенциальных возможностей банка. По результатам анализа формируются цели, которые и реализуются в практической рабо­те. Именно такой подход наиболее соответствует той реальной бы­строменяющейся экономической ситуации, в которой сейчас на­ходятся коммерческие банки.

В банке, проводящем глубокую проработку целей, обычно су­ществует определенная их иерархия:

- перспективные (максимизация прибыли, выживание, макси­мизация дохода акционеров, максимизация корпоративного роста и др.);

- среднесрочные (увеличение рыночной доли, рост дохода в расчете на акцию, расширение клиентуры, увеличение капи­тальной базы и др.);

- краткосрочные (доходность активов, доходность капитала, доходность инвестиций, повышение квалификации персона­ла и т.д.).

У покупателей банковских продуктов разные интересы, потребности, возможности, денежные ресурсы и разная степень риска. Поэтому у них разный спрос на данные продукты. Это означает, что банк, предлагаю­щий свой продукт, должен четко знать, на какую группу покупателей этот продукт рассчитан и сколько может быть потенциальных покупате­лей этого продукта. Отсюда возможны различные направления деятельности банка:

- ориентация на массовый, стабильный спрос, что предполагает от­носительно низкие цены (курсы, процентные ставки) на продукт, ограниченные услуги по обслуживанию клиентов и больший охват мелких покупателей;

- ориентация на нестабильный спрос, т. е. на отдельные группы по­купателей, что предполагает относительно высокие цены (курсы, процентные ставки) на продукт, более широкий круг услуг по об­служиванию и меньший охват покупателей;

- продажа освоенных услуг своим постоянным клиентам;

- продажа освоенных услуг на старом рынке новым клиентам;

- продажа освоенных услуг на новом рынке (стратегия развития);

- продажа новых услуг на старом рынке;

- продажа новых услуг на новом рынке (стратегия диверсификации), являющаяся самой рискованной.

Таким образом, устанавливая цены (курсы, процентные ставки), их необходимо ориентировать не на среднего покупателя, а на определен­ные типовые группы и рынки сбыта. Типологию потребления банковского продукта следует рассматривать как основу повышения эффективности коммер­ческой деятельности банка. Типология — начало маркетинговой дея­тельности.

Маркетинговая деятельность - это комплекс действий по разработ­ке типологии потребления, по изучению спроса, по планированию производства банковского продукта и организации работы по его реа­лизации.

Маркетинговая деятельность начинается с разработки четкой схемы классификации спроса на банковские продукты. Под классификацией спроса понимается распределение спроса на отдельные группы по опре­деленным признакам для достижения поставленной цели.

Спрос на банковские продукты можно классифицировать по психо­физиологической реакции покупателей. По этому признаку различают: фиксированный спрос, альтернативный спрос, импульсный спрос.

Фиксированный спрос - устойчивый спрос на отдельные виды бан­ковских продуктов, постоянно предоставляемых банком. К ним относятся срочные депозиты физических лиц.

Альтернативный спрос - спрос по выбору, когда вкладчик после анализа своих финансовых возможностей, степени доходности, выгод­ности, риска принимает решение о вложении капитала в банковский продукт. В основном это спрос на такие финансовые активы, как ва­лютные депозиты и трасты, депозитные вклады и др.

Импульсный спрос - неожиданный спрос, когда покупатель, уже сде­лавший свой выбор под влиянием советов других покупателей, знако­мых, рекламы или иных факторов, меняет свое решение. К нему отно­сится главным образом спрос на ценные бумаги, по которым обещают высокие дивиденды (проценты).

Спрос на банковские продукты можно классифицировать по степе­ни удовлетворения потребностей покупателей. По этому признаку вы­деляют:

- реализованный спрос (спрос удовлетворен, когда услуга или бан­ковский продукт предъявлены покупателю);

- неудовлетворенный спрос - спрос на банковские продукты, от­сутствующие в продаже или существующие, но по объему пред­ложения отстающие от запросов покупателей;

- формирующийся спрос, т. е. нечетко выраженный спрос.

Спрос, формирующийся у покупателей, это, как правило, спрос на бан­ковские инновации, т. е. на новые банковские продукты и операции.

С помощью проведенных исследований состояния финансового рынка и с учетом потребностей покупателей перспективы превращают­ся в возможность реализации конкретного вида банковского продукта. После этого составляется план банковского маркетинга, на основе которого составляется план органи­зационных действий, а именно планируются жизненный цикл банков­ских инноваций и рекламные мероприятия.

Реклама представляет собой одну из разновидностей социальной информации, т. е. связи между людьми. Эта информация несет в себе активный элемент новизны. Реклама воздействует на человеческое со­знание, значит ее методы должны быть психологически обоснованы. Текст рекламы должен быть ярким, лаконичным и броским.

Реклама базируется на определенных принципах: правдивости (до­стоверности), конкретности (простой и убедительный язык, обеспечи­вающий доходчивость рекламы), целенаправленности, плановости.

Разрабатывая план рекламных мероприятий, необходимо учитывать следующие требования:

- реклама должна быть систематической, чтобы охватить большое количество людей и хозяйствующих субъектов и должна быть интересной;

- при открытии новых банков и их филиалов следует применять все формы рекламы (радио, печать, плакаты и др.).

При организации работы структурных подразделений банков и их отделов следует исходить из принципа - создать удобства для покупа­телей (клиентов банка), что предполагает среди прочих условий и уста­новление оптимального режима работы и местонахождения.

 

Маркетинговые исследования охватывают весь процесс маркетинга: от поиска новых идей и видов банковских продуктов до их использова­ния конечным потребителем.

Поэтому маркетинговому исследованию подвергаются все виды де­ятельности и сферы банковского маркетинга, а именно сами банковские продукты, вкладчики (инвесторы-покупатели, инвесторы-продавцы), финансовые рынки, места реализации, реклама.

Маркетинговое исследование включает в себя целый комплекс ви­дов деятельности:

- изучение поведения покупателя и банков-конкурентов на финан­совом рынке;

- анализ возможностей финансового рынка и его секторов;

- изучение банковских продуктов по их качеству, привлекатель­ности и др.;

- анализ данных о реализации банковских продуктов;

- изучение конкурентов;

- выбор «ниши», т. е. наиболее благоприятного сегмента финансо­вого рынка.

Банковский маркетинг требует обязательного сегментирования фи­нансового рынка, т. е. разбивки рынка на четкие группы покупателей банковского продукта (вкладчиков) по разным признакам и позицио­нирования банковских продуктов.

Позиционирование банковских продуктов означает действия по обеспечению конкурентоспособности данного банковского продукта на финансовом рынке. В конечном итоге, вся деятельность банковского маркетинга направлена на создание новых банковских продуктов и фи­нансового рынка (рынка банковских продуктов и услуг), на удержание своей доли рынка и ее расширение. От этого зависят объем деятельно­сти банка, уровень рентабельности, норма прибыли на вложенный капи­тал и другие показатели.

Планирование представляет собой способ регулирования будущего при опоре на возможности настоящего. Цель планирования заключается в том, чтобы сегодня найти способы и методы решения проблем будуще­го. Планирование всегда производится с определенной степенью точно­сти достижения поставленной цели. Эта точность зависит от многих факторов: надежности информации, точности учета изменений хозяй­ственной ситуации, методологии планирования.

Частью любого бизнес-плана является план маркетинга, а для бан­ковских продуктов и операций - план банковского маркетинга. Объектами плана банковского маркетинга являются:

- банковские продукты, которые уже давно известны покупателям;

- банковские инновации, т, е. новые банковские продукты и услуги (операции).

План банковского маркетинга, по существу, представляет собой план реализации банковских продуктов традиционных и новых. Этот план определяет, какой банковский продукт или, что особенно важно, какую банковскую инновацию, на какой территории и по какой цене следует продавать в данный период времени. План банковского маркетинга свя­зывает между собой многие сферы внутрибанковского планирования, а именно план материальных затрат, денежные потоки, рабочую силу, ин­формационные ресурсы, план прибыли.

Составление плана банковского маркетинга начинается с разработки стратегии банка в области маркетинга и завершается применяемой так­тикой маркетинга.

Стратегия банковского маркетинга представляет собой процесс ана­лиза возможностей банка по выпуску того или иного банковского про­дукта, определение цели выпуска продукта, обоснование банковской инновации и ее характеристику, маркетинговые исследования финан­сового рынка и возможностей реализации банковского продукта как в текущем периоде, так и в ближайшей перспективе.

В стратегии банковского маркетинга целесообразно выделить следу­ющие концепции:

- сегментация финансового рынка;

- выбор целевого рынка банковского продукта или услуги, т, е. определенной «ниши» финансового рынка;

- выбор методов выхода на рынок;

- выбор маркетинговых средств;

- выбор времени выхода на рынок.

Сегментация финансового рынка представляет собой деление рынка на отдельные звенья (сегменты). Для каждого такого звена (сегмента) характерна своя специфика, особенности функционирования, свои правила совершения сделок с финансовыми активами и т. и. На этих сегментах выступают группы потребителей, имеющие различные по­требности, свои потребительские стереотип и поведение. В условиях конкуренции ни одни банк не может удовлетворить все потребности рынка в определенном банковском продукте. Поэтому он сосредоточи­вает все свои возможности, ресурсы и усилия на каком-то определен­ном сегменте рынка (т. е. «нише» рынка). Этот процесс называется вы­бором целевого рынка или выбором своей «ниши» финансового рынка.

После этого банк выбирает метод выхода на рынок, маркетинговые средства и время выхода на рынок.

Методами выхода на рынок могут являться или собственное разви­тие банка, или сотрудничество его с другими хозяйствующими субъек­тами (совместное предпринимательство).

Маркетинговые средства представляют факторы, на которые банк может оказать влияние.

Например, банк, который выпустил облигацию, может влиять толь­ко на ликвидность облигации и на ее цену. Каждому из этих двух факто­ров банк присваивает высший, средний или низкий уровень. Тогда на основе составления комбинаций банк может разрабатывать различные варианты стратегии (низкая ликвидность и низкая цена, низкая лик­видность и средняя цена, высокая ликвидность и высокая цена и т.д.).

Время выхода на рынок предполагает исследование финансового рынка, наличия спроса на банковский продукт, объема спроса, экономи­ческой ситуации в стране, позиции конкурентов.

Тактика банковского маркетинга представляет собой конкретные приемы для достижения цели плана банковского маркетинга. Они вклю­чают в себя рекламу, продвижение банковского продукта на рынке, орга­низацию работы пунктов по его продаже или покупке.

 

2. Сущность, состав и роль международных финансовых и кредитных институтов

3. Международный валютный фонд, его цели, задачи и основные функции

4. Всемирный банк, его цели и задачи

5. Состав и характеристика организаций группы Всемирного банка

6. Европейский банк реконструкции и развития

7. Европейский Центральный банк

8. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, их цели и задачи

 

Мировой финансовый рынок предполагает наличие финансо­вой системы - совокупности различных сфер финансовых от­ношений, в процессе которых формируются и используются де­нежные ресурсы. Без такой системы не может быть удовлетворе­на потребность хозяйствующих субъектов в денежных ресурсах. Поскольку на финансовом рынке деньги и другие финансовые инструменты постоянно находятся в движении, перемещаясь от одного государства к другому, от одной фирмы к другой, от од­ного частного лица к другому, то возникает необходимость в са­мых различных международных финансовых посредниках. Глав­ными участниками мирового финансового рынка являются транс­национальные банки (ТНБ) - крупные кредитно-финансовые комплексы универсального типа, располагающие широкой сетью предприятий за рубежом и системой участий, контролирующие значительную долю валютных и кредитных операций на мировом финансовом рынке, крупные компании, небанковские финансо­вые структуры, центральные банки и государственные органы, международные финансовые институты.

По сути, современная мировая финансо­вая система является двухуровневой: первый уровень представляют междуна­родные коммерческие бан­ки, второй - межгосударственные финансовые учреждения. Центральная роль на мировом финансовом рынке принад­лежит коммерческим банкам. Они не только осуществляют между­народные платежи, но и обладают возможностью широкою охвата практически всех сторон международных экономических отноше­ний. На международном рынке капиталов действуют исключи­тельно первоклассные финансовые посредники и солидные за­емщики, обладающие качественной и полной информацией. Международные банки в меньшей степени обслуживают товаро­обмен и в большей обмен капиталов.

Крупнейшие банки образуют мировые финансовые центры, че­рез которые осуществляется движение международных финансовых потоков. К настоящему времени факти­чески сформировались три основных региона, где сконцентрирова­ны международные банки (США, Западная Европа и Юго-Восточная Азия).

Сложился своеобразный международный финансовый меха­низм, который действует круглосуточно и регулирует движение мировых финансовых потоков и мировых валютных рынков. Кроме ТНБ в этом механизме участвуют международные финансо­вые институты, под которыми понимают валютно-кредитные и финансовые организации, имеющие всемирное значение. Их возникновение обусловлено усилением мировых интеграционных процессов, образованием мощных промышленных и банковских объединений, осуществляющих в больших масштабах международные операции. Основная цель такого рода организаций за­ключается в объединении усилий стран мирового сообщества в решении проблем стабилизации международных финансов, а также кредитно-финансовое регулирование. По признаку делеги­рования полномочий (степени свободы в разработке и принятии решений) выделяют три основные группы международных фи­нансовых организаций:

- первая группа представлена финансовыми структура­ми, обслуживающими государства-учредители. Эти организа­ции не обладают самостоятельностью при принятии решений и используются в качестве механизма осуществления межго­сударственных денежных расчетов (Межгосударственный банк СНГ, Восточноафриканский банк раз­вития);

- вторая группа включает в себя финансовые институ­ты, реализующие межгосударственные соглашения. Эти ор­ганизации действуют автономно при реализации своих ус­тавных целей и задач, но функционально они находятся в текущей зависимости от национальных правительств (Межамериканский банк разви­тия, Северный инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Арабский банк экономического развития Африки, Исламский банк развития, Африканский банк развития, Центральноамериканский банк экономической интеграции и др.);

- третья группа состоит из наиболее значимых в совре­менном мире международных финансовых институтов, само­стоятельно определяющих приоритеты своей деятельности и пути достижения поставленных целей (Группа Всемирного банка, Международный валют­ный фонд (МВФ), Фонд международного раз­вития ОПЕК, Арабский валютный фонд (АВФ), Европейский централь­ный банк ЕС, Европейский банк рекон­струкции и развития (ЕБРР)). Именно эти организа­ции формируют мировые стандарты финансово-кредитной политики и оказывают существенное внешнее влияние на экономическое развития всех государств.

Среди мировых кредитных и финансовых организаций ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка. Несмотря на то, что они обладают полной автономностью в своих действиях, их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга: членом МБРР может стать лишь член МВФ.

В условиях масштабной глобализации хозяйственных связей роль международных финансовых институтов повышается. В их деятельности тесно переплетаются тенденции нарастающего партнерства и острые экономические противоречия, характерные для постиндустриального общества. Трудности функционирования глобальных рынков капитала проистекают из скорости происходящих изменений. По мере того как расширяется мировая торговля и возрастает экономическая взаимозависимость, темп финансовых операций неизбежно возрастает.

Международный валютный фонд специализированное учреждение ООН. Соз­дан 22 июля 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции Организации Объединенных Наций в Бреттон-Вудсе. В конференции приняли участие представители 44 госу­дарств. Конференция приняла «Заключительный акт», который включал статьи Соглашения об МВФ и статьи Соглашения о Меж­дународном банке реконструкции и развития (МБРР). Официально они вступили в силу с 27 декабря 1945 г. после их ратификации 29 государствами, представители которых собрались в США. К ак­тивной деятельности МВФ приступил в 1947 г. Местопребывание штаб-квартиры Фонда Вашингтон.

Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, в состав которого входят по одному управляющему и одному замес­тителю управляющего от каждой страны-члена организации.

Цель создания МВФ - предотвращение диспропорций в миро­вой экономике, поддержание стабильности международной валют­ной системы при помощи применения упорядоченных правил ва­лютного обмена, содействия валютной стабильности, установления многосторонней системы взаимных расчетов и платежей, исключе­ния валютных ограничений, создания страховых резервов, избежа­ния случаев девальвации валют из конкурентных соображений.

Главная задана МВФ - регулирование валютно-расчетных от­ношений между государствами и оказание финансовой помощи странам (создание валютных резервов, из которых правительства стран - членов МВФ могут заимствовать средства) путем предос­тавления краткосрочных займов в иностранной валюте при возник­новении валютных затруднений, вызванных нарушениями равнове­сия платежных балансов, поддержании валютных паритетов. Фак­тически за МВФ закреплялась институциональная основа международной валютной системы.

Официальные функции МВФ, декларированные статьями Согла­шения 1978 г., заключаются в следующем:

- способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учрежде­ния, обеспечивающего механизм для консультаций и совме­стной работы;

- способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли, добиваясь достижения и под­держания высокого уровня занятости и реальных доходов, развития производственных ресурсов всех государств-членов;

- содействовать стабильности валют, поддерживать упорядо­ченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения пре­имущества в конкуренции;

- оказывать помощь в создании многосторонней системы рас­четов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

- создавать у государств-членов состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;

- сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также умень­шать масштабы этих нарушений.

 

Созданный во время Второй мировой войны в Бреттон-Вудсе Всемирный банк на начальном этапе ока­зывал содействие в послевоенном восстановлении Европы. В настоящее время банк в большей степени сосредоточивает внимание на сокращении бедности как на главной цели всей своей деятельности и превратился в сложный комплекс (Группу Всемирного банка), состоящий из пяти тесно связанных друг с другом организаций: Между­народного банка реконструкции и развития (МБРР), Международ­ной ассоциации развития (MAP), Международной финансовой корпорации (МФК), Многостороннего агентства по инвестицион­ным гарантиям (МАИГ), Международного центра по урегулирова­нию инвестиционных споров (МЦУИС).

Каждая из этих пяти организаций, владельцами которых явля­ются страны-члены, обладающие правом принятия окончательных решений, специализируется на различных аспектах развития, но при этом они используют имеющиеся у них сравнительные пре­имущества для того, чтобы вместе работать над достижением одной всеобъемлющей цели - сокращения бедности и повышения уровня жизни населения развивающихся стран.

Цели Всемирного банка в области развития были установле­ны на Саммите тысячелетия. Они определяют конкретные задачи по повышению благосостояния бедных слоев населения но всем мире. Главная цель - сокращение мас­штабов бедности при одновременном совершенствовании систем здравоохранения и образования и улучшении состояния окру­жающей среды.

Задачи Всемирного банка:

- искоренить бедность во всем мире, что означает вести борьбу с бедностью, вкладывая в это все силы и все профессиональ­ное умение ради достижения устойчивых результатов (рост бедности в развивающихся странах отрицательно сказывается на положении богатых стран и богатых индивидуумов, по­скольку сокращает рынки сбыта, увеличивает нежелательную миграцию людей в поисках более высоких доходов);

- помочь людям собственными силами добиться улучшения условий жизни и окружающего мира, предоставляя им ре­сурсы, содействуя обмену знаниями, расширяя их возмож­ности и укрепляя партнерские отношения в государственном и частном секторах;

- оставаться образцовым учреждением, способным привлекать, воодушевлять и воспитывать преданные своему делу и дивер­сифицированные кадры, которые обладают знаниями в самых разных областях и отличаются высоким профессионализмом, умеют прислушиваться к мнению других и учиться.

Международный банк реконструкции и развития создан ранее других международных кредитных учреждений на основе решения Бреттон-Вудской международной финансовой кон­ференции 1944 г.

Формально МБРР является кредитным органом ООН, однако фактически он самостоятельно определяет кредитную политику и решает вопросы, связанные с предоставлением кредитов. Право участвовать в нем имеют только члены МВФ.

В начале своей деятельности основную долю кредитов МБРР предоставлял западноевропейским странам. С 1950-х годов в связи с восстановлением их экономики МБРР предоставляет креди­ты главным образом развивающимся странам при наличии гаран­тий их правительств.

Основная задача МБРР состоит в том, чтобы, содействуя устой­чивому развитию, снизить уровень бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в более бедных платежеспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и некредитных услуг, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремит­ся к извлечению максимальной прибыли, однако начиная с 1948 г. ежегодно получает чистый доход.

В общем случае МБРР кредитует средства какому-либо пра­вительству в целях развития экономической инфраструктуры страны, например, дорожной сети и объектов энергетики. Эти средства предоставляются развивающимся странам, которые уже вышли на более высокие стадии экономического и социального роста. Займы выдаются исключительно странам — членам МВФ, как правило, в тех случаях, когда частный капитал на приемле­мых условиях им недоступен. Займы обычно имеют льготный период в пять лет и должны возвращаться в течение не более пятнадцати лет.

Проекты, по которым МБРР оказывает содействие, в большин­стве случаев требуют импортного оборудования тяжелого машино­строения, что расширяет рынок сбыта для многих видов продук­ции, производимой в США. Как правило, банк предоставляет зай­мы в конвертируемых валютах лишь для покрытия необходимых расходов на импорт, они должны возвращаться в тех же валютах по долгосрочным курсам.

Международная ассоциация развития создана в 1960 году как филиал МБРР (штаб-квартира в Вашингтоне) для кредитования беднейших (наименее развитых и развивающихся) стран на льготных условиях (на длительные сроки, с льготными периодами до 10 лет). Как и МБРР, MAP оказывает содействие странам в стимулировании экономического роста и снижении уровня бедности. Кредитует конкретные и тщательно проработан­ные проекты.

Обычно за предоставление кредита MAP взимает только на покрытие административных расходов. MAP может предоставлять беспроцентные кредиты (известные как «кредиты MAP») сроком до 50 лет с условием по­гашения с 11-го года после начала их использования. Оказывает техническую помощь и проводит консультации по вопросам эко­номической политики.

Согласно уставу MAP заемщиками могут быть правительственные и частные органи­зации. Цель кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в развивающиеся беднейшие страны.

Специфика работы MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государствен­ных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих ссудных кредитных капиталов. Займы MAP предоставляются только беднейшим странам ми­ра, где годовой ВНП на душу населения составляет 480 долл. и ниже. Ассоциация не имеет своего соб­ственного штата сотрудников, хотя ресурсы MAP отделены от средств МБРР.

Международная финансовая корпорация создана в 1956 году как филиал МБРР для содействия развитию частных предприятий путем прямых инвести­ций главным образом в развивающихся странах. Штаб-квартира в Ва­шингтоне. МФК юридически и финансово отделена от МБРР, хотя банк и предоставляет МФК некоторые административные и иные услуги. МФК предоставляет кредиты сроками от 5 до 15 лет наиболее рентабельным частным фирмам без требования прави­тельственных гарантий, но на условиях высокой эффективно­сти проекта и при доле собственных средств не более 20% в об­щем объеме финансирования проекта.

Часть акций компании-заемщики уступают МФК. Затем эти акции МФК продает ТНК развитых стран, что способствует вывозу частного капитала в развивающиеся стра­ны. Кроме того, с 1961 г. МФК имеет право непосредственно инве­стировать средства в акционерный капитал предприятий с после­дующей перепродажей акций частным инвесторам.

Основная задача МФК состоит в том, чтобы, расширяя дея­тельность частного сектора, способствовать экономическому развитию страны и в первую очередь за счет совместного с частными ин­весторами и органами управления предоставления рискового капи­тала в форме акционерных займов и долгосрочных кредитов произ­водственным частным предприятиям; поощрения развития местных рынков капитала с помощью резервов и гарантий; стимулирования международных потоков капитала посредством оказания финансо­вой и технической помощи финансовым компаниям под частным контролем.

Займы выделяются частными фирмами для развивающихся стран-участников. Характерная черта МФК состоит в том, что все займы предоставляются частным предприятиям, а инвестиции про­водятся в сотрудничестве с частным бизнесом. МФК вкладывает капитал в проекты, осуществляемые в тех ре­гионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций, и находит новые способы расширения перспективных возможно­стей на тех рынках, в которые коммерческие инвесторы без участия МФК не склонны вкладывать средства, считая их слишком риско­ванными.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям создано в 1988 году с основными функциями - страхование поли­тических рисков по просчетам кредитования и инвестициям в частный сектор.

Создано в целях стимулирования инвестиций в странах - чле­нах данной организации. Членами МАГИ могут быть только члены МБРР. Спецификой деятельности данного агентства является то, что МАГИ предоставляет гарантии иностранным инвесторам про­тив потерь, вызываемых некоммерческими рисками, такими как экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на пе­ревод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки.

По сути МАГИ, осуществляя страхование прямых инвестиций от некоммерческих рисков (сроком от 15 до 20 лет), предостав­ляет иностранным инвесторам гарантии от убытков, содействуя тем самым привлечению иностранных инвестиций в развиваю­щиеся страны. Кроме того, МАГИ консультирует правительст­венные органы по вопросам иностранных инвестиций, оказывает странам техническое содействие в распространении информации об инвестиционных возможностях.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров создан в 1966 году как добровольный форум для согласительных процедур и арбитражного разбирательства по инвестиционным спорам между иностранными инвесторами и странами получателями инвести­ций. Основная его задача состоит в стимулировании иностранных инвестиций при помощи международных механизмов урегулирова­ния и арбитражного рассмотрения инвестиционных споров. Тем самым МЦУИС способствует созданию атмосферы взаимного дове­рия между государствами и иностранными инвесторами.

Европейский банк реконструкции и развития создан в 1990 году для финансирования перестройки эконо­мики стран Восточной и Цен­тральной Европы, а также государств на территории бывшего СССР. Штаб-квартира банка находится в Лондоне. Финансовые операции банк ведет с апреля 1991 г., но ре­ально функционировать он начал лишь с 1993 года.

ЕБРР взаимодействует со многими международными институтами и в первую очередь с Группой ВБ. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения.

Основными функциями ЕБРР являются:

- прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов;

- инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий:

- предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала;

- финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.

 

К числу операционных приоритетов Банка относятся: развитие частного сектора, охват всех стран-операций, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран-операций, в том числе путем повышения эффективности энергоиспользования.

В своей деятельности Банк придерживается следующих основных принципов:

- ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту;

- требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями;

- предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала;

- требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств;

- непредоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций;

- необязательность денежной формы доли местного участника проекта.

 

ЕБРР осуществляет финансирование в РФ по следующим направлениям:

- программа развития финансовых учреждений (ПРФУ);

- создание Региональных фондов венчурного капитала (РФВК);

- учреждение Фонда поддержки малых предприятий России (ФПМП);

- вложения в инвестиционные фонды и акционерные капиталы банков.

Программа развития финансовых учреждений осуществляется в сотрудничестве с Правительством РФ и ВБ. Для поддержки программы ЕБРР предоставил кредит в размере 100 млн. долл., а ВБ–200 млн. долл. Цель программы – содействие укреплению группы из 39 российских коммерческих банков, которые в будущем должны сыграть ключевую роль в перестройке экономики страны.

В рамках ПРФУ реализуется Проект поддержки предприятий, в соответствии с которым при посредничестве Минфина РФ через часть упомянутых выше российских коммерческих банков осуществляется кредитование структурной перестройки средних и крупных предприятий частного сектора.

Региональные фонды венчурного капитала начали создаваться в РФ с 1994 года и в настоящее время в отдельных регионах страны действуют 11 таких фондов. Каждому из них (кроме одного) ЕБРР предоставил капитал в размере 30 млн. долл. на содействие структурной реорганизации отобранных для этого предприятий.

Фонд поддержки малых предприятий создан ЕБРР при участии отдельных европейских стран и других доноров. Половину общего капитала, составляющего 300 млн. долл., предоставил Банк. Фонд предназначен для выдачи на коммерческой основе малых и микрокредитов (до 125 тыс. долл.) через ряд российских банков, расположенных по всей стране.

Вложения в инвестиционные фонды также являются одним из направлений деятельности ЕБРР в России. В настоящее время Банку принадлежит часть средств семи инвестиционных фондов, осуществляющих вложения в частные, в том числе совместные, предприятия.

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) - это междуна­родная банковская система, состоящая из наднационального Евро­пейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств - членов Европейского экономического со­общества. Она является одной из ключевых структур Европейского экономического и валютного союза.

ЕСЦБ и ЕЦБ независимы от других органов Союза, от прави­тельств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это соот­ветствует общепринятому статусу центрального банка в рамках отдель­ной страны.

Европейский центральный банк начал функционировать как ру­ководящий орган Европейской системы центральных банков с на­чала 1999 г. Его возглавляют совет управляющих и исполнительная дирекция. Совет состоит из управляющих центральными банками стран - участниц зоны евро. Исполнительная дирекция представ­лена назначаемыми на восемь лет без права продления срока пре­зидентом банка, вице-президентом и четырьмя членами. Ими могут быть только граждане стран -участниц.

Капитал банка принадлежит центральным банкам стран зоны евро. Квота каждой страны устанавливается в соответствии с долей ее населения в совокупной численности граждан ЕС и долей в об­щем объеме ввп. До 20% чистой прибыли ежегодно пополняют ре­зервный фонд банка, а остальная часть распределяется между yчрe­дителями в соответствии с размером оплаченного капитала.

Банк выполняет следующие функции:

·формирование и проведение денежно-кредитной и валютной политики;

·осуществление международных валютных операций;

·хранение и управление официальными резервами иностран­ной валюты;

·содействие нормальному функционированию платежных систем;

·координация деятельности центральных банков стран-участниц, в частности стандартизация используемых систем учета и отчетности.

Банк проводит операции с ценными бумагами в любых валютах и операции с драгоценными металлами на различных финансовых рын­ках, предоставляет обеспеченные кредиты для регулирования клиринга и платежей как внутри ЕС, так и с другими государствами.

Парижский клуб стран-кредиторов это межправи­тельственный институт, созданный в 1956 году для урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государ­ственную гарантию кредитам. Он объединяет группу ведущих госу­дарств - кредиторов мира. В работе Клуба также участвуют МВФ и Всемирный банк.

По сути, Парижский клуб это неформальная организация стран-кредиторов, созданная для обсуждения вопросов пересмотра условий кредитов суверенным заемщикам. Его цель пересмотр условий внешний займов развивающихся стран для избежания од­ностороннего моратория. Когда какая-либо страна-должник, испы­тывающая трудности в сбалансированности платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ, то Парижский клуб вносит свой вклад в решение фи­нансовых проблем страны-должника. Для этого он совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение, позво­ляющее перенести сроки выплаты внешнего долга.

У Парижского клуба нет какого-либо регламента, его решения принимаются на основе принципов единогласия. Клуб занимается проблемами межгосударственного долга, т.е. внешней задолженно­сти по кредитам, которые предоставлены государствами или под их гарантию странам-дебиторам.

Лондонский клуб кредиторов это международное объединение частных коммерческих банков, сформированное для решения проблем, возникших из-за не­способности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регу­лярно обслуживать свою внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженно­сти перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляе­мых кредитов.

На сегодняшний день клуб объединяет более 600 крупных коммерче­ских банков промышленно развитых стран мира.

 

- это следующий за аммонификацией процесс возвращения соединений азота в круговорот, так как в ходе нитрификации образуются доступные для водорослей соединения азота, что имеет огромное значение для водоёмов.

НИТРИФИКАЦИЯ – это последовательное окисления аммиака до АЗОТИСТОЙ и АЗОТНОЙ КИСЛОТ.

Нитрифицирующие бактерииавтотрофные микроорганизмы: клеточный материал образуют из CO2; получают энергию (АТФ) за счёт окисления неорганических соединений азота с помощью ферментов-цитохромов, находящихся в дыхательной цепи.

Процесс нитрификации включает ДВЕ ФАЗЫ.

1 фазаНИТРИТНАЯ – окисление АММИАКА до АЗОТИСТОЙ КИСЛОТЫ:

2NH3 + 3O2 → 2HNO2 + 2H2O + nАТФ

В первой фазе нитрификация идёт с участием НИТРОЗНЫХ БАКТЕРИЙ:

1. Бактерии рода Nitrosomonas – грамотрицательные бесспоровые подвижные (монотрихи) палочки. Широко распространены в почве.

2. Бактерии рода Nitrospira – клетки правильной спиральной формы; могут быть в виде коротких палочке или кокков.

3. Бактерии рода Nitrosococcus (Nitrosocystis)– кокковые бактерии, образующие зооглеи – кокки, окруженные общей капсулой.

2 фазаНИТРАТНАЯ – окисление АЗОТИСТОЙ КИСЛОТЫ до АЗОТНОЙ:

2HNO2 + O2 → 2HNO3 + nАТФ

азотистая азотная

кислота кислота

 

Во второй фазе нитрификации участвуют НИТРАТНЫЕ БАКТЕРИИ рода Nitrobacter – грамотрицательная мелкая полиморфная неподвижная палочка, которая может иметь удлинённую, клиновидную или грушевидную форму, более узкий конец часто загнут в клювик.

Для нитрифицирующих бактерий характерно почкование – почка образуется на более тонком конце клетки, когда достигает величины материнской клетки, у неё появляется жгутик и почка отделяется. Проплавав некоторое время, она теряет жгутик, оседает на твердый субстрат и цикл повторяется.

В водоёмах наиболее интенсивно нитрификация наблюдается в поверхностном слое ила и в придонных слоях воды. Это объясняется тем, что из ила постоянно диффундирует аммиак, образующийся при аммонификации и подвергающийся далее окислению нитрификаторами, а также тем, что нитрификаторы обитают преимущественно на твёрдых субстратах. Образующиеся в воде нитраты усваиваются фитопланктоном и вновь превращаются в органическую форму азота.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.202 сек.