КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нитрификация
Вопрос 7. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, их цели и задачи Вопрос 6. Европейский Центральный банк Вопрос 5. Европейский банк реконструкции и развития Вопрос 4. Состав и характеристика организаций группы Всемирного банка Вопрос 3. Всемирный банк, его цели и задачи Вопрос 2. Международный валютный фонд, его цели, задачи и основные функции Вопрос 1. Сущность, состав и роль международных финансовых и кредитных институтов Тема 18. Международные финансовые и кредитные институты Вопрос 3. Содержание маркетинговой деятельности Вопрос 2. Концепция банковского маркетинга и маркетинговая деятельность Вопрос 1. Банковский маркетинг: понятие, задачи, функции Маркетинг является интегральной функцией менеджмента, в том числе и финансового менеджмента. Нельзя управлять движением капитала и возникающими при этом финансовыми отношениями без изучения спроса на финансовые активы и без знания эффективных методов продвижения этих активов на финансовом рынке. В научной литературе общепринятого определения маркетинга не существует. В зависимости от той или иной задачи, выполняемой маркетингом, он трактуется как философия производства, как философия бизнеса, как система управления сбытом, как стратегия принятия стратегического решения и т. п. Многообразие трактовок маркетинга связано с множеством задач, которые решает маркетинг в различных сферах деятельности. Американская ассоциация маркетинга в 1985 г. одобрила следующую формулировку маркетинга: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего потребности отдельных лиц и организаций»
Финансовый маркетинг представляет собой системный подход инвесторов-продавцов к управлению процессом реализации финансовых активов (денег, ценных бумаг, драгоценных металлов и камней) и системный подход инвесторов-покупателей к управлению накоплением финансовых активов. Сферой деятельности финансового маркетинга является финансовый рынок. Составной частью финансового маркетинга является банковский маркетинг, который затрагивает банковские услуги на финансовом рынке, или рынок банковских продуктов и услуг. Банковский маркетинг - это процесс, который включает в себя планирование производства банковского продукта, исследование финансового рынка, налаживание коммуникаций, установление цен, организацию продвижения банковского продукта и развертывание службы банковского сервиса. Основные мотивы банковского маркетинга заключаются в выявлении и удовлетворении потребностей клиентов путем дифференциации банковских услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда и достижении рентабельности банка. Основными задачами банковского маркетинга являются: - установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создание новых видов банковских услуг; - выбор и исследование существующих и выявление потенциальных рынков для предоставления банковских услуг; - прогнозирование требований покупателей к банковскому продукту; - изучение спроса на банковский продукт; - выпуск банковского продукта, соответствующего требованиям покупателей; - установление уровня цен на банковский продукт с учетом условий конкуренции; - повышение имиджа банка; - повышение доли финансового рынка, контролируемого данным банком;
- предложение услуг таким образом, чтобы привлечь внимание клиентов к их получению, при условии постоянного контроля со стороны банка за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их реализации. Маркетинг является одной из управленческих функций банка, призванной содействовать сбыту банковских продуктов путем организации изучения рынка, проведения рекламной политики и собственно продажи продукции. Эти задачи маркетинга реализуются на уровне среднего звена управления банком - отдела маркетинга. Между тем у маркетинга есть и другая сторона, связанная с разработкой стратегии развития организации. С одной стороны маркетинг - это комплекс взаимосвязанных элементов, определяющих правила работы организации на рынке. Обычно сюда входят: - исследования рынка; - организация сбыта; - система продвижения товаров на рынок (реклама, паблик рилейшз, стимулирующие мероприятия); - ценовая политика; - разработка новых продуктов; - управление маркетингом. С другой стороны, маркетинг - это концепция управления организацией, философия бизнеса. Эта концепция является полной противоположностью сбытового подхода. Она заключается в том, чтобы предлагать клиентам именно то, что требуется в данный момент на рынке. Банковскому маркетингу присущи определенные функции, под которыми понимается совокупность видов маркетинговой деятельности банка по реализации банковских продуктов. Основными функциями банковского маркетинга являются: - сбор информации; - маркетинговые исследования; - планирование деятельности по выпуску и реализации банковских продуктов; - реклама; - реализация банковских продуктов.
Концепция маркетинга впервые была сформулирована фирмой "Дженерал электрик" в конце 50-х годов как интегрированная, ориентированная на потребителя и прибыль философия бизнеса. В основе концепции маркетинга лежат три принципа: - ориентация на потребителя; - прибыль как основа деятельности любой фирмы; - координация усилий всех служб и подразделений организаций с точки зрения поставленных целей. Фирмы, ориентирующаяся на концепцию маркетинга, вводят в структуру управления должность вице-президента или директора по маркетингу, который зачастую является первым лицом после президента и отвечает за разработку стратегии развития организации.
В 80-е годы на Западе возникло понятие стратегического маркетинга, которое продолжило эволюцию маркетинга. Стратегическая концепция маркетинга означает смещение акцента с потребителя (клиента) или продукта (услуги) на внешнее окружение фирмы. Всестороннее знание потребителей становится недостаточным. Чтобы достичь успеха, маркетолог должен знать потребителя в контексте, который включает конкуренцию, правительственную политику и регулирование, более широкие экономические, политические и социальные факторы макросреды, которые и определяют эволюцию рынка и маркетинга. Обострение конкуренции приводит к тому, что все большее значение в банковской деятельности имеет определение наилучшей маркетинговой стратегии, позволяющей направлять ресурсы в те сегменты рынка финансовых услуг, которые в настоящее время приносят максимальную прибыль. Сбор информации, анализ и прогноз каждого из элементов системы маркетинга в банке, выявление его конкурентных преимуществ должны найти свое отражение в стратегии управления маркетинговой деятельностью. Стратегия показывает, как достигнуть поставленных целей, она определяет, где, когда и как банк будет предоставлять услуги клиентам. Следует различать концепцию банковского маркетинга и маркетинговую деятельность. Концепция банковского маркетинга характеризует цель деятельности банка на финансовом рынке. Правильная формулировка конкретных целей банка имеет чрезвычайно важное значение, поскольку она придает действиям банка на рынке четкую направленность и делает все принимаемые оперативные решения по различным вопросам последовательными и более эффективными. Формулировка целей банка важна также с позиций разъяснения служащим, акционерам и клиентам основных предназначений и направлений деятельности банка. Обычно у банка имеется несколько целей, которые он хочет достичь. Некоторые цели могут быть выражены количественно, например, получение определенного дохода на одну акцию или прибыли на сумму активов. Другие могут иметь описательную формулировку, например, освоить и внедрить новую услугу. Для устойчивых, давно работающих на рынке банков, цели могут быть определены заранее. Для банков, не определивших окончательно своего места на рынке, цели формулируются исходя из их внутренней и внешней оценки, с учетом реальных возможностей банка и тех проблем (рисков), с которыми он сталкивается на рынке. В последнем случае определение целей рассматривается как циклический процесс: исходя из анализа имеющихся ресурсов и потенциальных возможностей банка. По результатам анализа формируются цели, которые и реализуются в практической работе. Именно такой подход наиболее соответствует той реальной быстроменяющейся экономической ситуации, в которой сейчас находятся коммерческие банки.
В банке, проводящем глубокую проработку целей, обычно существует определенная их иерархия: - перспективные (максимизация прибыли, выживание, максимизация дохода акционеров, максимизация корпоративного роста и др.); - среднесрочные (увеличение рыночной доли, рост дохода в расчете на акцию, расширение клиентуры, увеличение капитальной базы и др.); - краткосрочные (доходность активов, доходность капитала, доходность инвестиций, повышение квалификации персонала и т.д.). У покупателей банковских продуктов разные интересы, потребности, возможности, денежные ресурсы и разная степень риска. Поэтому у них разный спрос на данные продукты. Это означает, что банк, предлагающий свой продукт, должен четко знать, на какую группу покупателей этот продукт рассчитан и сколько может быть потенциальных покупателей этого продукта. Отсюда возможны различные направления деятельности банка: - ориентация на массовый, стабильный спрос, что предполагает относительно низкие цены (курсы, процентные ставки) на продукт, ограниченные услуги по обслуживанию клиентов и больший охват мелких покупателей; - ориентация на нестабильный спрос, т. е. на отдельные группы покупателей, что предполагает относительно высокие цены (курсы, процентные ставки) на продукт, более широкий круг услуг по обслуживанию и меньший охват покупателей; - продажа освоенных услуг своим постоянным клиентам; - продажа освоенных услуг на старом рынке новым клиентам; - продажа освоенных услуг на новом рынке (стратегия развития); - продажа новых услуг на старом рынке; - продажа новых услуг на новом рынке (стратегия диверсификации), являющаяся самой рискованной. Таким образом, устанавливая цены (курсы, процентные ставки), их необходимо ориентировать не на среднего покупателя, а на определенные типовые группы и рынки сбыта. Типологию потребления банковского продукта следует рассматривать как основу повышения эффективности коммерческой деятельности банка. Типология — начало маркетинговой деятельности. Маркетинговая деятельность - это комплекс действий по разработке типологии потребления, по изучению спроса, по планированию производства банковского продукта и организации работы по его реализации. Маркетинговая деятельность начинается с разработки четкой схемы классификации спроса на банковские продукты. Под классификацией спроса понимается распределение спроса на отдельные группы по определенным признакам для достижения поставленной цели. Спрос на банковские продукты можно классифицировать по психофизиологической реакции покупателей. По этому признаку различают: фиксированный спрос, альтернативный спрос, импульсный спрос. Фиксированный спрос - устойчивый спрос на отдельные виды банковских продуктов, постоянно предоставляемых банком. К ним относятся срочные депозиты физических лиц. Альтернативный спрос - спрос по выбору, когда вкладчик после анализа своих финансовых возможностей, степени доходности, выгодности, риска принимает решение о вложении капитала в банковский продукт. В основном это спрос на такие финансовые активы, как валютные депозиты и трасты, депозитные вклады и др. Импульсный спрос - неожиданный спрос, когда покупатель, уже сделавший свой выбор под влиянием советов других покупателей, знакомых, рекламы или иных факторов, меняет свое решение. К нему относится главным образом спрос на ценные бумаги, по которым обещают высокие дивиденды (проценты). Спрос на банковские продукты можно классифицировать по степени удовлетворения потребностей покупателей. По этому признаку выделяют: - реализованный спрос (спрос удовлетворен, когда услуга или банковский продукт предъявлены покупателю); - неудовлетворенный спрос - спрос на банковские продукты, отсутствующие в продаже или существующие, но по объему предложения отстающие от запросов покупателей; - формирующийся спрос, т. е. нечетко выраженный спрос. Спрос, формирующийся у покупателей, это, как правило, спрос на банковские инновации, т. е. на новые банковские продукты и операции. С помощью проведенных исследований состояния финансового рынка и с учетом потребностей покупателей перспективы превращаются в возможность реализации конкретного вида банковского продукта. После этого составляется план банковского маркетинга, на основе которого составляется план организационных действий, а именно планируются жизненный цикл банковских инноваций и рекламные мероприятия. Реклама представляет собой одну из разновидностей социальной информации, т. е. связи между людьми. Эта информация несет в себе активный элемент новизны. Реклама воздействует на человеческое сознание, значит ее методы должны быть психологически обоснованы. Текст рекламы должен быть ярким, лаконичным и броским. Реклама базируется на определенных принципах: правдивости (достоверности), конкретности (простой и убедительный язык, обеспечивающий доходчивость рекламы), целенаправленности, плановости. Разрабатывая план рекламных мероприятий, необходимо учитывать следующие требования: - реклама должна быть систематической, чтобы охватить большое количество людей и хозяйствующих субъектов и должна быть интересной; - при открытии новых банков и их филиалов следует применять все формы рекламы (радио, печать, плакаты и др.). При организации работы структурных подразделений банков и их отделов следует исходить из принципа - создать удобства для покупателей (клиентов банка), что предполагает среди прочих условий и установление оптимального режима работы и местонахождения.
Маркетинговые исследования охватывают весь процесс маркетинга: от поиска новых идей и видов банковских продуктов до их использования конечным потребителем. Поэтому маркетинговому исследованию подвергаются все виды деятельности и сферы банковского маркетинга, а именно сами банковские продукты, вкладчики (инвесторы-покупатели, инвесторы-продавцы), финансовые рынки, места реализации, реклама. Маркетинговое исследование включает в себя целый комплекс видов деятельности: - изучение поведения покупателя и банков-конкурентов на финансовом рынке; - анализ возможностей финансового рынка и его секторов; - изучение банковских продуктов по их качеству, привлекательности и др.; - анализ данных о реализации банковских продуктов; - изучение конкурентов; - выбор «ниши», т. е. наиболее благоприятного сегмента финансового рынка. Банковский маркетинг требует обязательного сегментирования финансового рынка, т. е. разбивки рынка на четкие группы покупателей банковского продукта (вкладчиков) по разным признакам и позиционирования банковских продуктов. Позиционирование банковских продуктов означает действия по обеспечению конкурентоспособности данного банковского продукта на финансовом рынке. В конечном итоге, вся деятельность банковского маркетинга направлена на создание новых банковских продуктов и финансового рынка (рынка банковских продуктов и услуг), на удержание своей доли рынка и ее расширение. От этого зависят объем деятельности банка, уровень рентабельности, норма прибыли на вложенный капитал и другие показатели. Планирование представляет собой способ регулирования будущего при опоре на возможности настоящего. Цель планирования заключается в том, чтобы сегодня найти способы и методы решения проблем будущего. Планирование всегда производится с определенной степенью точности достижения поставленной цели. Эта точность зависит от многих факторов: надежности информации, точности учета изменений хозяйственной ситуации, методологии планирования. Частью любого бизнес-плана является план маркетинга, а для банковских продуктов и операций - план банковского маркетинга. Объектами плана банковского маркетинга являются: - банковские продукты, которые уже давно известны покупателям; - банковские инновации, т, е. новые банковские продукты и услуги (операции). План банковского маркетинга, по существу, представляет собой план реализации банковских продуктов традиционных и новых. Этот план определяет, какой банковский продукт или, что особенно важно, какую банковскую инновацию, на какой территории и по какой цене следует продавать в данный период времени. План банковского маркетинга связывает между собой многие сферы внутрибанковского планирования, а именно план материальных затрат, денежные потоки, рабочую силу, информационные ресурсы, план прибыли. Составление плана банковского маркетинга начинается с разработки стратегии банка в области маркетинга и завершается применяемой тактикой маркетинга. Стратегия банковского маркетинга представляет собой процесс анализа возможностей банка по выпуску того или иного банковского продукта, определение цели выпуска продукта, обоснование банковской инновации и ее характеристику, маркетинговые исследования финансового рынка и возможностей реализации банковского продукта как в текущем периоде, так и в ближайшей перспективе. В стратегии банковского маркетинга целесообразно выделить следующие концепции: - сегментация финансового рынка; - выбор целевого рынка банковского продукта или услуги, т, е. определенной «ниши» финансового рынка; - выбор методов выхода на рынок; - выбор маркетинговых средств; - выбор времени выхода на рынок. Сегментация финансового рынка представляет собой деление рынка на отдельные звенья (сегменты). Для каждого такого звена (сегмента) характерна своя специфика, особенности функционирования, свои правила совершения сделок с финансовыми активами и т. и. На этих сегментах выступают группы потребителей, имеющие различные потребности, свои потребительские стереотип и поведение. В условиях конкуренции ни одни банк не может удовлетворить все потребности рынка в определенном банковском продукте. Поэтому он сосредоточивает все свои возможности, ресурсы и усилия на каком-то определенном сегменте рынка (т. е. «нише» рынка). Этот процесс называется выбором целевого рынка или выбором своей «ниши» финансового рынка. После этого банк выбирает метод выхода на рынок, маркетинговые средства и время выхода на рынок. Методами выхода на рынок могут являться или собственное развитие банка, или сотрудничество его с другими хозяйствующими субъектами (совместное предпринимательство). Маркетинговые средства представляют факторы, на которые банк может оказать влияние. Например, банк, который выпустил облигацию, может влиять только на ликвидность облигации и на ее цену. Каждому из этих двух факторов банк присваивает высший, средний или низкий уровень. Тогда на основе составления комбинаций банк может разрабатывать различные варианты стратегии (низкая ликвидность и низкая цена, низкая ликвидность и средняя цена, высокая ликвидность и высокая цена и т.д.). Время выхода на рынок предполагает исследование финансового рынка, наличия спроса на банковский продукт, объема спроса, экономической ситуации в стране, позиции конкурентов. Тактика банковского маркетинга представляет собой конкретные приемы для достижения цели плана банковского маркетинга. Они включают в себя рекламу, продвижение банковского продукта на рынке, организацию работы пунктов по его продаже или покупке.
2. Сущность, состав и роль международных финансовых и кредитных институтов 3. Международный валютный фонд, его цели, задачи и основные функции 4. Всемирный банк, его цели и задачи 5. Состав и характеристика организаций группы Всемирного банка 6. Европейский банк реконструкции и развития 7. Европейский Центральный банк 8. Парижский и Лондонский клубы кредиторов, их цели и задачи
Мировой финансовый рынок предполагает наличие финансовой системы - совокупности различных сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются денежные ресурсы. Без такой системы не может быть удовлетворена потребность хозяйствующих субъектов в денежных ресурсах. Поскольку на финансовом рынке деньги и другие финансовые инструменты постоянно находятся в движении, перемещаясь от одного государства к другому, от одной фирмы к другой, от одного частного лица к другому, то возникает необходимость в самых различных международных финансовых посредниках. Главными участниками мирового финансового рынка являются транснациональные банки (ТНБ) - крупные кредитно-финансовые комплексы универсального типа, располагающие широкой сетью предприятий за рубежом и системой участий, контролирующие значительную долю валютных и кредитных операций на мировом финансовом рынке, крупные компании, небанковские финансовые структуры, центральные банки и государственные органы, международные финансовые институты. По сути, современная мировая финансовая система является двухуровневой: первый уровень представляют международные коммерческие банки, второй - межгосударственные финансовые учреждения. Центральная роль на мировом финансовом рынке принадлежит коммерческим банкам. Они не только осуществляют международные платежи, но и обладают возможностью широкою охвата практически всех сторон международных экономических отношений. На международном рынке капиталов действуют исключительно первоклассные финансовые посредники и солидные заемщики, обладающие качественной и полной информацией. Международные банки в меньшей степени обслуживают товарообмен и в большей обмен капиталов. Крупнейшие банки образуют мировые финансовые центры, через которые осуществляется движение международных финансовых потоков. К настоящему времени фактически сформировались три основных региона, где сконцентрированы международные банки (США, Западная Европа и Юго-Восточная Азия). Сложился своеобразный международный финансовый механизм, который действует круглосуточно и регулирует движение мировых финансовых потоков и мировых валютных рынков. Кроме ТНБ в этом механизме участвуют международные финансовые институты, под которыми понимают валютно-кредитные и финансовые организации, имеющие всемирное значение. Их возникновение обусловлено усилением мировых интеграционных процессов, образованием мощных промышленных и банковских объединений, осуществляющих в больших масштабах международные операции. Основная цель такого рода организаций заключается в объединении усилий стран мирового сообщества в решении проблем стабилизации международных финансов, а также кредитно-финансовое регулирование. По признаку делегирования полномочий (степени свободы в разработке и принятии решений) выделяют три основные группы международных финансовых организаций: - первая группа представлена финансовыми структурами, обслуживающими государства-учредители. Эти организации не обладают самостоятельностью при принятии решений и используются в качестве механизма осуществления межгосударственных денежных расчетов (Межгосударственный банк СНГ, Восточноафриканский банк развития); - вторая группа включает в себя финансовые институты, реализующие межгосударственные соглашения. Эти организации действуют автономно при реализации своих уставных целей и задач, но функционально они находятся в текущей зависимости от национальных правительств (Межамериканский банк развития, Северный инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Арабский банк экономического развития Африки, Исламский банк развития, Африканский банк развития, Центральноамериканский банк экономической интеграции и др.); - третья группа состоит из наиболее значимых в современном мире международных финансовых институтов, самостоятельно определяющих приоритеты своей деятельности и пути достижения поставленных целей (Группа Всемирного банка, Международный валютный фонд (МВФ), Фонд международного развития ОПЕК, Арабский валютный фонд (АВФ), Европейский центральный банк ЕС, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)). Именно эти организации формируют мировые стандарты финансово-кредитной политики и оказывают существенное внешнее влияние на экономическое развития всех государств. Среди мировых кредитных и финансовых организаций ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка. Несмотря на то, что они обладают полной автономностью в своих действиях, их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга: членом МБРР может стать лишь член МВФ. В условиях масштабной глобализации хозяйственных связей роль международных финансовых институтов повышается. В их деятельности тесно переплетаются тенденции нарастающего партнерства и острые экономические противоречия, характерные для постиндустриального общества. Трудности функционирования глобальных рынков капитала проистекают из скорости происходящих изменений. По мере того как расширяется мировая торговля и возрастает экономическая взаимозависимость, темп финансовых операций неизбежно возрастает. Международный валютный фонд специализированное учреждение ООН. Создан 22 июля 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции Организации Объединенных Наций в Бреттон-Вудсе. В конференции приняли участие представители 44 государств. Конференция приняла «Заключительный акт», который включал статьи Соглашения об МВФ и статьи Соглашения о Международном банке реконструкции и развития (МБРР). Официально они вступили в силу с 27 декабря 1945 г. после их ратификации 29 государствами, представители которых собрались в США. К активной деятельности МВФ приступил в 1947 г. Местопребывание штаб-квартиры Фонда Вашингтон. Руководство МВФ осуществляется Советом управляющих, в состав которого входят по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны-члена организации. Цель создания МВФ - предотвращение диспропорций в мировой экономике, поддержание стабильности международной валютной системы при помощи применения упорядоченных правил валютного обмена, содействия валютной стабильности, установления многосторонней системы взаимных расчетов и платежей, исключения валютных ограничений, создания страховых резервов, избежания случаев девальвации валют из конкурентных соображений. Главная задана МВФ - регулирование валютно-расчетных отношений между государствами и оказание финансовой помощи странам (создание валютных резервов, из которых правительства стран - членов МВФ могут заимствовать средства) путем предоставления краткосрочных займов в иностранной валюте при возникновении валютных затруднений, вызванных нарушениями равновесия платежных балансов, поддержании валютных паритетов. Фактически за МВФ закреплялась институциональная основа международной валютной системы. Официальные функции МВФ, декларированные статьями Соглашения 1978 г., заключаются в следующем: - способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы; - способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли, добиваясь достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, развития производственных ресурсов всех государств-членов; - содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции; - оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли; - создавать у государств-членов состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне; - сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.
Созданный во время Второй мировой войны в Бреттон-Вудсе Всемирный банк на начальном этапе оказывал содействие в послевоенном восстановлении Европы. В настоящее время банк в большей степени сосредоточивает внимание на сокращении бедности как на главной цели всей своей деятельности и превратился в сложный комплекс (Группу Всемирного банка), состоящий из пяти тесно связанных друг с другом организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (MAP), Международной финансовой корпорации (МФК), Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МАИГ), Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Каждая из этих пяти организаций, владельцами которых являются страны-члены, обладающие правом принятия окончательных решений, специализируется на различных аспектах развития, но при этом они используют имеющиеся у них сравнительные преимущества для того, чтобы вместе работать над достижением одной всеобъемлющей цели - сокращения бедности и повышения уровня жизни населения развивающихся стран. Цели Всемирного банка в области развития были установлены на Саммите тысячелетия. Они определяют конкретные задачи по повышению благосостояния бедных слоев населения но всем мире. Главная цель - сокращение масштабов бедности при одновременном совершенствовании систем здравоохранения и образования и улучшении состояния окружающей среды. Задачи Всемирного банка: - искоренить бедность во всем мире, что означает вести борьбу с бедностью, вкладывая в это все силы и все профессиональное умение ради достижения устойчивых результатов (рост бедности в развивающихся странах отрицательно сказывается на положении богатых стран и богатых индивидуумов, поскольку сокращает рынки сбыта, увеличивает нежелательную миграцию людей в поисках более высоких доходов); - помочь людям собственными силами добиться улучшения условий жизни и окружающего мира, предоставляя им ресурсы, содействуя обмену знаниями, расширяя их возможности и укрепляя партнерские отношения в государственном и частном секторах; - оставаться образцовым учреждением, способным привлекать, воодушевлять и воспитывать преданные своему делу и диверсифицированные кадры, которые обладают знаниями в самых разных областях и отличаются высоким профессионализмом, умеют прислушиваться к мнению других и учиться. Международный банк реконструкции и развития создан ранее других международных кредитных учреждений на основе решения Бреттон-Вудской международной финансовой конференции 1944 г. Формально МБРР является кредитным органом ООН, однако фактически он самостоятельно определяет кредитную политику и решает вопросы, связанные с предоставлением кредитов. Право участвовать в нем имеют только члены МВФ. В начале своей деятельности основную долю кредитов МБРР предоставлял западноевропейским странам. С 1950-х годов в связи с восстановлением их экономики МБРР предоставляет кредиты главным образом развивающимся странам при наличии гарантий их правительств. Основная задача МБРР состоит в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, снизить уровень бедности в странах со средним уровнем дохода, а также в более бедных платежеспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и некредитных услуг, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к извлечению максимальной прибыли, однако начиная с 1948 г. ежегодно получает чистый доход. В общем случае МБРР кредитует средства какому-либо правительству в целях развития экономической инфраструктуры страны, например, дорожной сети и объектов энергетики. Эти средства предоставляются развивающимся странам, которые уже вышли на более высокие стадии экономического и социального роста. Займы выдаются исключительно странам — членам МВФ, как правило, в тех случаях, когда частный капитал на приемлемых условиях им недоступен. Займы обычно имеют льготный период в пять лет и должны возвращаться в течение не более пятнадцати лет. Проекты, по которым МБРР оказывает содействие, в большинстве случаев требуют импортного оборудования тяжелого машиностроения, что расширяет рынок сбыта для многих видов продукции, производимой в США. Как правило, банк предоставляет займы в конвертируемых валютах лишь для покрытия необходимых расходов на импорт, они должны возвращаться в тех же валютах по долгосрочным курсам. Международная ассоциация развития создана в 1960 году как филиал МБРР (штаб-квартира в Вашингтоне) для кредитования беднейших (наименее развитых и развивающихся) стран на льготных условиях (на длительные сроки, с льготными периодами до 10 лет). Как и МБРР, MAP оказывает содействие странам в стимулировании экономического роста и снижении уровня бедности. Кредитует конкретные и тщательно проработанные проекты. Обычно за предоставление кредита MAP взимает только на покрытие административных расходов. MAP может предоставлять беспроцентные кредиты (известные как «кредиты MAP») сроком до 50 лет с условием погашения с 11-го года после начала их использования. Оказывает техническую помощь и проводит консультации по вопросам экономической политики. Согласно уставу MAP заемщиками могут быть правительственные и частные организации. Цель кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в развивающиеся беднейшие страны. Специфика работы MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих ссудных кредитных капиталов. Займы MAP предоставляются только беднейшим странам мира, где годовой ВНП на душу населения составляет 480 долл. и ниже. Ассоциация не имеет своего собственного штата сотрудников, хотя ресурсы MAP отделены от средств МБРР. Международная финансовая корпорация создана в 1956 году как филиал МБРР для содействия развитию частных предприятий путем прямых инвестиций главным образом в развивающихся странах. Штаб-квартира в Вашингтоне. МФК юридически и финансово отделена от МБРР, хотя банк и предоставляет МФК некоторые административные и иные услуги. МФК предоставляет кредиты сроками от 5 до 15 лет наиболее рентабельным частным фирмам без требования правительственных гарантий, но на условиях высокой эффективности проекта и при доле собственных средств не более 20% в общем объеме финансирования проекта. Часть акций компании-заемщики уступают МФК. Затем эти акции МФК продает ТНК развитых стран, что способствует вывозу частного капитала в развивающиеся страны. Кроме того, с 1961 г. МФК имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. Основная задача МФК состоит в том, чтобы, расширяя деятельность частного сектора, способствовать экономическому развитию страны и в первую очередь за счет совместного с частными инвесторами и органами управления предоставления рискового капитала в форме акционерных займов и долгосрочных кредитов производственным частным предприятиям; поощрения развития местных рынков капитала с помощью резервов и гарантий; стимулирования международных потоков капитала посредством оказания финансовой и технической помощи финансовым компаниям под частным контролем. Займы выделяются частными фирмами для развивающихся стран-участников. Характерная черта МФК состоит в том, что все займы предоставляются частным предприятиям, а инвестиции проводятся в сотрудничестве с частным бизнесом. МФК вкладывает капитал в проекты, осуществляемые в тех регионах и секторах, где ощущается недостаток частных инвестиций, и находит новые способы расширения перспективных возможностей на тех рынках, в которые коммерческие инвесторы без участия МФК не склонны вкладывать средства, считая их слишком рискованными. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям создано в 1988 году с основными функциями - страхование политических рисков по просчетам кредитования и инвестициям в частный сектор. Создано в целях стимулирования инвестиций в странах - членах данной организации. Членами МАГИ могут быть только члены МБРР. Спецификой деятельности данного агентства является то, что МАГИ предоставляет гарантии иностранным инвесторам против потерь, вызываемых некоммерческими рисками, такими как экспроприация, неконвертируемость валюты и ограничения на перевод средств за границу, а также военные действия и гражданские беспорядки. По сути МАГИ, осуществляя страхование прямых инвестиций от некоммерческих рисков (сроком от 15 до 20 лет), предоставляет иностранным инвесторам гарантии от убытков, содействуя тем самым привлечению иностранных инвестиций в развивающиеся страны. Кроме того, МАГИ консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций, оказывает странам техническое содействие в распространении информации об инвестиционных возможностях. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров создан в 1966 году как добровольный форум для согласительных процедур и арбитражного разбирательства по инвестиционным спорам между иностранными инвесторами и странами получателями инвестиций. Основная его задача состоит в стимулировании иностранных инвестиций при помощи международных механизмов урегулирования и арбитражного рассмотрения инвестиционных споров. Тем самым МЦУИС способствует созданию атмосферы взаимного доверия между государствами и иностранными инвесторами. Европейский банк реконструкции и развития создан в 1990 году для финансирования перестройки экономики стран Восточной и Центральной Европы, а также государств на территории бывшего СССР. Штаб-квартира банка находится в Лондоне. Финансовые операции банк ведет с апреля 1991 г., но реально функционировать он начал лишь с 1993 года. ЕБРР взаимодействует со многими международными институтами и в первую очередь с Группой ВБ. Он привлекает к участию в осуществлении различных проектов также частные национальные коммерческие банки, инвестиционные фонды и другие кредитно-финансовые учреждения. Основными функциями ЕБРР являются: - прямое финансирование, т.е. предоставление кредитов на реализацию конкретных проектов; - инвестирование средств в акционерные капиталы, а также гарантирование размещения акций государственных и частных предприятий: - предоставление гарантий для содействия заемщикам в получении доступа к источникам капитала; - финансирование с помощью посредников мелких и средних предприятий.
К числу операционных приоритетов Банка относятся: развитие частного сектора, охват всех стран-операций, работа с финансовыми посредниками, вложения в акционерные капиталы. Кроме того, он стремится обеспечивать экологически чистое и устойчивое развитие экономики стран-операций, в том числе путем повышения эффективности энергоиспользования. В своей деятельности Банк придерживается следующих основных принципов: - ограничение объема финансирования пределами 35% общих издержек по каждому проекту; - требование к другим, в частности промышленным инвесторам, приобретения контрольных пакетов акций или достаточных прав на управление предприятиями; - предоставление на проекты частного сектора не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала; - требование к другим участникам софинансирования выделения дополнительных средств; - непредоставление средств инвесторам для приобретения уже выпущенных или вновь выпускаемых акций; - необязательность денежной формы доли местного участника проекта.
ЕБРР осуществляет финансирование в РФ по следующим направлениям: - программа развития финансовых учреждений (ПРФУ); - создание Региональных фондов венчурного капитала (РФВК); - учреждение Фонда поддержки малых предприятий России (ФПМП); - вложения в инвестиционные фонды и акционерные капиталы банков. Программа развития финансовых учреждений осуществляется в сотрудничестве с Правительством РФ и ВБ. Для поддержки программы ЕБРР предоставил кредит в размере 100 млн. долл., а ВБ–200 млн. долл. Цель программы – содействие укреплению группы из 39 российских коммерческих банков, которые в будущем должны сыграть ключевую роль в перестройке экономики страны. В рамках ПРФУ реализуется Проект поддержки предприятий, в соответствии с которым при посредничестве Минфина РФ через часть упомянутых выше российских коммерческих банков осуществляется кредитование структурной перестройки средних и крупных предприятий частного сектора. Региональные фонды венчурного капитала начали создаваться в РФ с 1994 года и в настоящее время в отдельных регионах страны действуют 11 таких фондов. Каждому из них (кроме одного) ЕБРР предоставил капитал в размере 30 млн. долл. на содействие структурной реорганизации отобранных для этого предприятий. Фонд поддержки малых предприятий создан ЕБРР при участии отдельных европейских стран и других доноров. Половину общего капитала, составляющего 300 млн. долл., предоставил Банк. Фонд предназначен для выдачи на коммерческой основе малых и микрокредитов (до 125 тыс. долл.) через ряд российских банков, расположенных по всей стране. Вложения в инвестиционные фонды также являются одним из направлений деятельности ЕБРР в России. В настоящее время Банку принадлежит часть средств семи инвестиционных фондов, осуществляющих вложения в частные, в том числе совместные, предприятия. Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) - это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств - членов Европейского экономического сообщества. Она является одной из ключевых структур Европейского экономического и валютного союза. ЕСЦБ и ЕЦБ независимы от других органов Союза, от правительств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это соответствует общепринятому статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Европейский центральный банк начал функционировать как руководящий орган Европейской системы центральных банков с начала 1999 г. Его возглавляют совет управляющих и исполнительная дирекция. Совет состоит из управляющих центральными банками стран - участниц зоны евро. Исполнительная дирекция представлена назначаемыми на восемь лет без права продления срока президентом банка, вице-президентом и четырьмя членами. Ими могут быть только граждане стран -участниц. Капитал банка принадлежит центральным банкам стран зоны евро. Квота каждой страны устанавливается в соответствии с долей ее населения в совокупной численности граждан ЕС и долей в общем объеме ввп. До 20% чистой прибыли ежегодно пополняют резервный фонд банка, а остальная часть распределяется между yчрeдителями в соответствии с размером оплаченного капитала. Банк выполняет следующие функции: ·формирование и проведение денежно-кредитной и валютной политики; ·осуществление международных валютных операций; ·хранение и управление официальными резервами иностранной валюты; ·содействие нормальному функционированию платежных систем; ·координация деятельности центральных банков стран-участниц, в частности стандартизация используемых систем учета и отчетности. Банк проводит операции с ценными бумагами в любых валютах и операции с драгоценными металлами на различных финансовых рынках, предоставляет обеспеченные кредиты для регулирования клиринга и платежей как внутри ЕС, так и с другими государствами. Парижский клуб стран-кредиторов это межправительственный институт, созданный в 1956 году для урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам. Он объединяет группу ведущих государств - кредиторов мира. В работе Клуба также участвуют МВФ и Всемирный банк. По сути, Парижский клуб это неформальная организация стран-кредиторов, созданная для обсуждения вопросов пересмотра условий кредитов суверенным заемщикам. Его цель пересмотр условий внешний займов развивающихся стран для избежания одностороннего моратория. Когда какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансированности платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощью МВФ, то Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого он совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты внешнего долга. У Парижского клуба нет какого-либо регламента, его решения принимаются на основе принципов единогласия. Клуб занимается проблемами межгосударственного долга, т.е. внешней задолженности по кредитам, которые предоставлены государствами или под их гарантию странам-дебиторам. Лондонский клуб кредиторов это международное объединение частных коммерческих банков, сформированное для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать свою внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. Основные методы решения долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. На сегодняшний день клуб объединяет более 600 крупных коммерческих банков промышленно развитых стран мира.
- это следующий за аммонификацией процесс возвращения соединений азота в круговорот, так как в ходе нитрификации образуются доступные для водорослей соединения азота, что имеет огромное значение для водоёмов. НИТРИФИКАЦИЯ – это последовательное окисления аммиака до АЗОТИСТОЙ и АЗОТНОЙ КИСЛОТ. Нитрифицирующие бактерии – автотрофные микроорганизмы: клеточный материал образуют из CO2; получают энергию (АТФ) за счёт окисления неорганических соединений азота с помощью ферментов-цитохромов, находящихся в дыхательной цепи. Процесс нитрификации включает ДВЕ ФАЗЫ. 1 фаза – НИТРИТНАЯ – окисление АММИАКА до АЗОТИСТОЙ КИСЛОТЫ: 2NH3 + 3O2 → 2HNO2 + 2H2O + nАТФ В первой фазе нитрификация идёт с участием НИТРОЗНЫХ БАКТЕРИЙ: 1. Бактерии рода Nitrosomonas – грамотрицательные бесспоровые подвижные (монотрихи) палочки. Широко распространены в почве. 2. Бактерии рода Nitrospira – клетки правильной спиральной формы; могут быть в виде коротких палочке или кокков. 3. Бактерии рода Nitrosococcus (Nitrosocystis)– кокковые бактерии, образующие зооглеи – кокки, окруженные общей капсулой. 2 фаза – НИТРАТНАЯ – окисление АЗОТИСТОЙ КИСЛОТЫ до АЗОТНОЙ: 2HNO2 + O2 → 2HNO3 + nАТФ азотистая азотная кислота кислота
Во второй фазе нитрификации участвуют НИТРАТНЫЕ БАКТЕРИИ рода Nitrobacter – грамотрицательная мелкая полиморфная неподвижная палочка, которая может иметь удлинённую, клиновидную или грушевидную форму, более узкий конец часто загнут в клювик. Для нитрифицирующих бактерий характерно почкование – почка образуется на более тонком конце клетки, когда достигает величины материнской клетки, у неё появляется жгутик и почка отделяется. Проплавав некоторое время, она теряет жгутик, оседает на твердый субстрат и цикл повторяется. В водоёмах наиболее интенсивно нитрификация наблюдается в поверхностном слое ила и в придонных слоях воды. Это объясняется тем, что из ила постоянно диффундирует аммиак, образующийся при аммонификации и подвергающийся далее окислению нитрификаторами, а также тем, что нитрификаторы обитают преимущественно на твёрдых субстратах. Образующиеся в воде нитраты усваиваются фитопланктоном и вновь превращаются в органическую форму азота.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |