Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция Инновационный менеджмент




ПЛАН:

1. Сущность инновационного менеджмента

2. Этапы процесса инновации

3. Инновационная политика

4. Управление процессом инновации

1. Сущность инновационного менеджмента

Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств".

Под нововведением (инновацией) понимают объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Этот объект характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами по сравнению с прежним. По сфере применения инноваций делятся на:

1. Технологические инновации направлены на расширение ассортимента и улучшение качества производимых товаров и услуг (инновация-продукт) или используемых при этом технологий (инновация процесс).

2. Экологические инновации обеспечивают рациональное использование вовлеченных в производство природных ресурсов, более эффективные методы их воспроизводства (поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, выращивания лесов, мелиорации и рекультивации земель и т.д.) и уменьшения вредных выбросов в окружающую среду.

3. Экономические нововведения предполагают использование
эффективных форм организации, специализации, кооперирования,
концентрации, диверсификации производства, методов организации труда
и т.д.

4. Социально-политические инновации включают новые формы
организации общественных движений и политических партий, оказания
помощи безработным, пенсионерам, детям, организации здравоохранения и
т.п.

5._____ Государственно-правовые____ инновации представлены

использованием новых форм организации государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и управления на муниципальном, региональном, национальном и межгосударственном уровнях, принятием или корректировкой правовых документов, организации выборов и обновления государственных органов и т.п.

6. Инновации в духовной сфере выражаются в научных открытиях, изобретениях, гипотезах, концепциях, теориях, конструкторских идеях, художественных, музыкальных, литературных и архитектурных стилях, театральных, кино- и теле нововведениях, использовании более эффективных форм образования (педагогики, методики, организации); выдвижении и закреплении новых этических норм, религиозных учений, идеологических устремлений.

Инновационный менеджмент -это особая управленческая деятельность, направленная на получение экономических, социальных и экологических результатов функционирования социально-экономической системы путем создания и использования в деятельности инноваций в качестве основных продуктов, а также факторов эффективного труда.

Таким образом, инновационный менеджмент является одним из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства предприятия.

Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях:

- разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность);

- модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции;

- дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;

- снятие с производства устаревшей продукции.

Основное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Инновационный менеджмент предполагает:

- разработку планов и программ инновационной деятельности;

- наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

- рассмотрение проектов создания новых продуктов;

- проведение единой инновационной политики;

- обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

- обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

- создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

На характер и направленность инновационного процесса влияют четыре основные группы факторов.

1. Информированность о нововведениях. Вероятность «проникновения» новшества в организацию и его внедрение зависят от числа новшеств, о которых известно организации, а также от оценки их эффективности.

2. Внешняя подконтрольность это степень, в которой фирма зависит от внешней среды или несет ответственность перед внешними системами. Например, потребность в заемных средствах, кадрах, клиентуре, которые организация получает из внешней среды.

3. Резервные ресурсы - те, которые еще не задействованы на другие цели. Все новшества требуют затрат на внедрение, некоторых ресурсов

4. Организационная структура. Централизация, формализация, сложность, интегрированность, открытость, оказывают влияние на восприятие и осознание организацией проблем, поиск средств их решения и само принятие решений.

Нововведение часто выступает как необходимость, и в том случае, если признано, что без нововведений не решить возникших перед предприятием проблем, его осуществление неизбежно.

2. Этапы процесса инновации

Процесс внедрения нового продукта состоит из этапов:

1. Систематизация имеющихся идей:

- сбор информации о технологических изменениях на рынке, но­вовведениях, поступающей от подразделений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, служб маркетинга, сбытового аппарата фирмы, торговых посредников, конечных потребителей (пожелания, требования, рекламации);

- сбор информации о потенциальных возможностях фирмы в отношении
разработки и освоения продукции, определения степени и размеров риска:

- сбор информации о целевых рынках, долгосрочных тенденциях их
развития.

2. Отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта,
определение возможностей практической их реализации:

- выяснение степени технологической общности новых и традиционных
изделий;

- соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития;

- определение патентной чистоты будущего изделия.

3. Анализ экономической эффективности нового продукта, раз­
работка программы маркетинга:

- техническая разработка продукта, в процессе которой идея приобретает
вид конкретного проекта;

- определение технико-экономических характеристик продукта, оценка
его качества и потребительских свойств;

- оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж, оп­
ределение расходов (инвестиций) на создание и освоение новой продукции,
сроки окупаемости новой продукции;

- наличие необходимых ресурсов для производства новой продукции:
технологических, машин и оборудования, сырья и материалов, кадрового
персонала, финансовых; сроки освоения новой продукции и выхода с ней на
рынок; анализ и оценка рентабельности (прибыльности) производства новой
продукции, разработка программы маркетинга по продукту.

4. Создание нового продукта:

- разработка конкретной программы создания нового продукта с
распределением обязанностей по подразделениям организации;

- создание образца и проведение технических испытаний (проверка на экологичность, безопасность и пр.);

- определение наименования товара, его товарного знака, оформления,
упаковки, маркировки.

5. Тестирование на рынке:

- тестирование на ограниченном рынке в течение трех месяцев по цене и
другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и

др.);

- выбор оптимальных каналов реализации;

- выбор средств и методов рекламы;

- организация технического обслуживания.

6. Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) на основе программы маркетинга по продукту, отражающей:

- коммерческое обоснование нововведения объем продаж, рентабельность, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта, наличие опыта в сбыте подобных товаров; известность и реноме фирмы на рынке, стабильность связей с покупателями и потребителями;

- производственные возможности фирмы - использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;

- финансовые возможности общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты на расчетный период:

- соответствие нормативным показателям стандартам, государственным нормам в стране предполагаемого сбыта продукции;

- обеспечение патентной защиты нововведения.

3. Инновационная политика

Инновационная политика отражает отношение управляющих структур к использованию инноваций в решении основных задач социально-экономического развития, определяет цели, направления, формы, методы деятельности управленческих органов, а также ресурсное обеспечение по преобразованию продуктов научной и научно-технической деятельности в инновации.

Инновационная политика ориентирует деятельность фирмы на те направления, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укрепление экономического потенциала фирмы.

Инновационная политика является средством реализации общей хозяйственной политики предприятия и, решением его оперативно-хозяйственных задач. Она позволяет сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях хозяйственной деятельности и обеспечивать непрерывное совершенствование и обновление выпускаемой фирмой продукции.

Разработка инновационной политики предполагает решение вопросов.

1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке
аналогов по назначению.
Такая политика ориентирована на создание новых
изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и
активным воздействием на потребителя.

Реализация ее требует больших затрат на научные исследования, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных, прикладных наук и опытно-конструкторских работ, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство.

Конкуренция начинается на этапе разработки новой продукции.

2. Выпуск новых для предприятия видов продукции, имеющих ана­
логи и коммерческий успех на рынке.
Предполагается ориентация на
завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо на следование за
лидером.

Решается вопрос о создании продуктов-аналогов с более высокими технико-экономическими показателями либо имитации продукции, предлагаемой лидером.

Реализация политики требует мощной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств. В этом случае фирма не несет крупных затрат на разработки, но получает возможность быстро выйти на рынок с продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять сливки, пока рынок не насыщен.

3. Ориентация производства на техническое обновление выпускае­
мой продукции
предполагает целесообразность внесения изменений и
усовершенствований с целью модернизации продукции и достижения
технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемых
конкурирующими предприятиями.

Требует определения целесообразности и эффективности деятельности с учетом необходимости снижения издержек и совершенствования технологии производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие расходы на разработки, хорошо отработанная технология.

Инновационная политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик уже освоенной продукции. Она может предусматривать выпуск усовершенствованной продукции, созданной на основе собственных разработок товаров аналогов новинок. Пред­полагает непрерывное совершенствование конструкторской базы.

Модификация изделий может происходить за счет внесения не­значительных изменений, повышающих удобство пользования, внедрения в заранее определенные сегменты рынка, где они не будут иметь аналогов.

4. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, требует решения вопроса о целесообразности сохранения налаженного производства продукции по традиционной технологии или перехода на новую технологию. Определяют степень морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же товара на различных рынках.

4. Управление процессом инновации

Управление процессом инновации - это сочетание различных функций (маркетинг, планирование, организация, контроль), каждая из которых направлена на решение специфических и разнообразных вопросов

Оно охватывает все стороны деятельности предприятия производство, НИОКР, сбыт, финансы, коммуникации.

Управление процессом инновации включает решение следующих задач:

1. Исследование рынка нового продукта: потребители, емкость рынка, эластичность желаемого спроса по цене продукта, предпочтения потребителей в отношении качественных параметров продукта, условий его поставки и обслуживания во взаимосвязи с ценой, дополняемость и заменяемость нового продукта по отношению к другим продуктам и услугам и т. д.

Выбирают целевые сегменты рынка для продукта и его модификации, стратегию продвижения продукта к потребителям (методы ознакомления покупателей с продуктом, сертификация, реклама, работа с клиентами).

2. Прогнозирование длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта. Принимают решения о размере и характере создаваемых производственных мощностей, оптимальном объеме капиталовложений, методах амортизации специального технологического оборудования, выборе между покупкой и арендой оборудования, типах и сроках трудовых контактов с привлекаемыми работниками, степени их переквалификации и т. д.

3 Определение способов продажи нового продукта выбор по­средников того или иного типа, организация фирменной торговли, продажа через оптовые торговые предприятия.

4. Исследование конъюнктуры рынков ресурсов (материалов, комп­
лектующих изделий, полуфабрикатов), необходимых для производства и
продажи продукта, с целью выяснения их доступности, прогнозирования
стабильности выявленной конъюнктуры, возможного ее ухудшения,
удорожания ресурсов.

5. Подбор субподрядчиков на освоение и поставку требующихся для
нового продукта комплектующих изделий, оборудования.

6 Проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного и рискового продукта.

7. Комплексный анализ затрат, цены, объемов производства и продаж продукта.

8 Оценка эффективности и планирование инновации как инвести­ционного проекта с использованием критериев ее ценности, нормы отдачи и срока окупаемости капитальных вложений.

9. Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.

10. Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта - планирование, финансирование и мониторинг инновационного проекта, внутренний и внешний венчур.

11. Исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта лицензии, трансферты дочерним фирмам, командировки специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследование и разработки, научно-техническое сотрудничество и прочее.

Если новым является не продукт, а процесс (технология, организация производства и управленческого процесса), управление инновационным процессом сводится к решению аналогичных задач. Разница заключается в том, что определяющим является не создание нового рынка для новых продуктов, а возможность с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.