Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Древнего Египта

Древний Египет - первая великая могущественная держава, претендовавшая на мировое господство. Это было сильное госу­дарство. Основные принципы, на которых строилась верховная власть Египта, — её незыблемость и непостижимость.

История культуры Древнего Египта делится на следующие этапы: додинастический период (V-IV тыс. до н.э.), Раннее цар­ство (ок. 3000 - 2000 до н.э.), Древнее царство (XXVIII - XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI - XVIII вв. до н.э.), Новое царство (XVI - XI вв. до н.э.), Поздний период (XI - IV вв. да н.э.).

Сакральный характер древнеегипетской культуры проявляет­ся в ее глубокой символичности. Главные символы: сфинкс, фа­раон, боги Ра и Осирис, пирамида, анкх.

Сфинкс как олицетворение тайной мудрости - универсальный символ цивилизации Древнего Египта, имеющий облик фанта­стического существа с человеческим лицом и телом льва. Он раскрывает загадку сущности человека, которая мыслилась египтянинами как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы. Выступая в качестве посредника между царством живых (бога Ра) и царством мертвых (бога Ocириса), сфинкс словно говорит: человеческая жизнь - это кратковременный промежуток между двумя несоразмерными пространствами - прошедшего и будущего. Самый большой сфинкс выполнен в первой половине I тыс. до н.э., он до сих пор стережет пирамиду Хефрена. Сфинкс высечен из цельной скалы: его голова в 30 раз больше человеческой, а длина тела 57 м.

Сфинкс выступает олицетворением фараона, имеющего двойную природу: божественную и человеческую. В Древнем Египте фараон считался потомком и наместником богов, призванных устанавливать божественный порядок и вершить справедливость (маат) на земле. Человек не вправе нарушать установленные богами и фараонами законы, а должен повиноваться им.

Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти, - анкх или египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами - божественным и земным, духовным и материальным. Анкх выражает фундамен­тальную для древнеегипетской культуры идею бессмертия чело­веческого существования. Смерть рассматривалась как переход к иной, лучшей жизни.

Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее все­го вернуться в свое прежнее и отныне - тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпаль­ницы - пирамиды. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не толь­ко царь или вельможа обладал вечной жизненной силой - «ка», т.е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ри­туал погребения. Забота о сохранении тела умершего привела к воз­никновению искусства изготовления мумий и бальзамирования.

Идея бессмертия, неуничтожимости человеческой сущности нашла наглядное воплощение в произведениях архитектуры (пи­рамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина), в скульптуре (статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет), в живописи (росписи гробниц в Саккаре, в Луксоре) и в литературе («Тексты пирамид»). Изобразительное и монументальное искусство несет на себе печать египетской культуры в целом.

Важнейшая составная часть культуры Древнего Египта - ри­суночное символическое письмо (иероглифы). Характерно, что в дальнейшем оно превратилось в слоговое. Тайна древнеегипетских иероглифов разгадана лишь в XIX в, французским ученым Фран суа Шампольоном.

В духовной культуре особое значение приобретают просвещение
(создание при дворцах фараонов, а затем и в храмах первоначальных
школ, позднее в крупных государственных учреждениях, где
обучение чтению, письму, счету); техника (мотыги, арки, гончарный круг, журавль, водоподъемное колесо и др.); технология (обработка металла, бронзы, меди, золота, серебра, керамики; ткачество); наука - астрономия (знаки зодиака, изобретение календаря); математика (введение десятичной системы исчисления, дроби, элементы алгебраических исчислений, вычислена поверхность шара и др.); медицина (бальзамирование, знание анатомии, зачатки терапии, хирургии, стоматологии); география – торговля и военные экспедиции расширили познания в этой области. В целом следует считать, что зарождение и развитие научных представлений египтян тяготело к естественным наукам. Неслучайно греки всегда смотрели на египтян как на страну древнейшей мудрости и считали египтян своими учителями.

 

3. АНТИЧНОСТЬ

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus - древний) для определения и греко-римской культуры, древнейшей из известных в то врёмя. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влитие на историю народов юны оказали Древняя Греция, эллинистические государства и Древний Рим.

Культура Древней Греции

С великолепных образцов греческого гения, проявившихся во всех сферах духовной и социально-политической жизни - в по­ни, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве, начинается наше знакомство с мировой культурой. Греки создали науку, которую некоторые исследователи называют «мышлением по способу греков». Целая плеяда блестящих имен открывает страницы античной культуры: писатели и поэты Гомер, Гесиод, Эзоп, драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот, Фукидид, математики Евклид и Пифагор, философы Сократ, Платон, Аристотель... Этот список - только небольшая часть интеллектуальной элиты Древней Греции.

В истории античной Греции вы деляют следующие периоды: гомеровский и раннеархаический (IX-VIII вв. до н.э. - распад родоплеменного общества); (VII - VI вв. до н.э. - становление ра­бовладельческих государств - полисов); классический (V в. - до последней трети IV в. до н.э. - расцвет полисов); эллинистический (последняя треть IV в. - до сер. II в. до н.э. - упадок поли­сов, империя Македонского, эллинистические государства).

Однако до античности в истории Древней Греции существовала крито-микенская культура. Ее центрами считались остров Крит
и город Микены. Время возникновения критской культуры (или
минойской — по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж III - II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э.

Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, - прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолеп­ная полихромная (многоцветная) керамика. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.

Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светс­кая и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV - XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение куль­туры - дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Мике­нах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке. В этот период на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальни­цы - толос (или купольная гробница). Самый большой из них - гробница Атрея в Микенах. Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских вар­варских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преиму­ществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII - XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода. Следующий период греческой истории и обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в I в. до н.э., - важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело ко­сное обновление технической базы - широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 - 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества сот культурного и социального прогресса, оставив далеко позиции своих соседей, как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода. Архаический период греческой истории охватывает VIII - VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация - освоение греками побережий Средизем­но, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев - чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.

В VIII - VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис - основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы - Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными цен­трами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища, возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в ре­зультате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизни была мифология, чрез­вычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII - VII вв. до н.э.), написав­шего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.

В эпоху архаики возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее представители (Фалес; Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования пер причины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

В VIII - VI вв. до н.э: зарождается греческая историография. К этому же времени относится и возникновение греческого театра.

Несмотря на то, что в архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между дельными полисами вели к формированию этнического самосознания - греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые - 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Классический период (от рубежа VI - V вв. до н. э. до 339 г. н.э.) - расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни - особая гордость граждан греческого полиса.

Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) дало человечеству таких вечных «спутников» его истории и культуры, как Сократ Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт. Этот феномен назван «греческим чудом».

Внешнее проявление внутренней свободы греков - их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490 - 429 до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждали благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Сложилось убеждение, что быть гражданином - значит быть прекрасным. Ощущение близости перспектив нашло отражение в другом важнейшем (наряду с агонистикой - состязательностью) элементе древнегреческого бытия и культуры - принципе калокагатии (от слова «калос» - прекрасный и «кай агатос» - доблестный), объединяющем физические и нравственные добродетели. Вырабатывалась и полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис - высшее благо, что существование человеческих рамок невозможно, а благополучие отдельного лица благополучия полиса. К его ценностям относились и превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта), стремления к прибыли, желание сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни полиса, приоритет традиций.

Особую отличительную черту от других цивилизаций составля­ли антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 - ок. 420 до н.э.) провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей», а в софокловской «Антигоне» лучше всего выражено удивление свершениями человека. Для греков человек - олицетворение всего сущего, прообраз (энного и создаваемого; он стал не только преобладающей, единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий – величайшие скульпторы этой поры - изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого если и не достиг, то достичь может и должен.

Только в IV в. до н.э. - поздняя классика, - когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причём сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454 - 430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение - «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн, Великий историк античности Фукидид (ок. 460 - 400 гг. до н.э.) в своей «Истории Пелопоннесской войны» впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовать росту политических знаний.

Главная задача искусства V в. до н.э., его основа - правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе (который, как в apxaическую эпоху, раскрашивали) и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона Афинах, «Зевс» - для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол» Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»).

Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры - важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» - учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» - гласи­ла надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Цивилизация эллинизма. В последние десятилетия IV в. до н.э.
наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356 - 323 до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической
организации и социальных отношений народов Средиземноморья,
Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма - синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории
европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе мест­ные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и не греками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколь­ко руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда бе­рутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?

Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287 - 212 до н.э.). В рамках философии зародились и получили разви­тие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство. Сокровищница мирового искусства пополнилась та­кими шедеврами, как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных зна­ний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд обще­человеческой культуры.

Достоинство греческой культуры и в том, что она открыла че­ловека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и сво­боды, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более цен­ного, чем сам человек.

Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян г. Коринфа в 146 г. до н. э.

Культура Древнего Рима

Древнеримская культура - совокупность достижений в облас­ти духовной и материальной культуры Римской республики (V - I вв. до н.э.) и Римской империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). По­нятие древнеримской культуры в узком смысле слова относится только к культуре римской Италии, а в широком - к культуре объединенного римлянами Средиземноморья.

Древнеримская цивилизация прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культур­ные традиции Древней Греции, испытав влияние народов древ­него Востока. Римская культура стала питательной почвой куль­туры романо-германских народов Европы. Она дала миру клас­сические образцы военного искусства, государственного устройств, права, градостроительства и многое другое.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных пе­риода: царский (VIII - начало VI вв. до н.э.); республиканский (510/509 гг. - 30/27 гг. до н.э.); период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

Если для греков в духовной жизни главная ценность - чело­век - гражданин, человек - мера всех вещей, то для римлян - это гражданин - патриот, а сам народ имел особое, богом из­бранное предназначение. Гражданин должен обладать муже­ством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, способностью подчиняться железной дисциплине на войне и власти закона и обычаям предков в мирное время, быть умерен­ным в образе жизни.

В Риме наивысшего развития для древности достигло рабство. Свободный гражданин считал для себя зазорным быть заподозрен­ным в «рабских пороках» (таких, как ложь и лесть) или «рабских занятиях», включающих здесь, в отличие от Греции, не только ремесло, но и выступление на сцене, сочинение пьес, работу скульптора и живописца. Делами, достойными римлянина, осо­бенно знатного, признавались только политика, война, разработ­ка права.

Науки были приспособлены к практической, политико-право­вой, торговой, военной и строительной деятельности. Цицерон, первый философ, оратор, теоретик педагогии и политики, упре­кал греков за их увлечение умозрительными науками, в частно­сти математикой, руководствуясь практической пользой, считал правильным ограничить развитие этой науки «надобностями де­нежных расчетов и земельных межеваний».

Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, ко­нечно, Рим и Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I - II вв. географическим знаниям и истории. Особенно ценный вклад в развитие этих областей знания внесли географы Страбон (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.) и Клавдий Птолемей (после 83 - после 161), историки Тацит (ок. 58 - ок. 117), Тит Ливии (59 до н.э. - 17 н.э.) и Аппиан (? - 70-е гг. П в.). К этому времени относится деятельность греческого политического деятеля, писателя и фи­лософа Луция Сенеки (ок. 4 до н.э.- 65 н.э.), автора «Писем к Луцилию», трагедий «Эдип» и «Медея», а также писателя и истори­ка Плутарха (ок. 45 - ок. 127), многочисленные сочинения ко­торого объединены под условным названием «Моралии».

Ключом к пониманию римского искусства служат слова рим­ского писателя Юлия Фронтина по поводу девяти грандиозных римских акведуков: «нельзя сравнивать их каменные громады с бес­полезными пирамидами Египта или с самыми прославленными; но праздными сооружениями греков». Пафос полезности во имя госу­дарства реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов (богам - покровителям Рима), общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики) и т.д.

Невозможно отрицать цивилизационную миссию Рима. Рим­ляне были не только народом солдат, но и строителей и устроителей - архитекторов, инженеров, юристов. Вместе с властью Рима к диким дотоле народам Западной Европы приходил поря­док акведуков (водопроводов), дорог, латинской школы и римс­кого права.

В эпоху империи достигла своего апогея литература. Среди поэтов наибольшей славы добился Вергилий (70 - 19 до н.э.), автор эпической поэмы «Энеида». Совершенной формой стиха об­ладали Гораций Флакк (65 - 8 до н.э.), Овидий Назон (43 до н.э. - 18 н.э.). Эпоха империи стала поистине золотым веком римской поэзии. Прославились своим мастерством сатирик Юний Ювенал (ок. 60 - ок. 127), написавший 16 сатир, писатель Апулей (ок. 124 -?), автор своеобразного фантастического романа «Мета­морфозы, или Золотой осел», не потерявшего интереса и у на­ших современников.

Как особый феномен развития мировой цивилизации следует выделить римское право. Оно включало систему правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отноше­ния, связанные с правом собственности, правила обеспечения договорных обязательств и ответственности, весьма совершенные нормы о наследовании имущества. Римские юристы делили пра­во на частное, то есть относящееся к «пользе отдельных лиц», и на публичное, относящееся к «состоянию Римского государства».

В непосредственной связи с особенностями политической жиз­ни развивалось ораторское искусство. Владение им считалось важ­ным и наиболее действенным способом укрепления авторитета в обществе и завоевания политического успеха. Римское красноре­чие достигло своего апогея в лице Цицерона. Интересны мысли Цицерона о культуре. Культура для Цицерона не исчерпывается образованностью, развитием наук и искусств, заботу о которых он считает скорее более характерной для Греции, чем для Рима. Под­линная культура заключена для знаменитого оратора в особом строении жизни, где духовное состояние человека и общие инте­ресы государства находятся в противоречивом, но неразрывном единстве. Ради высшей цели, процветания республики, граждане


и общество должны идти на самоограничение. Человек, забывший об интересах общества, и правитель, забывший об интересах граж­дан, - не римляне, а варвары. Противоположностью варварства является культура, и потому самое главное в Римской республи­ке то, что она - государство культуры.

Взаимодействие греческого и римского элементов в культуре со­здали европейскую цивилизацию, европейца как культурный фено­мен: единство слова и дела, идеи и воплощения, теории и прак­тики, гармонии и пользы - вот то драгоценное наследие антич­ности, которое, чем дальше, тем больше, привлекает к себе восхищенные взоры.

Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали:

основы современных наук, хотя их отдельные элементы нача­ли формироваться еще в более древних обществах - у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль совре­менного западного искусства и архитектуры по сравнению с от­нюдь не похожими на них восточными образцами; основные нор­мы государственности и права, до сих пор составляющие теоре­тический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.; основные нравственные нормы и основную религию - христиан­ство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации.

 

Лекция 3.

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Средневековье.

Возрождение (ренессанс) и реформации.

Византийская культура.

Европейская культура.и цивилизация Нового времени.

Переход к Новому времени.

XVIII век — век Просвещения:

XIX век — век Романтизма.

 

1. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Средневековая культура - европейская культура в период с Vв. н.э. до XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего Средневековья V - XI вв.; средневековая культура XI –XIII вв.; культура позднего Средневековья XIV - XVII вв.). Начало Средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время.

Материальную основу средневековой культуры составляли феодальные отношения. Политическая сфера Средневековья представляла прежде всего господство военного сословия - рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители («третье сословие», народ). Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ - трудился. Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет». Средневековье - это эпоха многочисленных войн. Только «крестовых походов» (1096 - 1270) официальная история насчитывает восемь.

Средневековью свойственно объединение людей в различные корпорации: монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т.д. В городах роль таких корпораций всего играли цехи (объединения ремесленников по профессиям. В цеховой среде выработалось принципиально новое отношение к труду как ценности, возникло принципиально новое представление о труде как даре Божьем.

Доминантой духовной жизни Средневековья являлась религиозность, которая обусловливала роль церкви в качестве важнейшего института культуры. Церковь выступала и как светская сила в лице папства, стремившаяся к господству над христианским миром. Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла лишь «обмирщаясь», а развивать культуру можно было только путем углубления ее религиозности. Эта противоречивость подчеркнута крупнейшим христианским мыслителем Ав густином «Блаженным» (354 - 430) в его работе «О граде Божьем» (413 г.), где он показал историю человечества как извечную борьбу двух градов - Града земного (общности, основанной на мирской государственности, на любви к себе, доведенной до презрения к Богу) и Града Божьего (духовной общности, построен на любви к Богу, доведенной до презрения к себе). Августин двинул мысль, что вера и разум - это лишь два различных в деятельности одного рода мышления. Поэтому они не исключают, а дополняют друг друга. Однако в XIV в. восторжествовала радикальная мысль, обоснованная Уильямом Оккамом (1285 – 1349): между верой и разумом, философией и религией нет и не может быть в принципе ничего общего. А потому они полностью независимы друг от друга и не должны контролировать друг друга.

Средневековая наука выступает как осмысление авторитет данных Библии. Вместе с тем складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу Богу и церкви. Сближение науки с преподаванием способствовало фор­мированию системы образования (X1-XII вв.). Появляется боль­шое количество переводов с арабского и греческого - книг по математике, астрономии, медицине и т. д. Они становятся стиму­лом интеллектуального развития. Именно тогда зарождаются выс­шие школы, а затем и университеты. Первые университеты появи­лись в начале XIII в. (Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье). К 1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превра­тившихся в важнейшие культурные центры. Университеты позднее го Средневековья строились по Парижскому образцу, с обязатель­ными четырьмя «классическими» факультетами: искусств, теоло­гии, права и медицины.

В позднее Средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: использование водяных и ветряных мельниц, разработка новых конструкций подъемников для строительства храмов, появление первых машин; изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки, проводились
медицинские опыты.

Менялась и духовная жизнь общества; художественная литера­тура приобретает светский характер, набирает силу тенденция обращения к земной жизни. Особым явлением стала рыцарская литература. Развивается эпос, оставивший в наследие такие талан­тливые произведения, как французская поэма «Песнь о Роланде» и немецкая - «Песнь о Нибелунгах». Растущее внимание к чело­веку, его страстям, блестяще выражено Данте Алигьери (1265 - 1321) в «Божественной комедии». В начале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и хри­стианских основ европейского искусства. Его основным видом до XV столетия стало Зодчество, вершиной которого был католичес­кий собор. С конца XIII в. ведущим становится рожденный го­родской европейской жизнью готический стиль.

Средневековая культура позднего периода выражает не застыв­шее навсегда состояние человека и его мира, а живое движение. Такой вывод можно сделать с учетом исторической длительности мировой культуры. Однако в сравнении с динамикой античного мира тысячелетие, названное средневековьем (а иногда и «темны­ми веками»), не лучший этап в развитии европейской, да и миро­вой цивилизации.

 

2. ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) И РЕФОРМАЦИЯ

Возрождение - это переходный от Средневековья к культуре Но­вого времени период в культурном развитии стран Западной и Цен­тральной Европы (в Италии XIV - XVI вв., в других странах - ко­нец XV - начало XVII вв.), эпоха великих географических откры­тий, возрождения гуманистических идеалов и духовных ценностей античности. Хронологически делится на 4 этапа: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) - XIII в. (двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые годы - треченто); 2) Раннее возрождение - XV в. (кват­роченто); 3) Высокое возрождение - 80-е гг. XV в, - 30-е гг. XVI в. (чинквиченто); 4) Позднее возрождение - до конца XVI в.

В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей, так были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия. Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению с периодом Средневековья. Усиливаются светские мотивы европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества - искусство, философия, литература, образование, наука.

С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм (от гр. anthropos — человек) нового мировоззрения. Центром мироздания объявлен человек, понимаемый как часть природы и наиболее совершенное ее творение. Человек как мера всех вещей, как героическая, независимая, всесторонне развитая личность, как творческая сила в борьбе с натурой и гнетом церковно-феодального принуждения. Этот лейтмотив находит яркое отражение во всех отраслях искусства. Было определено новое отношение человека к самому себе - у гуманистов сформулированное Рабле: «Делай, что хочешь - твори добро», в протестантизме закрепившееся в двух девизах: «личного спасения» и «всеобщей полезности людей друг другу».

Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные каче­ства, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чув­ство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального человека» признавалась сильная, талантливая и все­сторонне развитая личность, человек - творец самого себя и сво­ей судьбы.

В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает не­виданную ранее ценность; важнейшей чертой гуманистического Подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уров­ня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведше­го мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек-созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрож­дения считали, что возможности человеческого познания беспре­дельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом. В конце концов люди вступят на территорию небесных светил, обоснуются там и сами станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чти­ли, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием - это непременная часть культуры Возрождения.

У истоков Возрождения («Раннего Возрождения») в Италии стоял великий Данте Алигъери, автор «Комедии», которую потом­ки, выражая свое восхищение, назвали «Божественной комедией». Всемирную известность получили Сонеты Фрднческо Петрарка (1304 - 1374) на жизнь и смерть мадонны Лауры. Последователь Петрарки - Джованни Боккаччо (1313 - 1375), автор «Декамеро­на», собрания реалистических новелл, объединенных общим гу­манистическим идеалом и представляющих единое целое. Знаме­нитые поэты Возрождения создали итальянский литературный язык. Их сочинения еще при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего
красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445 - 1510), Джотто (1266 - 1337), Мазаччо (1401 - 1428). Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386 - 1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представивший в скульптуре обнаженное тело. Крупнейший архитектор Раннего Возрождения - Врунеллески (1377—1446). Он стремился сочетать элементы древне-римского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

На смену Раннему Возрождению пришло Высокое Возрожде­ние - время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой выска­заны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предна­значении на Земле. Титанами Высокого Возрождения назвали Леонардо да Винчи (1456 - 1519), Рафаэль Санти (1483—1520),- Ми-келанджело> Буонаротти (1475—1564).

Гуманистическое движение признано общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распрост­раняется по всем западноевропейским.странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и про­грессивную интеллигенцию. Выдающимся представителем немец­кой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-^* 1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей — магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, уче­ные степени. В период Реформации выделялся талантливый поэт Ганс Сакс (1494—1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков'и др.

Расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471— 1528) — основатель и крупнейший представитель немецкого Воз­рождения, «северный Леонардо да Винчи», художники Ганс Голь-бейн Младший (1497—1543), Лукас Кранах Старший (1472—1553).

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидер­ландах был Эразм Роттердамский (1496—1536). Значение произ­ведений этого великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине нео­ценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосход­ные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно сто­летие находят своего читателя.

В Англии средоточением гуманистических идей считался Окс­фордский университет, в котором читали лекции передовые уче­ные того времени — Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманисти­ческих воззрений в сфере социальной философии связано с име­нем Томаса Мора (1478—1535), автора «Утопии», представившего на Суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество. Величайшая фигура английского Возрождения <— Вильям Шекспир (1564—1616), создатель всемирно'известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих IV», «Ричард III», сонетов.

Возрождение в Испании носило более противоречивый харак­тер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь

' Шванк — жанр немецкой городской средневековой литературы. Корот­кий, полный комизма рассказ (иногда пьеса)1 в стихах или прозе, Часто са­тирического или назидательного характера.


 

ыступали против католицизма и Naiu^...

>е распространение получили рыцарские романы, а также плу-:кие. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, ав-известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492— 7). Эту линию продолжил и развил великий испанский атель Мигель де Сервантес (1547— 1616) | автор бессмертного •и Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580— 5), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи», ^овоположник испанской национальной драмы — великий Лапе Вега(\562—1635), авторболее чем 1800литературных произве-шй, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев». Значительного успеха "достигла испанская живопись. Особое сто в ней занимают Эль Греко (1541—1614) и Диего Веласкес 599—1660), чье творчество оказало огромное влияние на разви-е живописи в европейские странах.

Во Франции гуманистическое движение начинает распростра­нен только в начале XVI в. Выдающийся представитель фран-'зского гуманизма — Франсуа Рабле(1494—1553), автор сатири-:ского романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В центре поэтичес-)й тематики — романтические чувства, воспевание любви, оказательны в этом, плане сонеты Пьера Ронсара (1524—1580), розванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влия-ие на развитие поэзии в целом. Крупнейшим представителем ультуры Франции XVI в. был Мишель де Монтень (1533—1592).)сновное его произведение — «Опыты» — представляло собой раз-(ышления на философские, исторические, этические темы.

Таким образом, Ренессанс подарил мировой культуре огром-гую плеяду талантливых ученых, деятелей литературы и искус­ства. Среди них: философы и ученые — Николай Кузанский, Ликоделла Мирандола, Бруно, Галилей, Макиавелли, Кампанел-ia, Монтень, Мюнцер, Кеплер, Парацельс, Коперник; писатели л поэты — Данте, Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, Э. Роттердамский, Рабле, Сервантес, Шекспир; выдающиеся архитекторы, скульпто­ры, живописцы — Н. Пизано, Донателло, А. Росселино, С. Бот­тичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Микеланджело, X. Босх, А. Дюрер и др..

Однако в культуре Возрождения наряду с прогрессивными эле­ментами гуманизма и реализма присутствуют средневековые пе­режитки. Достаточно вспомнить о большой роли, которую в те­чение всего Ренессанса играли теология и схоластика. Для того чтобы проникнуть в существо культуры и искусства этой эпохи, нужно ясно представить себе противоречия и контрасты,.из ко­торых она соткана, -г противоречия свободы и рабства, рац лизма и магйи, чувственности и аскетизма.

Реформация (лат, reformatio — преобразование) — важне этап в культурно-историческом развитии Западной и Цент ной Европы, Это религиозно-идеологическое и социально-г тическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в мании с выступления М. Лютера и направленное на преоб] вание и исправление христианской религии, сложившейся в ф католического вероисповедания. Реформация выразила идеош новых социальных и политических процессов в форме протее, тизма.

Главный идеологический тезис сторонников Реформации — бование «дешевой церкви» и отрицание духовенства в каче посредника Бога на земле, а также утверждение, что спасение ей души достигается лишь внутренней верОй каждого. Объя! причиной Реформации «порчу церкви», ее идеологи говорил! искажении учения Христа и целью Реформации считали возе щение к «истинному» христианству апостольских времен.

В Реформации можно выделить три основных направлен бюргерско-буржуазное (М. Лютер, Ж. Кальвин), королевско-к; жеское и народное (7". Мюнцер). Первое характеризуется стрем, нием утвердить власть буржуа, второе — борьбой за сохранеЕ власти богатых феодалов за счет захвата церковных земель, m тье — попыткой устранить феодальную эксплуатацию, поддер» ваемую католической церковью, и установить социальное раве ство. В результате Реформации католическая церковь в ряде стр утратила свое монопольное положение и оказалась в большей: висимости от государственной власти. Духовная диктатура бы сломлена.

Реформация способствовала появлению человека буржуазно общества — автономного индивида со свободой нравственно! выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человек В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазны тип личности с новым отношением к миру.

 

3. ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть рол Византии (IV — сер. XV вв.). Она оставалась единственной храни тельницей эллинистических культурных традиций. Однако насле­дие поздней античности Византия существенно преобразовала


 

художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу Средневековья. Причем в средневековом европейском ве именно византийское было в наибольшей степени ор-льно христианским.

тории византийской культуры выделяются следующие пе-

чериод (IV — сер. VII вв.) — Византия становится преем-?имской империи. Происходит переход от античной к сред­ой культуре. Протовйзантийская культура этого периода ще городской характер, но постепенно центрами культур-:зни становятся монастыри. Становление христианского эвия происходит при сохранении достижений античной й мысли.

период (сер. VII — сер. IX вв.) — происходит культурный вязанный d экономическим упадком, аграризацией горо-отерей ряда восточных провинций и культурных центров хии, Александрии). Центром промышленного развития, ш, культурной жизни, «золотыми воротами» между Восто-5арадом для византийцев стал Константинополь. период (сер. X—XII вв.) — период идейной реакции, обу-нный экономическим и политическим упадком Византии, г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществи-1ел Византии. Константинополь становится столицей но.-; юударства — Латинской империи. Православное патриар-»заменяется католическим.

провой культуре византийской цивилизации принадлежит место. В течение всего тысячелетнего существования Ви-ская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского эллинистического Востока, представляла собой центр сер­ной и поистине блестящей культуры. Для византийской ры характерны расцвет искусства, развитие научной.и фи-ской мысли, серьезные успехи в области образования, ад X-XI вв. в Константинополе получила распространение светских наук. Вплоть до ХШ в. Византия по'уровнюГраз-^ образованности, по напряженности духовной жизни и кра­ну сверканию предметных форм культуры, несомненно, 1лась впереди всех стран средневековой Европы. эвые византийские концепций в сфере культуры и эстети-эрмировались в ГУ—VI вв. Они представляли собой сплав •ллинистического неоплатонизма и ранней средневековой;тики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст; Псевдо-Диони->еопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник «абсолютной красе Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григ го, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундам< кового христианского богословия и философии. В 1 софских исканий находится понимание бытия как б. своеобразное оправдание космоса, а следовательно, века. В поздневизантийский период широчайшие пс славленных философов, богословов, филологов, ритс гий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хр«сарион Никейский и др. — вызывали восхищение i гуманистов. Многие из них стали учениками и после византийских ученых.

Особенности византийской культуры включают: 1) ci ных и восточных элементов в различных сферах мате духовной жизни общества при господствующем поло ко-римских традиций; 2) сохранение в значительной с диций античной цивилизации; 3) Византийская импе] чие от раздробленной средневековой Европы сохрани, ственные политические доктрины, что наложило oti различные сферы культуры, а именно: при все возраста] янии христианства никогда не затухало светское худоя творчество; 4) отличие православия от католичества,1 лялось в своеобразии философско-богословских воззреь славных теологов и философов Востока, в системе хри< этических и эстетических ценностей Византии.

Признавая свою культуру как высшее достижение чел< византийцы сознательно ограждали себя от иноземных лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской м< переводить памятники восточной литературы; поздне интерес к,арабской и персидской математике, клатинск» стике и литературе. Среди ученых энциклопедического ра, пишущих по.широкому'Кругу проблем — от матем-. богословия и художественной литературы, следует выдели на Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), НикифО! мида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).

Стремление к систематизации и традиционализм, xapai для византийской культуры, особенно отчетливо прояв юридической науке, начало которой положено системам римского права, составлением сводов гражданского права, лее значительный из которых — Кодификация Юстиниана

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие л культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византи


 

гым мостом» между западной и н^учпип ivj,.„.— па глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур к стран средневековой Европы. Ареал распространения вли-византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная ля, Далмация, государства Балканского полуострова, Древ-усь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той 1ной степени соприкасались с византийской образованнос-тго способствовало дальнейшему прогрессивному развитию: льтур.

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

ереход к Новому времени

ля Европы Новое время (XVII—XIX вв.) — единый простран-щый континуум[1] культуры. У него единый базис — буржуазный об производства, единый ориентир — развитие человеческой шидуальности. Новое время — время восходящего развития еменной, промышленной цивилизации. Вместе с тем XVII, I и XIX вв. качественно своеобразны. XVII в. — эпоха зарож-!Я, становления рационализма («век гениев»); XVIII в. — век:вещения; XIX столетие — век классики, когда основные тенден-предшествующих столетий проявили себя наиболее всесторон-полно.

VII в. для Западной Европы — период становления капита-
ла, и предпосылка — великие географические открытия XV—
вв., освоение европейскими государствами практически всех
ей света. В материальной культуре происходит качественно
ый рост промышленности, основанный на более высоких, чем
ьше, темпах научно-технического прогресса. Расширение вла- •
ий, а с этим и развитие мореплавания заставили европейские
1ны заниматься строительством флотов. В XVII в. создаются
ежные и вместительные суда и хорошо вооруженные, манев-
ные военные корабли. В армию на вооружение поступает ог-
грельное оружие. - ^

Интенсивное совершенствование науки, все более ориентиру-,ейся на решение задач экономического и политического раз­ня европейского общества, по сути ознаменовало начало науч­ной революции. Рационализм эпохи Возрождения создал пре сылки для принципиальных открытий в области математ! Р. Декарт (1596—1650) закладывает основы аналитическойтес рии, П, Ферма (1601—1665) создает теорию чисел, Г.В. Лей((1646—1716) выпускает труды по дифференциальному и т ральному исчислению. Достижения математики способствую вершению важных физических открытий: И. Ньютон (1643—1 выдвигает корпускулярно-волновую теорию света, формули основные законы механики, открывает закон всемирного тяг ния; X. Гюйгенс (1629—1695) раскрывает тайну кольца Сату] а Э. Торричелли (1608—1647) выступает создателем гидравл и метеорологии. Развиваются астрономия, естественные и ту нитарные науки. Вот почему это время называют «веком генш В этот период изменяется и понимание задач туки и фил(фии. Девиз материалистов-философов и естествоиспытате. нового времени — не^наука для науки», а увеличение власти ловека над природой, совершенствование, рост силы, здоров красоты человека. Ф. Бэкон в Англии, Р. Декарт во Францу Б. Спиноза в Голландии — при всех различиях между ними — с: дятся между собой в этом новом понимании целей,и задач з\ ния.

Следует отметить и особенности подхода к изучению обществ! ного развития. Общество рассматривается как единая еисте* действующая по своим законам. Появляются теории «обществ*, ного договора», согласно которым люди передали свои «естестве ные права» государству полностью (по концепции Т. Гоббса) ш частично (по концепции Дж. Локка), с тем чтобы государстве! ная система обеспечила им безопасность. Вкупе с формуле Ф. Бэкона «знание — сила» антропологический рационализм koi цепции естественного права являлся огромным шагом eeponei ской культуры по пути утверждения гражданского общества, npt воЬого государства, что*делает XVII в. во многом близким,и се тучным нашему времени.

Для литературы и искусства того времени характерен кульп человека. В первой половине столетия в европейской литератур» продолжают сохраняться ренессансные тенденции, проявляющие­ся не только в творчестве поздних гуманистов (Сервантеса, Шекс­пира, Мольера), но и в социальной утопии Томмазо Кампанеллы («Город Солнца»). Классицизм и барокко — два главных направле­ния XVII в., но к концу века проявляется усиление революцион­ной публицистики. Изобразительное искусство подарило нам та­ких выдающихся мастеров, как Караваджо, Рубенс и др.


 

CVI1 в. в европейских государствах происходит окончатель-йграничение светской и духовной власти и правовое офор-ie положения человека в обществе.

III в. — век Просвещения

•освещение — политическая идеология, философия и культу-югрессивное идейное течение эпохи крушения феодализма грждения капиталистического общества. Главные центры — ция, Германия, Англия, а хронологически оно охватывает 1XVII—XVIII вв.

wm предлагал рассматривать Просвещение как необходимую жческую эпоху развития человечества, цель которого он ви-щироком использовании человеческого разума для осуще-:ния социального прогресса. Гегель характеризовал Просвещен сак рационалистическое движение XVIII в. в области куль-ой и духовной жизни, основанное на отрицании ствующего способа правления, государственного устройства, [тической идеологии, права и судопроизводства, религии, сства, морали. Французский просветители XVIII в. (Вольтер, Ьрсе, Тюрго) сводили содержание культурно-исторического tecca к развитию духовности человека. История общества по-алась как постепенное его развитие от ступени варварства и;жества к просвещенному и культурному состоянию. Невеже-| — «мать всех пороков», а просвещенность человека — выс-благо и добродетель. Культ разума становится синонимом >туры.

)сновные черты идейно-культурного движения Просвещения:

;мление человеческого разума проникнуть в тайны бытия, по-гармонии индивидуальной и общественной жизни, вера в усство как средство достижения такой гармонии. Большинство светителей воспринимало искусство в его целостности, что рвые позволило рассматривать вопрос о развитии искусства, >грессивных и регрессивных тенденциях его как социального ения. В идеологии эпохи Просвещения как социального про-га выделялись следующие направления: антикрепостнйчество, ифеодализм, антирелигиозность, критика идеализма, критика сусства классицизма и борьба за реализм, критика догматизма, -ггика правовой системы и развращенности двора. Наиболее»естные представители Просвещения: Вольтер, Ш. Монтескье, -Ж. Руссо, Д. Дидро — во Франции, Г. Лессинг, И. Гердер, Шиллер, И. Гёте — в Германии, М. Ломоносов, Н. Новиков, Фонвизин — в России и др.

Идеология Просвещения, материалистическая и атеистичеи по преимуществу, стала теоретической, духовной предпосыл великой революции 1789—1793 гг. во Франции, а затем начав гося широкого реформистского движения на континенте. Де тилетием ранее на идеях Просвещения создавалось государе Северо-Американских Соединенных Штатов.

XVIII в. продолжил поступательное движение науки. Не С. чайно на знамени просветителей написаны два главных лоз; га: наука и прогресс. Каковы же Здесь достижения? В области к тематики — труды Л. Эйлера (1707—1783) и Ж. Д'Алам(ра (1707—1783); механика И. Ньютона создает предпосылки д создания паровой машины Дж. Уатта (1736—1819); выдающие открытия в области химии делает-А.Л.. Лавуазье (1743—1794); биологии появляются теория классификации видов К. Ли нея (1707—1778) и труды Ж. Кювье (1769—1832). Ученые не толы совершают научные открытия, они стремятся к ейстематизащ накопленных человечеством знаний. Научный прогресс созда предпосылки для свершения в XVIII в. промышленнойреволюци,

Выдающимся вкладом в историю мировой культуры стало и: дание фундаментальной «Энциклопедии наук, искусств й реме сел», Начатое Д.Дидро (1713—1784) и Д 'Аламбером. В «Энциклс педии» систематизированы важнейшие научные достижения че ловечества и утверждена система культурных ценностей отражавшая наиболее прогрессивные взгляды того времени. Эпо ху Просвещения называют еще и «Веком Разума»: научное знани из достояния узкого круга ученых стало распространяться за пре дблами университетов и лабораторий в светские салоны Париж; и Лондона, обсуждаться среди публицистов, литераторов, попу­лярно излагавших достижения науки и философии.

Дух, мироощущение эпохи самым ярким и выразительным образом запечатлены в литературе и искусстве. Самые выдающи­еся художники века 1 — писатели Д. Дефо (1660—1731), Д. Свифт (1667-1745), ИВ. Гете (1749-1832), И.Ф. Шиллер (1759—1805), композиторы Л. Бетховен (1770—1827), И.С. Бах (1685-1750), В.А. Моцарт (1756-1791), драматурги П. Бомарше (1732-1799), К. Гольдони (1707-1793) и К. Гоцци (1720—1806), Лессинг (1729—1781) — говорили с современниками и будущими поколениями людей языком вечности, не стесняя и не сковывая себя никакими условностями и правилами «стиля».

В понятии культуры все большее воплощение находит идея о том, что человек играет в действительном мире особую самостоя­тельную роль. Эта, только ему свойственная активность, не сво-

XIX в. — век романтизма

XIX в. называют веком романтизма. Вместе с тем это время социальных катаклизмов, вызванных противоречиями становления капиталистического способа производства и обусловивших рост классовой борьбы, век дальнейшего передела мировых сфер влия­ния, развития промышленной революции. Таковы главные особен­ности формиро'вания цивилизации нового буржуазного общества. XIX в. заставлял людей постоянно пересматривать систему куль­турных ценностей.

Разнообразны научные достижения XIX столетия. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления позволяют вы­ражать научные принципы истории (Гизо), успехи языкознания цают возможность Ж.Ф. Шампольону (1790—1832) расшифровать египетские иероглифы. Складывается комплекс гуманитарных научных дисциплин; получают серьезное развитие экономические теории (Д. Рикардо, К. Маркс) и зарождается социология (О. Конт, Г. Спенсер). Новых высот достигают и физико-матема-гйческие науки, на основе которых преобразуется материальная культура столетия (Р. Дизель, Н, Карно, М. Фарадей и Др.). Ис­ключительны успехи в естественных науках. Ч.Дарвин выдвига­ет теории происхождения человека и естественного отбора в при­воде, формируется клеточная теория в биологии (Шлейден и И ванн).

Подготовленный идеями Канта и Фихте новый взлет мысли фоисходит в философии. Гегель и Шеллинг разрабатывают кон-хепцию поступательного развития человечества и принципа ис-юризма, сформулированы основные законы диалектики. В сере-шне столетия К. Марксом и ф. Энгельсом создается материали-тическое учение, получившее дальнейшее развитие под {азванием «марксизма». В XIX в. зародился позитивизм — учение, тверждающее, что подлинным знанием может быть, только на-чно обоснованное эмпирическое знание (основоположник этого «етода О. Конт).

Поскольку душой любой кул ьтуры является^искусство, то важ-ю проследить климат эпохи через-его развитие. В искусстве это-о/периода можно выделить две основные вехи: эпоху романтцз-\а (первая половина XIX в.) и эпоху декаданса (с конца 50-х гг. о первой мировой войны). Утверждение и развертывание пре­vi^na риман гизма.

Для романтизма этого периода были характерны: во-пер уход в природу, которая была либо камертоном бурных душев - переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты. Рок тизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны (вое ная тема поэзии Байрона), создает воображаемые конструк (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера); во-вторых, j от действительности - переход в иное время (рыцарские ром; В. Скотта, оперы Вагнера), патриархальный быт крестьян (Ке ридж, Ж. Санд и др.); в-третьих, уход в собственный внутр ний мир (сказки Э. Т. А. Гофмана, В. Гауфа, X. К. Андерсена, п третный жанр у Т. Жерико, Э. Делакруа и др.).

Устремлениям романтиков к отображению эмоционалм жизни человека прекрасно соответствовала музыка. Она позво. ла обращаться к внутреннему миру психологически сложного; рического героя (произведения Шуберта, Шумана, Листа, Ваг» и др.). Прослеживаются в музыке XIX в. и реалистические т< денции (Ж. Визе, А. Брукнер, И. Брамс). Зачастую они переш таются с романтическими (оперы Дж. Верди).

Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и з
верждается как самостоятельное течение реализм. Напереди;
' план выдвигается социальный роман, причем, как отмеч
О. Бальзак, французская литература создала тип общественно
человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги,
Мопассан, Г. Флобер и другие французские представители эт
го направления). Английский социальный, роман представж
такими видными мастерами, как Ч. Диккенс, Д. Голсуора
У. Теккерей, Т. Гарди и др..'■_/■"'■'

На базе реализма в 80-е гг. XIX в. возникает натурализм (бр: тья Гонкур, А. Доде, Э. Золя). Но если реализм был пропита «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-лиС идеальной поэзии человеческих ценностей.

Искусство Европы с конца 50-х гг. вступило в эпоху декаданс* Декаданс (франц. decadence — упадок) — в своем генезисе явлени сложное и противоречивое. Этот термин употребляется в качеств обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца XIX -начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимиз ма, упадничества (Д. Рескин, А/ Рембо, О. Уайльд и др.).

В определенных кругах пользуются повышенным спросом иде«иррационалистической философии. Эти процессы выражаются i разнообразии стилей. Один из ведущих стилей — импрессионизм


 

(франц. — впечатление). Импрессионист

Э. Дега, О. Ренуар и др.) ставили перед собой задачу непосред­ственного наблюдения и изучения окружающей действительнос­ти в ее разнообразных индивидуальных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений. Иначе говоря, они стремились выразить не только то, что видишь, но и как видишь, а новое виденье обращалось преимущественно к «зрительной сущ­ности» вещей.

Наметившийся кризис реалистической традиции более отчет­ливое выражение нашел в постимпрессионизме П. Сезанна, В. Ван-Гога, П. Гогена и др. Для него характерны черты ярко выражен­ного субъективизма, мистицизма, символичности в отображении действительности. Эти же качества последовательное воплощение нашли в символизме, у истоков которого стоит Ш. Бодлер с его книгой «Цветы зла».

К концу XIX — началу XX вв. идеи романтизма, вдохновляв­шие общество в первой половине века, сменяются нигилистичес­ким отношением к идее технического прогресса. Один из автори­тетнейших культурологов XX в. X. Ортега-и-Гассет называет Гете и Ницше пророками современного кризиса культуры. Прогресс, угрожающий культуре, цивилизация, несущая ей смерть, — эта проблема со всей остротой встала уже в конце XIX в. И то, что такая постановка вопроса имела под собой весьма серьезные ос­нования* подтвердил не только опыт грядущих десятилетий, но и ближайшее будущее — август 1914 г. — начало первой мировой войны, а вместе с тем — новой эпохи великих потрясений и дей­ствительно грандиозных Переоценок'всех человеческих ценностей.

Лекция XII;

оеоБЕндасти культуры

XX ВЕКА

 

 

, ' 1. Ценности и противоречия культуры XX в.

«Массовая культура»: сущность и проявления:

Элитарная культура. х >

Человек в аспекте глобальных проблем у современности.

 

1. ЦЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ КУЛЬТУРЫ XX в.

XX в. сконцентрировал в себе все особенности сосуществоваш природы и человека, имеет огромный потенциал равно для дал нейшего прогресса и для уничтожения природной среды, само; человеческого общества. G таким противоречивым багажом води человечество в третье тысячелетие от Рождества Христова.

Рассматривая особенности развития культуры XX в., мы буде употреблять понятия «культура» и «цивилизация», как тождестве1 ные — именно в XX в. они стали тесно переплетаться.

В то же время — культура и цивилизация — два различных спс соба реализации творческих сил человека. В культуре все матери альное и практическое служит духу. В рамках цивилизации ду служит материальному и практическому. Цивилизация характе ризуется способом и уровнем овладения силами природы, а куль тура возникает в результ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 2 | Мышление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.204 сек.