Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды логистических систем




Логистические системы делятся на две группы: микрологистические и макрологистические системы (рис. 1).

Микрологистические системы. Относятся, как правило, к опреде­ленной организации бизнеса, например к фирме-производителю то­вара (ассортимента товаров), и предназначены для управления и оп­тимизации материальных и связанных с ними потоков (информаци­онных, финансовых) в процессе производства, или снабжения и сбыта. Соответственно различают внутренние (внутрипроизводст­венные), внешние и интегрированные микрологистические системы.

Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Если задана программа выпуска го­товой продукции (производственное расписание), то основными за­дачами внутрипроизводственной логистической системы являются: эффективное использование материальных ресурсов, уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ус­корение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного производ­ства и готовой продукции в складской системе фирмы-производите­ля, оптимизация работы технологического (промышленного) транс­порта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроиз­водственных логистических систем обычно являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производст­венного периода при обеспечении заданного уровня качества гото­вой продукции.

Микрологистические внутрипроизводственные системы могут быть детализированы до производственного (структурного) подраз­деления предприятия, например, цеха, участка или отдельного рабо­чего места. Однако в дальнейшем будут рассмотрены подобные ло­гистические системы только на уровне всего предприятия-изготови­теля продукции.

Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих пото­ков от их источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного техно­логического цикла. Таким образом, звеньями внешних логистиче­ских систем являются элементы снабженческих и распределитель­ных сетей, выполняющие те или иные логистические операции по обеспечению движения потоков от поставщиков материальных ре­сурсов к производственным подразделениям фирмы-производителя и от ее складов готовой продукции к потребителям.

Типичными задачами внешних логистических систем являются рациональная организация движения материальных ресурсов и го­товой продукции в товаропроводящих сетях, оптимизация затрат, связанных с логистическими операциями отдельных звеньев логи­стической системы, и общих затрат, сокращение времени доставки материальных ресурсов, готовой продукции и времени выполне­ния заказов потребителей, управление запасами материальных ре­сурсов и готовой продукции, обеспечение высокого уровня качест­ва сервиса.

Логистические структуры, состоящие из звеньев логистической системы, выполняющих различные логистические операции и функции по транспортировке, складированию, хранению, грузопереработке, вместе с товаропроводящей сетью поставщиков (или ее частями) составляют внешнюю логистическую систему, часто назы­ваемую логистической системой снабжения (закупок) фирмы-произ­водителя. Важными задачами логистического менеджмента в такой логистической системе являются координация логистических функ­ций и согласование целей с поставщиками и посредниками.

Выделение базисных и ключевых логистических функций при­вело к появлению внешних логистических систем физического рас­пределения (дистрибуции), снабжения (закупок) и др. Соответст­венно в западной и отечественной экономической литературе были предприняты попытки исследования подобных систем и их задач в рамках закупочной, распределительной, сбытовой логистики. Одна­ко в полной мере концепция бизнес-логистики в современном по­нимании была реализована при появлении интегрированных логи­стических систем.

Иногда внутрипроизводственные и внешние логистические сис­темы рассматривают как подсистемы интегрированной логистиче­ской системы.

Звенья логистической системы могут быть как внутрифирмен­ными подразделениями (транспортными, производственными, складскими, грузоперерабатывающими и т. п.), так и привлеченны­ми предприятиями, организациями и учреждениями (логистическими посредниками), выполняющими те или иные логистические операции и функции.

Итак, микрологистика решает локальные задачи в рамках отдельных звеньев и обеспечивает логистические операции по планированию, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий или вне их.

Макрологистическая система. Назначением данной системы не является извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса, создаваемой на уровне территориального или административно-территориального образо­вания для решения социально-экономических, экологических, во­енных и других задач подобного рода. В терминологическом словаре о макрологистической системе говорится применительно к инфраструктуре экономики отдельной страны или группы стран. В учебной литературе отмечается, что «макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распре деления, размещением складов на полигоне обслуживания выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров».

В монографической отечественной литературе макрологистические системы классифицируются по следующим нескольким признакам:

по территориальному признаку различают городские, региональные, межрегиональные, республиканские и межреспубликанские логистические системы;

по объектно-функциональному признаку выделяют макрологистические системы группы предприятий, ведомственные, отраслевые, межотраслевые (межведомственные): торговые, военные, институциональные, транспортные и т.п.;

по глобализации — глобальные макрологистические системы: государственные (транснациональные), межгосударственные (международные) и трансконтинентальные.

Примером создания макрологистической системы служит региональная система оптимизации транспортных (грузовых) потоков, которая решает задачи оптимизации маршрутов развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой.

Цели создания макрологистических систем могут в значитель­ной степени отличаться от целей и критериев построения микроло­гистических систем. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования могут применяться, например, такие крите­рии, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж готовой продукции (или прибыли), завоевание мак­симальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, макси­мальная величина курсовой стоимости акций и т. п. Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение за­просов потребителей по качеству продукции, срокам выполнения заказов, уровню логистического сервиса.

В большинстве случаев критерий минимума общих логистиче­ских издержек используется и при построении макрологистических систем. Однако чаще пользуются системными критериями, отвечаю­щими экологическим, социальным, военным, политическим и дру­гим целями. Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимиза­ции транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая за­дачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т. д.

В макрологистических системах могут решаться такие задачи, как формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции, ориентированных на определенные группы потребителей и производителей; размещение на заданной территории складских комплексов общего пользова­ния, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров; выбор вида транспорта и транспортных средств; организация транс­портировки и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах; оптимизация административно-территориаль­ных распределительных систем для многоассортиментных матери­альных потоков и т. п.

Рис. 1. Классификация логистических систем




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.