КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческие ситуации и проблемы
Проблема — один из основных элементов процесса управления, выявление проблемы и описание проблемной ситуации — первый этап процесса принятия управленческих решений. Необходимость принятия того или иного управленческого решения возникает при следующих определенных условиях: 1) существует разрыв между желаемым и существующим уровнями развития организации, т.е. определенное несоответствие деятельности организации ее целям; 2) разрыв достаточно большой, чтобы быть замеченным, а следовательно, заслуживает внимания; 3) лицо, принимающее решение, уверено в возможности сокращения разрыва; 4) лицо, принимающее решение, стремится сократить разрыв. Иными словами, необходимость принятия управленческого решения возникает при наличии проблемы, под которой понимается несоответствие фактического состояния объекта управления (например, производственной подсистемы) желаемому или заданному (запланированному). На промышленных фирмах выявление и определение проблемы, требующей решения, осуществляется, как правило, в следующих случаях: • эффективность фирмы или подразделения снижается по сравнению с прошлым периодом; • результаты не соответствуют запланированным целям; • результаты сравнений со сходными предприятиями оказываются неудовлетворительными. Совокупность факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации: 1. Характеристика проблемы: • сущность и содержание проблемы; • место и время ее возникновения;
• границы распространения ее воздействия на работу организации. 2. Ситуационные факторы, которые привели к появлению проблемы: • внутренние факторы; • внешние факторы. Внутренние факторы в наибольшей мерезависят отсамого предприятия. К ним относятся: • стратегия и цели развития; • состояние портфеля заказов; • производственные мощности; • организационная структура; • организационная культура; • финансовые и трудовые ресурсы и др. Эти факторы формируют предприятие как систему, поэтому изменение одного или нескольких факторов влечет за собой изменение свойств системы как целостного образования. Внешние факторы формируют среду, в которой работает организация, и в гораздо меньшей степени поддаются воздействию с ее стороны. Внешняя среда организации, как деловая, так и макросреда, в современных условиях характеризуется высокой степенью сложности, динамичности и неопределенности, что существенно затрудняет учет ее факторов при разработке и принятии управленческих решений. Выявление и описание проблемы — первый шаг на пути ее решения. Но если проблема сложна и охватила большее число подразделений или всю организацию, перед руководителем встает нелегкая задача по диагностированию сложной проблемы. На этом этапе очень важно осознать и установить симптомы затруднений или имеющихся возможностей. Наиболее общими симптомами болезни организации являются: 1) низкая производительность; 2) низкое качество; 3) высокие издержки; 4) многочисленные конфликты; 5) высокая текучесть кадров; 6) низкий сбыт; 7) низкая прибыль и т.д. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде, при этом необходимо помнить, что обычно несколько симптомов дополняют друг друга, например высокие издержки и низкая прибыль. Диагностика проблемы во многом зависит от личности руководителя, от его знаний, опыта и компетентности, деловой интуиции и умения видеть проблему, когда она еще находится в стадии зарождения.
Существуют два способа рассмотрения проблемы. 1. Проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты, имеются отклонения от запланированных показателей. За этим должна последовать реакция руководителя в виде управленческих решений, и такое управление называют реактивным управлением. 2. Как проблему можно рассматривать потенциальную возможность проблемной ситуации. Например, если руководитель ведет активный поиск путей повышения эффективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, это будет превентивное, упреждающее управление. Превентивное управление способны осуществлять менеджеры предпринимательского типа. Для диагностики проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию. Внешнюю информацию можно собрать, используя данные анализа рынка. Внутреннюю информацию обычно собирают, используя формальные методы, такие, как данные финансовых отчетов, интервьюирование и опросы работников, приглашение консультантов по управлению и т.д. Информацию можно собирать и неформально, ведя частные беседы о сложившейся ситуации и делая личные наблюдения.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |