Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы процесса разработки и принятия управленческих решений

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

В современной организации принимается большое ко­личество управленческих решений различного характера. Все они требуют различного подхода к организации про­цесса разработки, методам принятия и реализации, раз­личаются по своей направленности и срокам, масштабам воздействия и т.д. Соответственно можно выделить целый ряд критериев, по которым можно определить классы или виды решений.

Классификация управленческих решений может быть представлена в следующем виде.

По функциональной направленности:

• прогнозирующие;

• планирующие;

• организационные;

• координирующие;

• активизирующие;

• контролирующие;

• информирующие.

По организации принятия:

• индивидуальные;

• групповые;

• коллегиальные;

• корпоративные.

По степени структурированности:

• высоко структурированные (запрограммированные);

• слабоструктурированные (незапрограммированные).

По времени действия:

• стратегические (долгосрочные);

• тактические (среднесрочные);

• оперативные (краткосрочные). По содержанию:

• экономические;

• организационные;

• социальные;

• технические;

• научные.

По количеству целей:

• одноцелевые;

• многоцелевые.

По масштабу:

• для организации в целом;

• для структурного подразделения;

• для функциональной службы;

• для отдельных работников. По глубине воздействия:

• одноуровневые;

• многоуровневые.

По направленности воздействия:

• внутренние;

• внешние.

По методам переработки информации:

• алгоритмические;

• эвристические. По числу критериев:

• однокритериальные;

• многокритериальные. По используемым ресурсам:

• с ограничениями;

• без ограничений.

 

Цель принятия управленческого решения — сделать оптимальный выбор из нескольких имеющихся возмож­ностей, чтобы добиться определенного результата. Крайне необходимо подходить к принятию решений как к рацио­нальному процессу.

Решение проблем в организации - это процесс, т.е. не­скончаемая последовательность взаимосвязанных шагов, имеющих определенную последовательность, продолжительность и структуру. Процесс принятия управленческих решений — циклическая последовательность действий субъ­екта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе проблемной си­туации, разработке альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

Если проблема несложна, а ситуационные факторы ясны, процесс принятия управленческих решений может быть достаточно простым и быстрым. В этом случае часто используется интуитивный подход, при котором:

• субъект решения держит всю проблему в голове;

• по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться;

• возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;

• может не соблюдаться последовательность этапов принятия решения;

• качество решения основывается на предыдущем опыте лица, принимающего это решение.

Интуитивный подход не дает хороших результатов в случаях, когда опыт лица, принимающего решение, не­большой или новая проблемная ситуация слишком сложна и не соответствует предыдущей проблемной ситуации.

Таким образом, если проблемная ситуация не так оче­видна, достаточно сложна, а решение ее неоднозначно, то процесс разработки и принятия такого решения не должен быть основан на интуиции и суждениях одного руководи­теля. Он должен быть рациональным. Процесс принятия такого решения требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее реше­ние (рис. 4.2).

Процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому. Количество разрабатываемых вариантов решения (альтернатив) зависит от многих фак­торов, и в первую очередь от главных ограничений - рас­полагаемого времени, ресурсов и информации.

Рис. 4.2. Этапы процесса разработки и принятия решения

 

При более детальном подходе к процессу принятия уп­равленческого решения в каждом этапе можно выделить состав процедур, необходимых для реализации целевых установок каждого этапа.

1. Появление и диагностика проблемы:

• возникновение новой ситуации;

• появление проблемы;

• выявление факторов и условий, сбор необходимой информации;

• описание проблемной ситуации.

2. Разработка вариантов решения:

• формулировка требований и ограничений;

• разработка возможных альтернатив (вариантов) решений.

3. Выбор решения:

• определение критериев выбора;

• выбор решений, отвечающих критериям;

• оценка возможных последствий;

• окончательный выбор решения.

4. Организация выполнения и оценка решения:

• разработка плана реализации решения;

• контроль хода реализации решения;

• оценка решения проблемы и возникновение новойпроблемной ситуации.

В процессе разработки и принятия управленческого решения большое значение имеет формулировка ограниче­ний и определение критериев выбора альтернативы. Многие возможные решения проблем организации не будут реа­листичными, поскольку у руководителя или организации может оказаться недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть факторы внешней среды организации - например, которые руководитель не властен изменить. Ограничения существенно сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса принятия решения, менеджер должен определить все ог­раничения и только потом приступать к процедуре разра­ботки альтернатив.

Ограничения варьируются и могут зависеть от различ­ных факторов — конкретной ситуации, потенциала органи­зации, руководителя. Как правило, для крупной организа­ции существует меньше ограничений, чем для небольшой или такой же, но одолеваемой множеством трудностей.

Лекция 5: ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие управленческого решения | Миссия организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.