Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существенный коммуникативный фактор общения — использование невербальных (паралингвистических) средств общения

Невербальные средства общения делятся на:

1) кинесические:

а) экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, ми­мика, походка);

б) визуальный контакт (направление движения, длина па­узы, чистота контакта);

2) просодические и экстралингвистические (инто­нация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, плач, ка­шель);

такесические (рукопожатие, поцелуй, похлопывание);

проксемические (ориентация, дистанция).

Кинесические средства — это зрительно воспринима­емые движения другого человека, выполняющие выразитель­но-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, которое недаром называют зеркалом души. Главной характеристикой мимики являются ее целос­тность и динамичность. Это означает, что в мимическом вы­ражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все дви­жения мышц лица скоординированы, что хорошо отмечено в схеме мимических кодов эмоциональных состояний, разра­ботанной В. А. Лабунской.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть обще­ния. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.

Общее количество различных устойчивых положений, которое способно принять человеческое тело, около 1000.

Закрытые позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в про­странстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т. п.) вос­принимаются как позы недоверия, несогласия, противодей­ствия, критики.

Открытые позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологичес­кого комфорта.

 

Просодические средства - это ритмико- интонационные стороны речи, такие как высота, громкость голосо­вого тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистические средства — это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вдоха и т. д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства об­щения; они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания,, выражают эмоциональные состояния.

Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высо­ким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушен­ным голосом с понижением интонации к концу фразы.

Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь сви­детельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Такесические средства общения — это динамичес­кие прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний, по­целуев. Доказано, что динамические прикосновения являют­ся биологически необходимой формой стимуляции общения, II не просто сентиментальной особенностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамичес­ких прикосновений определяется многими факторами. Сре­ди них особую силу имеют статус партнера, возраст, пол, сте­пень их знакомства.

Рукопожатия делятся на три типа: доминирующее (рука верху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ла­донь развернута вверх) и равноправное.

Такой такесический элемент, как похлопывание по пле­чу, возможен при условии близких отношений, равенства со­циального положения общающихся.

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени бли­зости общающихся. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в обще­нии.

Проксемические средства — это пространственная организация общения, т. е. ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

На проксемические характеристики общения прямое вли­яние оказывают культурные и национальные факторы.

Э. Холл описал нормы приближения человека к челове­ку — дистанции, характерные для североамериканской куль­туры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) — общение самых близких людей;

2 персональное (от 45 см до 1 м 20 см) — общение си знакомыми людьми;

3 социальное (от 1 м 20 см до 3 м 60 см) — при общении с чужими людьми и при официальном общении;

4 публичное (3 м 60 см и далее) — при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспримимается негативно.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процесс коммуникации— это процесс обмена информацией, ког­да во время совместной деятельности люди обмениваются между со­бой разными идеями и интересами, настроениями, чувствами | Перцептивная сторона общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.