Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы организационной культуры




Организационная культура имеет определенный набор эле­ментов - символы, ценности, верования, предположения. Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням.

Первый уровень, или поверхностный, включает, с одной сто­роны, такие видимые внешние факты, как технология, архитекту­ра, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., а с другой - все то, что можно ощущать и воспринимать с помощью чувств челове­ка. На этом уровне вещи и явления обнаружить легко, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организа­ционной культуры.

Второй уровень, или подповерхностный, предполагает изу­чение ценностей и верований. Их восприятие носит сознательный характер и зависит от желания людей.

Третий уровень, или глубинный, включает базовые предпо­ложения, определяющие поведение людей: отношение к природе, понимание реальности времени и пространства, отношение к чело­веку, работе и др. Без специального сосредоточения эти предполо­жения трудно осознать даже самим членам организации.

Исследователи организационной культуры часто ограничива­ются подповерхностным уровнем, так как на глубинном уровне воз­никают почти непреодолимые сложности.

Культура организации содержит как субъективные, так и объективные элементы.

К субъективным элементам культуры относятся верования, ценности, образы, ритуалы, табу, легенды и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее основателей, обычаи, принятые нор­мы общения, лозунги.

Под ценностями понимаются свойства тех или иных предме­тов, процессов и явлений, эмоционально привлекательные для боль­шинства членов организации, что делает их образцами, ориентира­ми, мерилом поведения.

К ценностям относятся в первую очередь цели, характер вну­тренних взаимоотношений, ориентированность поведения людей, исполнительность, новаторство, инициатива, трудовая и профес­сиональная этика и пр.

Считается, что сегодня необходимо не только опираться на существующие ценности, но и активно формировать новые. Поэтому важно тщательно отслеживать все новое, полезное, что есть в этой сфере у других, справедливо и беспристрастно его оцени­вать. При этом нельзя уничтожать полностью или подавлять старые ценности. Наоборот, к ним необходимо относиться береж­но, использовать их как основу для формирования новых ценно­стей, включив соответствующие механизмы, в том числе совмест­ного творчества.

Ключевые ценности, будучи объединенными в систему, обра­зуют философию организации. Она отвечает на вопрос, что явля­ется для нее самым важным. Философия отражает восприятие орга­низацией себя и своего предназначения, главные направления деятельности, создает основу выработки подходов к управлению, упорядочивает деятельность персонала на основе общих принци­пов, облегчает освоение требований администрации, формирует общие универсальные правила поведения.

Обряд -это стандартное, повторяющееся мероприятие, про­водимое в определенное время и по специальному поводу. Наибо­лее широко распространены такие обряды, как чествование ветера­нов, проводы на пенсию, посвящение в молодые рабочие и др.

Ритуал представляет собой совокупность специальных меро­приятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на чле­нов организации с целью укрепления преданности ей, затушевыва­ния истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, обучения организационным ценностям и формирования необходи­мых учреждений. Работники многих японских компаний, напри­мер, начинают трудовой день с пения гимнов.

Легенды и мифы отражают в нужном свете и в закодирован­ной форме историю организации, унаследованные ценности, при­украшенные портреты ее известных деятелей.

Обычай есть форма социальной регуляции деятельности людей и их отношений, воспринятая из прошлого без каких бы то ни было изменений.

В качестве элементов культуры могут рассматриваться также принятые в организации нормы и стиль поведения ее членов - их отношение друг к другу и внешним контрагентам, осуществле­ние управленческих действий, решение проблем.

Наконец, элементом организационной культуры являются лозунги, т.е. призывы, в краткой форме отражающие ее руководя­щие задачи, идеи или миссию организации.

Объективные элементы культуры отражают материальную сторону жизни организаций. Это, например, символика цвета, удоб­ство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудова­ние, мебель и др.

Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. Последние бывают как позитивными, так и негативными. В качестве позитивной традиции можно рассмат­ривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной - печально известную дедовщину.

Образ мышления членов организации, определяемый тради­циями, ценностями, уровнем культуры, сознанием членов органи­зации называется менталитетом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.