Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровый образ жизни и его составляющие




Понятие «здоровье», его содержание и критерии

Введение

План

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ.

Лекция по направлению подготовки:


08200.62

08100.62

080109.65

080107.65

 

080507.65

030900.62

030501.65

 


 

Факультет: экономический, психологический, юридический

Категория обучающихся: студенты

Курсы: 2 курс (очной формы обучения)

 

Рязань 2012


ББК 75

Д 14

Рецензенты:

В.Н. Лешко, кандидат биологических наук, доцент (Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина);

А.В. Дружинин, кандидат педагогических наук, профессор (Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени В.Ф. Маргелова).

 

  Д 14   Дазмаров Н.М. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья: Лекция. – Рязань: Академия ФСИН России, 2012. – 24 с.  

 

Лекция подготовлена на основе рабочей программы учебной дисциплины.

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры физической подготовки и спорта 18 октября 2012 г., протокол № 5.

 

 

Начальник обеспечивающей кафедры Д.А. Донсков

 

Учебно-методическое издание Дазмаров Николай Михайлович ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать_________ Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 1,1. Тираж 30 экз. Заказ № ____. Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1  

 

  ББК 75 © Дазмаров Н.М., 2012 © Академия ФСИН России, 2012

 

 

Введение

1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.

2. Здоровый образ жизни и его составляющие:

2.1 оптимальный режим труда и отдыха;

2.2 рациональный режим питания;

2.3 организация сна;

2.4 оптимальная двигательная активность;

2.5 отказ от вредных привычек;

2.6 личная гигиена и закаливание;

2.7 культура межличностного общения.

Заключение

Литература

 

 

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать её на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

 

Существуют различные варианты (около 60) определения здоровья, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов.

По определению всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Вообще, можно говорить о трёх видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается;

психическое здоровье – зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств;

нравственное здоровье – определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами;

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Академик Н.М. Амосов предложил ввести новый медицинский термин «количество здоровья» для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5–9 литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течении 10–11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Возьмем сердце. И его мощность можно подсчитать. Есть минутные объемы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно дает 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе – 20 литров. Значит резерв равен 5 (20:4).

Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб.

Здоровье – это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. биохимические резервы (реакции обмена);

2. физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов);

3. психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м – 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

От чего зависит здоровье?

Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Влияние этих факторов на состояние здоровья следующее:

- человеческий фактор – 25% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье – 15%);

- экологический фактор – 25% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 15%);

- социально-педагогический фактор – 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта – 15%, поведение, режим жизни, привычки – 25%);

- медицинский фактор – 10%.

 


Образ жизни характеризуется повседневной жизнедеятельностью человека. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Составляющими здорового образа жизни являются:

- оптимальный режим труда и отдыха;

- рациональный режим питания;

- организация сна;

- оптимальная двигательная активность;

- отказ от вредных привычек;

- личная гигиена и закаливание;

- культура межличностного общения.

2.1. Режим труда и отдыха

Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Основные исходные данные для построения оптимального режима учебного труда и отдыха студента – примерный суточный бюджет времени. Это как правило, 10-12 часов учебных занятий (аудиторных и самостоятельных), 2-4 часа на передвижение к месту учебы и обратно, время на самообслуживание (питание и т.д.), личная активность (бытовое и дружеское общение, занятие по интересам, в том числе спортом и т.п.), время на отдых - короткие периоды дневного отдыха и ночной сон. Воскресенье -10-12 часов резервного времени.

 

2.2. Рациональный режим питания

Питание должно строиться на следующих принципах: достижение энергетического баланса; установление правильного соотношения между основными пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, роста и обновления тканей. Часто энергия идет на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя (для мужчин с массой тела 70 кг он составляет в среднем 1700 ккал, у женщин на 5–10 % ниже). В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, у девушек 2400 ккал.

Общая калорийность рациона обеспечивается следующим образом: 1400–1660 ккал за счет углеводов (350–450 г), 600–700 ккал за счет жиров (80–90г), и 400ккал за счет белков (100 г). Желательно, что бы не менее 30% углеводов обеспечивалось за счет овощей и фруктов.

К режиму питания следует подходить строго индивидуально. Главное правило – полноценно питаться 3–4 раза в день, и ужинать не менее чем
за 2–3 часа до сна. Выбрав тот или иной пищевой режим, важно соблюдать его, поскольку резкие перемены в питании, пищевые стрессы не безразличны для организма. Систематическое нарушение режима питания (еда всухомятку, редкие или обильные беспорядочные приемы пищи) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению заболеваний пищеварительной системы, в частности, гастритов, язв желудка и двенадцатиперстной кишки. К сожалению, это все чаще и чаще наблюдается у студентов, особенно старших курсов.

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в зависимости от его видов, энерготраты возрастают до 3500–4000 ккал. В связи с этим в рационе должно изменяться соотношение основных пищевых продуктов. Так, при выполнении спортивных упражнений, увеличивающих мышечную массу, в питании следует повысить содержание белка (16–18% по калорийности), при длительных упражнениях на выносливость – содержание углеводов (60–65% по калорийности). В период соревнований в рацион включаются лекгоусваемые продукты, богатые белками и углеводами, возрастает потребность в витаминах. При нагрузках, связанных с интенсивным потоотделением, следует несколько увеличить суточную норму потребления поваренной соли. При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2–2.5 часа до и не менее 30–40 минут после их завершения.

Примите для себя как правило: нельзя приступать к любым учебным занятиям, сдавать зачеты и экзамены, а также тренировочные занятия или выступать на соревнованиях, натощак.

 

2.3. Организация сна

Сон – своеобразное психофизиологическое состояние человека, форма торможения ЦНС. И.П. Павлов называл сон «выручателем нервной системы». Во время сна нервные клетки получают отдых и восстанавливают свою работоспособность. Такие же процессы происходят и в других тканях и органах. Восстановление сил и физиологического равновесия во время нормального ночного сна не может быть компенсировано никакими другими способами, а поэтому бережное отношение к собственному здоровью требует от каждого человека соблюдения режима сна.

Однако нарушением правильной организации сна страдает почти каждый студент. Как правило, наблюдается систематическое недосыпание, виной которого являются как объективные причины, так и элементарное разгильдяйство. В то же время к примеру, установлена прямая зависимость между систематическим недосыпанием студентов и их повышенной склонностью к простудным и респираторным заболеваниям.

Поэтому сон – обязательная и наиболее полноценная форма отдыха. Для молодых людей студенческого возраста необходимо считать нормой ночного сна 7,5–8 ч. Некоторые в этом возрасте нуждаются в 9 часах сна и более. Преимущественно это относится к лицам с повышенной эмоциональной чувствительностью или физически ослабленным. Часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это непосредственно отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии.

Важное значение для полноценного сна имеет обстановка: тишина, умеренная температура воздуха, чистота воздуха, удобная постель. Лучшее время для сна - с 23 часов.

 

2.4. Оптимальная двигательная активность

Один из обязательных фактов здорового образа жизни студентов – систематическое, соответствующее состоянию здоровья использование физических нагрузок. Они могут представлять собой как организованные и самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом, так и бытовую физическую нагрузку. Все это объединяется термином «двигательная активность».

Известно, что у большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, подобная двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам, у которых примерное соотношение динамического и статистического компонентов жизнедеятельности составляет по времени в период учебной деятельности 1:3. По данным ряда авторов (М.Я. Виленский и др.), двигательная активность общей массы студентов в период учебных занятий (8месяцев) составляет в среднем 8000–11000 шагов в сутки, а в экзаменационный период (2 месяцев) 3000–4000 шагов. Исходя из этого, авторами делается вывод, что уровень двигательной активности студентов в период учебных занятий составляет 50–65%, в период экзаменов – 18–22% биологической потребности. Зимой этот уровень снижается на 5–15% по отношению к лету. У студентов, отнесенных к основной медицинской группе, двигательная активность выше, чем у студентов специальной медицинской группы, в среднем на 17–28%. Кроме того, у мужчин она выше, чем у женщин, в среднем на 25–30%.

Учебные занятия по физической культуре в объеме 4000–7300 шагов в каждом занятии не могут полностью компенсировать общий дефицит двигательной активности за неделю. К тому же малоподвижный образ жизни большинства студентов доминирует и в выходные дни, а двигательный компонент составляет менее 2% бюджета свободного времени.

Все это свидетельствует о реально существующем дефиците физической нагрузки на протяжении 10 месяцев в году в течение 5 лет у студентов, т.е. у молодых людей, чье естественное физическое развитие еще не закончилось.

Оптимальным двигательным режимом для студентов является такой режим, при котором двигательная активность у мужчины составляет 8–12 часов в неделю, а женщины 6–10 часов. При этом целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать мужчинам не менее 6-8 часов и женщинам 5–7 часов. Основное время дополняется физической активностью в различных условиях бытовой деятельности. Важный фактор оптимизации двигательной активности – самостоятельные занятия физическими упражнениями, включая и «малые формы» физической культуры.

 

2.5 Отказ от вредных привычек

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек для человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5–9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается точность выполнения теста, восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ним. Не случайно, что в семье курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек, дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни – юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.

Следующая непростая задача – преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается симтомокомплекс болезненного пристрастия к нему:

- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из самых частых причин заболевания поджелудочной железы. Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается социальными последствиями, приносящими вред, как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом.

Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.

Отказ от наркотиков – только с этой позиции надо подходить к проблеме наркомании, ибо нет смысла подробно излагать быстрое превращение цветущего молодого человека в НИЧТО.

Медицина издревле применяла минимальные дозы наркотиков, как и микродозы смертельных ядов, например змеиного, для лечения и снятия мучительных болей у смертельно больных людей.

Современная наркомания (в виде курения, вдыхания, приема внутрь, подкожно, внутривенно) не имеет ничего общего с гуманными задачами медицины. Это порождение преступного бизнеса, где деньги, деньги, большие деньги – главная цель, основанная на быстром и стойком привыкании человека к наркотикам. Именно наркозависимость позволяет запрашивать несоизмеримые цены за каждую дозу с клиента-наркомана. Он становится постоянной «дойной коровой» для наркоторговца. Разговоры о «кайфе» - только рекламное сопровождение.

Первопричины пробы наркотиков разные, но чаще наиглупейшие для этой смертельной забавы – любопытство к рассказам о возможности ощущения чувства «блаженства», «невесомости» и т.п., компанейства – «вот друзья пробуют – и ничего» и т. д. Но ведь никто не пробует лизнуть синильную кислоту! Знают, что это мгновенная смерть. Наркотики – практически та же очень быстрая смерть, но несколько отложенная во времени.

Здесь можно подробно излагать известные молодежи студенческого возраста сведения о быстром формировании психической, а затем и физической зависимости организма от наркотиков, о неодолимом влечении к ним. Но прежде всего необходимо напомнить, что за фазой эйфории наступает состояние, сопровождающееся слабостью, апатией, чувством разбитости, слезотечением, тошнотой, болями в мышцах, чувством страха, бредом.

Можно привести и медицинское заключение об объективно отрицательном воздействии наркотиков на сердечно-сосудистую систему и дыхательную систему, о нарушении мочеотделении, о появлениях различных сыпей и кожного зуда, возможных судорог. Психотерапевты к тому же отмечают после действия наркотиков появление чувства страха смерти, сна с кошмарами, агрессивности в поведении или депрессии.

Можно продолжить описание негативных срочных и несколько отдаленных последствий наркотиков – резкое истощение организма, психические расстройства, ухудшение памяти, появление стойких бредовых идей, бесплодие. Общая деградация личности наступает в 15-20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголя.

Большинству студентов это известно, как и то, что лечить от наркомании крайне сложно и самое лучшее даже не пробовать наркотики.

Стратегия предупреждения наркомании подразумевает под собой формирование эмоционального, духовного, нравственного и физического благополучия человека. Решающее значение при этом имеет фактор самовоспитания, результативность которого основана на следующих факторах:

- осознание значимости собственной жизни;

- наличие ближайших и отдаленных целей, побуждающих к активной деятельности;

- активная жизненная позиция;

- выбор профессии в зависимости от способностей и наклонностей;

- выработка чувства собственного достоинства, осознание своей самоценности, заложенной на биологическом уровне;

- здоровый образ жизни.

В настоящее время разработано множество методик, направленных на избавление людей от наркотической (химической) зависимости. В основе самых эффективных из них лежат следующие принципы:

- в лечении химической зависимости безнадежных случаев не существует;

- химическую зависимость можно прервать и держать под контролем, но пока невозможно вылечить;

- проблемы, порожденные химической зависимостью, следует рассматривать как второстепенные при лечении больного;

- для пациента отрицание факта зависимости является нормой. Человек старается либо избежать разговора об этом, либо ведет себя очень агрессивно;

- успешная реабилитация возможна только при коренной перестройке образа жизни;

- наркотическая зависимость – болезнь, охватывающая всю семью, поэтому программа лечения должна охватывать всех её членов;

- наркозависимым людям нужна помощь квалифицированного психолога, так как практически всем им присущи неуверенность в себе, заниженная самооценка, ощущение отверженности, одиночества;

- после окончания лечения возможно возобновление приема наркотиков. Человек который ни разу не «сорвался» и не вернулся к употреблению наркотиков, - скорее исключение, чем правило.

 

a. Личная гигиена и закаливание

Знание правил и требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет особые требования к состоянию кожных покровов: при водных процедурах вместе с чешуйками эпидермиса и секретом сальных и потовых желез удаляются различные вредные вещества. После занятия физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ, если это невозможно, обязательно сменить белье.

Гигиена одежды требует, что бы при её выборе руководствовались не мотивами престижности и стремлением идти в ногу с модой, а гигиеническими назначениями в соответствии с родом деятельности и сезонными условиями, в которых она используется. К спортивной одежде предъявляются особые требования, обусловленные характером занятий и правилами соревнований по видам спорта. Лучше, если она изготавливается из эластичных, хлопчатобумажных и шерстяных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот. Одежду из синтетических тканей рекомендуется применять лишь для защиты от ветра, дождя и снега и т.п. Спортивную одежду следует использовать только во время учебно-тренировочных занятий, соревнований и не носить её в другое время.

Гигиена обуви требует, что бы она была легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и обеспечивающей правильное положение стопы во время движения. В этом отношении лучшими качествами обладает обувь из натуральной кожи. Спортивная обувь, кроме того, должна защищать от повреждений и иметь специальные приспособления для занятия определенным видом спорта. Нельзя использовать для учебно-тренировочных занятий, например для бега, «спортивную» обувь, у которой подошва не гнется и которую очень часто предлагают даже в спортивных магазинах.

Гигиенические основы закаливания. Закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. К настоящему времени сложился ряд методических указаний, повышающих эффективность закаливания:

- нужен определенный настрой и мотивация на достаточно долгий процесс закаливания;

- закаливание должно быть систематическим;

- обязательно соблюдать принцип постепенности;

- не забывать об индивидуальном подходе (с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т.п.);

- для повышения разносторонности и эффективности закаливания рекомендуется использование различных средств: воздушная и водная среда, солнечная радиация;

- проводить закаливание в активном режиме, т.е. выполнять его во время физических упражнений;

- закаливание должно приносить удовольствие.

Показателями правильного закаливания являются крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия и работоспособности. Появление раздражительности, симптомов простуды, обгорания, снижения аппетита – всё это указывает на просчеты в закаливающих процедурах.

Закаливание воздухом. Воздух влияет на организм своей температурой, влажностью и скоростью движения. Так, например, при низкой температуре и высокой влажности воздуха холодовое воздействие усиливается, при высокой температуре и большой влажности создается угроза перегревания. Воздушные ванны по теплоощущению подразделяются: на холодные
(от – 7до + 8 градусов), умеренно холодные (+9–16), прохладные (+17–20), индифферентные (21–22) и теплые (свыше +22 и выше). Дозировка воздушных ванн осуществляется или постепенным снижением температуры, или увеличением продолжительности процедуры при одной и той же температуре. Сигналами неблагоприятных воздействий на организм при тепловых процедурах является резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, и при прохладных и холодных – появление «гусиной кожи» и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается.

Закаливание водой – мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует – это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.

Обтирание – начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.

Душ – еще эффективнее обтирания. В начале закаливания температура воды должна быть около +30–32°С, а продолжительность – не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2–3 раза воду 35–40°С с водой 13–20°С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18–20°С и воздуха 14–15°С.

Закаливание солнцем оказывает специфическое действие на организм в зависимости от вида солнечных ванн. Световые лучи усиливают протекание биохимических процессов, повышая иммунобиологическую реактивность организма. Инфракрасные лучи оказывают тепловое воздействие, ультрафиолетовые имеют бактерицидные свойства. Под их влиянием образуется пигмент меланин, в результате чего кожа приобретает смуглый цвет – загар, предохраняющий от избыточной солнечной радиации и ожогов. Ультрафиолетовые лучи необходимы для синтеза в организме витамина Д, без которого нарушается рост и развитие костей, нормальная деятельность нервной и мышечной систем. Ультрафиолетовые лучи в малых дозах возбуждают, а в больших угнетают ЦНС, могут привести к ожогу. Регулировать прием солнечных ванн следует самочувствием: при хорошем состоянии – они пошли на пользу; при раздраженном, вялом, при потере аппетита надо на несколько дней исключить пребывание на солнце и в дальнейшем сократить продолжительность солнечных ванн.

Закаливание может проходить и в процессе учебно-тренировочных занятий на открытом воздухе, что выгодно отличает их от занятий на закрытых спортивных площадках. Более подробно методики различных видов закаливания изложены в многочисленных специализированных пособиях, но здесь важно отметить, что при прекращении закаливающих процедур положительный эффект от них очень быстро сходит на нет и сопротивляемость организма возвращается к исходному уровню.

 

2.7. Культура межличностного общения

Общение – ведущий вид взаимоотношения людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Удовлетворенность человека во взаимоотношениях с людьми, его окружающими, - один из залогов психического, физического, эмоционального, интеллектуального и социального благополучия и развития личности.

Сама культура межличностного общения предполагает овладение системой специфических знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет и работает человек. Развитие коммуникативной культуры – это прежде всего умение правильно воспринимать людей и применять в каждом случае адекватный стиль и правильный тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях – серьёзная беседа предполагает одни требования, непринужденный разговор – другие.

Формирование коммуникативной культуры опирается на развитие важных психических свойств, речи, готовности к самоанализу и выработки навыков, а это уже предпосылки к саморегуляции в процессе общения. Немаловажную роль играет и личная способность эмоционально отзываться на переживания других людей, с пониманием относится к их мыслям, чувствам – сопереживать вместе с ними. С этим тесно связано необходимое для межличностных контактов умение не только говорить, но и слушать собеседника, проявлять терпимость к идеям, недостаткам партнера, а также способность к диалогу.

Следует отметить то, что спорт в целом с его постоянным моделированием различных вариантов межличностных отношений иногда на высоком, экстремальном уровне существенно обогащает психическую сферу и личный опыт разноплановых взаимоотношений у еще очень молодых ребят. Обычно вне спорта подобный опыт приобретается в более старшем возрасте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.