Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы охраны земель




Содержание охраны земель

ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

 

Важным институтом земельного нрава и элементом организационно-правового механизма рационального использования земель является их охрана.

Цели охраны земель. Задачи и цели охраны земель состоят в предотвращении их деградации, загрязнения, захламления, нарушения, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также в обеспечении улучшения и восстановления нарушенных земель. Для реализации этих целей проводятся мероприятия:

• по сохранению почв и их плодородия, сохранению достигнутого уровня мелиорации, рекультивации нарушенных земель, сохранению и восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

• защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, других вредных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

• защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель.

 

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, учитывающие направления хозяйственной деятельности на охраняемых землях, природные и других условия. Внедрение новых технологий в случае их несоответствия предусмотренным законодательством санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям запрещается.

При проведении строительных работ, добыче полезных ископаемых и нарушении почвенного слоя плодородный слой снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для проверки соответствия почвы экологическим и иным нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические обследования.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота.

Согласно ст. 12 ЗК использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способность земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой хозяйственной и любых иных видов деятельности.

В соответствии со ст. 13 ЗК оценка состояния земель и эффективности мероприятий по их охране проводится с учетом санитарно-гигиенических требований и экологической экспертизы.

Охрана земель как основы жизни и деятельности народов,согласно принципа, закрепленного в ст. 9 Конституции РФ является фундаментом прав и обязанностей государства, общества и землеобладателей.

Охрана земель как основы жизни и деятельности народов была предусмотрена еще в ЗК РСФСР 1991 г.

Цели охраны земель достигаются посредством реализации системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на:

- рациональное использование земель,

- предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота,

- защиту от вредных воздействий,

- восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда,

- воспроизводство и повышение плодородия почв.

 

В ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусматривается ряд экологических требований, предъявляемых к землеобладателям, в частности:

- при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем (ст. 43);

- производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 47);

- использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов (ст. 48);

- использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве (ст. 49);

- обращении с отходами производства и потребления (ст. 51).

Охрана земель осуществляется различными способами.

Как и в других сферах общественных отношений, действие правового механизма начинается с принятия нормативных правовых актов.

1) Создание нормативно-правовой базы охраны земель. Основным актом законодательства, устанавливающим регулирование санитарно-гигиенических норм и требований к охране земель, является ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и в соответствии с ним принятых постановлений Главного государственного санитарного врача РФ, утверждающих различные санитарные нормы и правила (СанПин), например устанавливающие гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов.

Правовые основы деятельности в области мелиорации земель и обеспечения эффективного использования и охраны мелиорированных земель устанавливаются в ФЗ «О мелиорации» от 10.01.1996 № 4-ФЗ.

В ФЗ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» под загрязнением почв понимается содержание в них химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения.

Охрана и безопасность земель, а также обеспечение безопасности на землях регулируются в Федеральных законах от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и др.

Предусматривается, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие относительно земель безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность; механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность.

Для сельского хозяйства действует Перечень химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, а также перечень регуляторов роста растений, разрешенных к применению в сельском хозяйстве, который ежегодно обновляется. Перечни устанавливаются Министерством сельского хозяйства РФ по согласованию с Минздравом РФ и МПР и Э РФ.

Под консервацией земель понимают временное изъятие их из оборота в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.

Допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:

а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно - растительным покровом;

б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.

2) Охрана земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению осуществляется за счет ограничения в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и перевода таких земель в земли запаса для консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции (ст. 14 ЗК).

Появление этой статьи в ЗК обусловлено:

- интенсификацией процессов химизации сельского хозяйства и промышленности,

- внедрением в народное хозяйство источников ионизирующего излучения,

- накоплением в почвах и окружающей среде радиоактивных веществ,

- выводом из эксплуатации атомных подводных лодок и атомных реакторов

- иными результатами научно-технического прогресса.

Основополагающим актом, регулирующим предупреждение и ликвидацию радиоактивного загрязнения, является ФЗ от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», в котором предусматриваются принципы обеспечения радиационной безопасности, мероприятия по обеспечению радиационной безопасности, государственное нормирование и лицензирование, а также права и обязанности граждан в области радиационной безопасности.

В методических указаниях «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест» (МУ 2.1.7.730-99), утв. Минздравом России (07.02.1999) устанавливается безвредная для человека предельно допустимая концентрация химического вещества в почве.

Действуют также:

Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель (Письмо Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582);

Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденная Приказом МПР РФ от 25.05.1994 № 160 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.1994 № 602);

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (Письмо Минприроды РФ № 04-25, Роскомзема № 61-5678 от 27.12.1993).

ФЗ от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории» на Правительство РФ возложены: определение порядка и сроков разработки специальных экологических программ, очередности их финансирования; разработка и обеспечение выполнения федеральных специальных программ; контроль за реализацией специальных экологических программ.

Органы государственной власти субъектов РФ при участии органов местного самоуправления также разрабатывают и реализуют специальные экологические программы, согласовывают порядок и очередность финансирования специальных программ охраны земель.

В федеральном законодательстве предусматриваются меры охраны и ограниченного использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, например, в результате Чернобыльской катастрофы в 1986 г. и т.п.

3) Экологическая экспертиза является одним из организационно-правовых способов охраны земель. Ее цель состоит в установлении соответствия намечаемой деятельности экологическим требованиям и предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на природные ресурсы и окружающую среду. Эти отношения регулируются ФЗ «Об экологической экспертизе» 1995 года. Важнейшим элементом экспертизы применительно к земельным правоотношениям является оценка воздействия каждого проекта на окружающую среду (ОВОС). Экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации проекта; комплексности оценки воздействия на окружающую среду и его последствий в целях обязательной меры охраны земель и благоприятных условий проживания; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий; научной обоснованности, объективности и законности заключений; гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.