КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психолого-педагогические условия эффективности воспитательного процесса
Недостатки и ошибки в воспитательной работе Рассмотрим серьезные недостатки и ошибки в воспитательной работе, которые сказываются на уровне воспитанности выпускников общеобразовательной школы: 1. Большинство проводимых мероприятий в школах носит развлекательный характер. Учащиеся на воспитательных мероприятиях поют, танцуют, декламируют, играют, участвуют в конкурсах. Все это развивает у учащихся художественные умения и навыки, однако задачи нравственного воспитания на таких мероприятиях фактически не решаются. Задачи нравственного воспитания - это формирование у школьников активной нравственной позиции, непримиримого отношения к злу, готовности к правильному моральному выбору в сложных жизненных ситуациях. Они требуют применения специальных активных методов их решения, например создания в воспитательном процессе проблемных ситуаций морального выбора, постановки перед учащимися морально-этических проблем, этических диспутов. 2. Воспитательные мероприятия, как правило, являются коллективными, массовыми по форме, рассчитанными на охват всех учащихся класса, школы. В результате преобладания коллективных форм и недостатка индивидуальных форм воспитательной работы эффективность воспитательных мероприятий оказывается низкой, ибо не происходит перестройки личности ученика, его потребностей, отношений, норм поведения. 3. Часто отсутствует взаимное доверие педагогов и детей, эмпатийное понимание педагогами своих воспитанников (духовной общности воспитателей и воспитанников).
1-е условие. Процесс воспитания надо организовывать как целенаправленную и мотивированную деятельность детей. Задача педагогов - так организовать деятельность детей, чтобы в ходе ее дети самостоятельно овладевали опытом отношений к другим людям, к природе, культуре, опытом общения и поведения в обществе. Это достижимо, если, во-первых, деятельность будет соответствовать возрастным потребностям и интересам детей, во-вторых, если в процессе деятельности будут разрешаться противоречия, возникающие в ходе развития и воспитания школьника (младший школьник, подросток, юноша), и, в-третьих, если коллективные формы деятельности учащихся сочетаются с индивидуальными формами.
2-е условие. Воспитание должно максимально вызывать активность каждого ученика как субъекта воспитания, содействовать самореализации личности, самоутверждению, способствовать раскрытию природных задатков ученика. Чтобы добиться такой активности ученика в воспитательном процессе, необходимо уметь оказывать сильное воздействие на внутренний мир ребенка, подростка или юноши, на их эмоции, чувства и сознание. Воздействовать сильно на внутренний мир, эмоции, чувства, воображение учащихся можно с помощью ярких эмоциональных образов, увлекательных идей, убедительных жизненных примеров, средствами искусства и т.д. 3-е условие. Воспитательный процесс должен строиться как процесс общения педагога с учащимися, процесс межличностного их взаимодействия на основе принципов гуманистической психологии и педагогики. Карл Роджерс сформулировал 3 принципа межличностного гуманистического общения: а) безоценочное положительное принятие одним человеком другого человека (например, учителем ученика); б) активное эмпатийное слушание другого человека (например, учителем ученика); в) адекватное и искреннее выражение себя в общении с другими (например, педагогом с учащимися. В основе этих трех принципов гуманистического общения лежит такое личностное качество, как эмпатия (эмпатия является интегративным и основным профессионально-личностным качеством педагога - И.М.Юсупова). Эмпатия (в переводе с греческого - сопереживание) означает понимание эмоциональных состояний другого человека, сопереживание его состояний, соучастие в его настроениях, переживаемых чувствах.
Отметим, что формирование эмпатийного понимания и доверительных отношений между педагогом и детьми должно постепенно перерастать в эмпатию и взаимное доверие между детьми. 4-е условие. Надо рассматривать воспитательное воздействие педагога на учащихся посредством организации деятельности учащихся и общения с ними как предпосылку перехода от объективной стороны воспитания к субъективной, т.е. к самовоспитанию. Важнейшая функция воспитания - побуждать школьника к самовоспитанию. 5-е условие. Воспитание, как и обучение, должно быть лично-стно-ориентированным. Личностно-ориентированное воспитание, предполагает индивидуальный подход к каждому ученику и применение индивидуальных форм воспитательной работы. В этих целях необходимо изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в процессе воспитания. Это в первую очередь индивидуально-типологические особенности ВНД школьников, проявляющиеся в свойствах типа темперамента, в особенностях формирующегося характера и личности ученика, отклонения и патологии в развитии, природные задатки и склонности.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |