Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические закономерности формирования личности в школьном возрасте




 

Отечественная психология признает социальную природу личности и рассматривает ее развитие как следствие определяющего влияния социальной среды. Личность формируется под влиянием системы общественных отношений, в которую включается человек, и под влиянием той деятельности, которую он при этом выполняет.

Говоря о влиянии общественной среды, коллектива на личность, необходимо исходить из понятия референтной группы. Дело в том, что далеко не все люди, даже из ближайшего окружения, влияют на личность школьника, мнение многих ему безразлично. Для каждого школьника, как и для каждого человека, существуют отдельные группы, с которыми он как личность считается, на мнение которых он ориентируется, суждения которых для него очень много значат.

Такими референтными для данного школьника группами могут быть семья, класс, отдельные ученики класса, отдельные учителя, дворовая компания, близкие друзья и т. д. Часто встречающиеся факты безразличного или даже негативного отношения школьника к воспитательным воздействиям объясняются нередко ориентацией школьника на позицию референтной группы, скрытой, неизвестной воспитателю. По справедливому замечанию А. В. Петровского, когда воспитатель утверждает, что школьник ни с чем и ни с кем не считается, для него нет никаких авторитетов, на него никто не в состоянии повлиять, то это, обычно означает, что воспитателю просто неизвестны влиятельные референтные группы, определяющие нравственную позицию школьника.

Личность представляет собой единое целое, где каждое качество неразрывно связано с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, настойчивость как умение длительно преследовать цель, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание эта черта будет иметь, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия, пренебрегая интересами коллектива, других людей. Потому и говорят, что человека нельзя воспитывать по частям, воспитывают всегда личность в целом.

Необходимым условием нравственного поведения является знание школьником определенных правил и норм. Но это знание не обеспечивает само по себе соответствующего уровня нравственного поведения. Более того, усвоение знаний без практики соответствующего морального поведения приводит к возникновению так называемого «нравственного формализма» (Л. И. Божович), выражающегося в разрыве между моральными знаниями и моральным поведением. Поэтому основным в формировании личности школьника должна быть правильная организация его жизни и деятельности, опыт положительного нравственного, социального, общественного поведения, который ребенок приобретает под руководством воспитателей. Это должно происходить в единстве с формированием у учащихся системы нравственных знаний.

Советские психологи (прежде всего Л. И. Божович и ее сотрудники) показали, что решающим в формировании личности ребенка и школьника является не только правильная организация его деятельности, накопление им опыта правильного поведения, но и воспитание правильных мотивов его поведения (системы мыслей, чувств, целей, побуждающих к действию). Н. Ф. Добрынин и его последователи в этой же связи говорят об общественной и личной значимости для ребенка выполняемых им действий. При этом общественная значимость переживается как объективная необходимость действовать определенным образом.

По данным советских психологов, в одной и той же деятельности могут формироваться различные (и даже противоположные) качества личности в зависимости от того, чем и как мотивируется для ребенка эта деятельность. Например, мы приучаем школьников открыто и смело критиковать других. Считается, что тем самым формируется принципиальность, смелость, честность, критичность. Но всегда ли мы достигнем той цели, к которой стремимся, если не будем учитывать того, о чем сказано выше? Нет, так как на основе этой правильной формы поведения могут формироваться различные качества в зависимости от мотивов, которыми при этом руководствуется школьник, от того, какой смысл для него лично имеет это поведение (понятие «смысл» введено в психологию А. Н. Леонтьевым). Если ученик критикует своего товарища по принципиальным мотивам, то это поможет выработать у него такие черты характера, как принципиальность, твердость, честность; если из желания переложить свою вину на плечи товарища, то это способствует формированию эгоизма, индивидуализма. Если критика ведется ради сведения личных счетов, то на этой основе формируются мстительность, коварство, бесчестность. Если это, наконец, вызвано страхом перед учителем и желанием угодить ему или тщеславным желанием прослыть принципиальным, то могут сформироваться такие черты, как угодничество, лицемерие.

Опыт правильного поведения лишь тогда приведет к цели, когда это поведение будет осуществляться по определенным мотивам. Большое значение приобретает воспитание и закрепле­ние в опыте правильных мотивов поведения. Положительные мо­тивы, возникающие у школьников в определенных обстоятельст­вах под влиянием воспитательных воздействий, должны закреп­ляться в их опыте и распространяться на все сходные ситуации.

Иначе говоря, в структуру любого качества личности входят, во-первых, мотив, обеспечивающий положительное отношение школьника к соответствующему поведению, и, во-вторых, за­крепленный способ поведения. Таким образом, качество лично­сти есть, по выражению Л. И. Божович, своеобразный сплав мо­тивов и соответствующих форм поведения. Система устойчивых, доминирующих (преобладающих) мотивов поведения обознача­ется некоторыми психологами (Л. И. Божович, М. С. Неймарк) как направленность личности. М. С. Неймарк исследовала и вы­делила три основных вида направленности школьников— кол­лективистическую, личностную и деловую (направленность на дело, на процесс деятельности, увлечение творческой деятельно­стью). Не должно быть однозначной, прямолинейной характе­ристики первых двух видов направленности. Помимо подлинно коллективистической направленности есть и так называемый «групповой эгоизм»—признание интересов только одного кол­лектива (группы, класса, отряда) при полном пренебрежении интересами других коллективов. Личностная направленность как направленность на личные достижения не всегда является антагонистом коллективистической направленности.

Советские психологи (Л. И. Божович и другие) установили также, что хотя формирование личности школьника определяется теми общественными условиями, в которых он живет, и тем воспитанием и обучением, которое он получает в данных общественных условиях, однако условия жизни определяют формирование и становление личности школьника не автоматически, а в зависимости от того, в каких взаимоотношениях, в каком взаимодействии с этими условиями находится сам школьник. Поэтому в одних и тех же внешних условиях у школьников могут формироваться разные черты личности.

Очень важен характер взаимоотношения внешних воздействий и внутреннего мира школьника, личное отношение его к оказываемому на него внешнему воздействию, В свое время Л. И. Божович предложила даже специальное понятие - «смысловой барьер» - для обозначения распространенного явления, когда предъявляемое школьнику требование имеет разный смысл для него и для взрослого. Такое расхождение и создает препятствие (барьер) для воздействия предъявляемого требования на школьника.

Одно и то же внешнее воздействие может дать совершенно разный эффект в зависимости от того, какова моральная почва, каков уже сложившийся духовный облик школьника. Духовный облик школьника зависит в основном от собственного опыта его жизни: от его деятельности, от характера его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, от того места, которое он занимает в семье, в школьном коллективе, среди взрослых. Опыт школьника определяется также и его наблюдениями за жизнью и деятельностью окружающих людей, за их поведением, поступками, взаимоотношениями друг с другом. Возникающие на основе личного опыта непосредственные чувства и суждения школьник постоянно соотносит с принятыми в нашем обществе моральными нормами и требованиями, которые в той или иной форме предъявляются к нему самому. В зависимости от того, в какой мере этот личный опыт ребенка соответствует моральным требованиям общества, будет формироваться личность школьника. Если, например, его личный опыт противоречит моральным нормам и требованиям, которые предъявляют к нему окружающие, школьник можем усвоить эти требования формально, выполнять их только в присутствии взрослых.

Может случиться, что при таком расхождении школьник и
формально не будет подчиняться предъявляемым ему требованиям. Он противопоставит себя взрослым, коллективу и будет открыто придерживаться собственной морали.

Процесс усвоения школьниками требований воспитателей, процесс превращения этих требований в требования «самого к себе» исследовал А.А. Бодалев и установил, что этот процесс проходит ряд этапов. Поначалу это вынужденное принятие требовании, остающихся внешними для школьника. Затем школьник принимает требования добровольно, осознавая свои обязанности. На завершающей стадии нравственные требования, идущие извне, становятся собственными, личными, внутренними требованиями, появляется подлинная требовательность к себе.

Таким образом, при формировании морального облика школьника необходимо так организовать его личный опыт, чтобы этот опыт мог служить благоприятной почвой для усвоения норм и правил общественной морали. В процессе формирования личности школьника, когда взаимодействуют личный опыт и общественные требования, у ребенка складывается система убеждений и идеалов, которые становятся постоянно действующими мотивами его поведения. На этой основе возникает нравственная устойчивость личности, т. е. способность человека в любых условиях сохранять верность усвоенным принципам и соответствующее им поведение.

Одной из существенных психологических предпосылок воспитательного воздействия школы является внимание к нравственно-эмоциональной сфере школьника, формирование и развитие его нравственных чувств и побуждений, которое возможно при
наличии правильных моральных представлений и понятий. Но
одного этого недостаточно. Убеждения - это такие знания, положения, суждения, мнения, которые связаны с глубоким признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности. Убеждения — это не только то, что понятно, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито. Для воспитания положительных чувств важно создавать такую ситуацию, в которой школьник имел бы впечатляющий положительный пример (непосредственный, или «художественный» - кино, театр, литература, или, наконец, словесно-наглядный — живое, яркое, образное и эмоциональное слово воспитателя). Положения морали превращаются в эмоционально окрашенные мотивы поступков лишь тогда, когда знание морали стало уже личным достоянием растущего человека, превратилось для негов своеобразный сплав нравственныхзнаний, оценок, переживаний и побуждений к действиям и поступкам.

С позиции этих убеждений и идеалов ребенок начинает теперь оценивать себя и всех окружающих, Эти убеждения и идеалы определяют и еготребования к себе и всю систему его поведения и взаимоотношений с окружающими, а, следовательно, и все дальнейшее развитие его личности. Таким образом, ребенок как бы эмансипируется от непосредственного воздействия окружающей среды и может противостоять ее отрицательным влияниям, приобретая своего рода нравственный иммунитет к отрицательным воздействиям.

На этом этапе становления личности важнейшая задача воспитания - формирование у школьника убеждений и идеалов, соответствующих требованиям общественной морали. Дальнейший процесс формирования личности школьника заключается в том, что возникшая у него система нравственных убеждений и идеалов, т. е. его моральное сознание, становится доминирующим фактором, определяющим его общественную активность.

Теперь школьник уже стремится не только отстоять свои убеждения и идеалы и подчинить им свое собственное поведение и свою жизнь, но и активно воздействовать на окружающих, товарищей, взрослых, стремясь изменить жизнь согласно своим убеждениям и идеалам. Иначе говоря, личность школьника, сформировавшись под определенным влиянием среды, на этом этапе развития начинает, в свою очередь, сознательно, целенаправленно воздействовать на эту среду, оказывать на нее обратное влияние (исследования Л.И.Божович). Поэтому центральной задачей воспитания на этом этапе является развитие общественной активности школьника.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.