Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стиль статьи




рассмотрим возможное разделение статей по основанию дискурса. для этого удачным ключом может стать способ его представленности в статье, стиль его изложения. Одно из распространенных пониманий стиля характеризует его как «совокупность приёмов, характерных черт, особенностей, свойственных какому-либо автору или какому-либо произведению». Не стоит, на наш взгляд, игнорировать и буквальный перевод слова «стиль» (от греческого stylos) как «стержень для письма». В рамках нашего методологического анализа статьи стиль относится к дискурсу и в наибольшей мере отвечает выделенным Е.В. Михайловой коммуникативным задачам, выражающим способ общения автора с читателем. «Главное свойство текста, - отмечает Е. В. Михайлова, - коммуникативный характер», текст является коммуникативной системой, информация которого предназначена для переноса, передачи.

Каким же способом общается автор статьи с читателем с помощью её текста? На какого читателя рассчитывает автор: начинающего исследователя, или педагога-практика, или широкую научную общественность (не только педагогическую), или зрелых учёных профессионалов? Хотя каждая статья не имеет конкретного адресата, но сборник или другое научное педагогическое издание, в котором она публикуется, представляет определенную тематическую и читательскую направленность. Если автор статьи ориентируется на читательскую аудиторию педагогов-практиков или непрофессионалов, то он подбирает такой «стержень для письма», который будет доступен для чтения и интересен, увлекателен для освоения. Такой стиль называется научно-популярным. если автор предполагает, что его читатели составляют широкую научную общественность, то он старается писать общенаучным языком, выстраивает обобщения и выводы более высокой абстракции, акцентирует внимание на вопросах, актуальных для широкой общественности, т. е. более публицистически. наконец, если автор видит своим читателем учёного этой научной области (начинающего или зрелого), то «стержень» его письма фиксируется на острых проблемах, обнажает имеющиеся противоречия, усиливает столкновение разных научных мнений, позиций, т. е. педагогический дискурс проблематизируется и статья приобретает проблемный стиль.

рассматривая научно-популярный стиль дискурса в статье, необходимо согласиться с В.И. Загвязинским, Р. Атахановым в том, что «нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктивность и конкретность установок с популярным раскрытием живого опыта». И ещё авторы дают совет: «Сохраняя строгость научного стиля, полезно... добиваться выразительности речевых средств (экспрессии)». Известно, что популяризация нередко выражается в упрощении научной терминологии, против чего справедливо возражает В.В. Краевский: «Необходимость популяризации научных результатов не отменяет научного изложения этих результатов, а предполагает его. Сама эта необходимость появляется, когда есть что популяризировать, т. е. уже есть научные «непопулярные» знания... Упрощение научной терминологии часто оказывается невозможным потому, что термин – как бы формула, за которой стоит многолетний путь научной работы, абстрагирования, открытий. Попытки «своими, простыми, всем понятными словами» заменить научный термин, как правило, несостоятельны...» Таким образом, научно-популярный стиль означает, что дискурс сохраняет научность, а популяризация идёт за счёт «восхождения» от абстрактного к конкретному, в том числе примеров реальной педагогической практики, выразительности речевых средств, ясности изложения, обращённости самого размышления к читателю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.