Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подвиги Геркулеса

Введение

Для понимания того, почему возник хип-хоп и почему он стал именно таким, нужно оценить социальную ситуацию и массовую культуру «чёрной Америки» конца 60-х годов. Расовая дискриминация в сочетании с бедностью и широким распространением наркотиков в бедных районах создавала условия жизни, в которых большинство молодёжи оказывалось в уличных бандах и многие либо погибали в разборках с другими бандами, либо попадали в тюрьму. Организацию «Чёрные пантеры», попытавшуюся бороться против расизма власти и одновременно против наркоторговли довольно быстро разгромили спецслужбы, в том числе и с помощью искусственной поддержки наркодиллеров. В результате в начале 70-х в гетто с огромной скоростью стал распространяться крэк.

С другой стороны у афроамериканцев за более чем 70 лет сформировался огромный культурный пласт, в первую очередь, в музыке. Джаз, блюз, соул, фанк и диско. Особую роль в возникновении хип-хопа сыграли последние три стиля. Не имея возможности ходить в дорогие клубы, афроамериканцы устраивали вечеринки в общественных парках, а позже и в маленьких недорогих клубах.

В этих клубах в Бронксе в конце 60-х годов возникла новая танцевальная культура – брейкинг (или брейкданс). Сами танцоры называли себя бибоями (буква b по одной версии означала брейк, по другой – Бронкс). На основе танца hustle, который танцевали под диско и танцевальных направлений locking, popping и shimmy, возникших среди любителей фанка, бибои создали новое направление, в будущем обогатив его элементами чечётки, линди и кун-фу. Танец этот стал формироваться на вечеринках, где играл традиционный фанк. Бибои просто ждали, когда начнут играть брейки – проигрыши в песнях, с яркими ритмами ударных. Хотя некоторые говорят о куда более долгой истории брейкинга, находя его истоки в танце "kongo square dance", который был описан ещё в 19 веке в Новом Орлеане. На площади "Kongo Square" собирались отдохнуть, повеселиться и посостязаться в танце рабы. Особенно распрягались они на ежегодном карнавале "Марди Грасс", где устраивались даже командные соревнования - с делением по сохранявшемуся еще тогда этническому принципу. В конце 60-х - брейк существовал еще в виде двух самостоятельных танцев - нью-йоркского акробатического стиля, который у нас назвали "нижним брэйком", и лос-анжелесской пантомимы ("верхний брэйк"). Акробатический стиль был латиноамериканского происхождения, и именно его первоначально крутили бибои под брейки. Отсюда его оригинальное название - "breaking". Популярен у черных он стал после того, как в 1969 году Джеймс Браун написал фанк-хит "The Good Foot" и исполнил на сцене элементы этого танца. Лос-анджелесская пантомима, называемая "boogie", шла от негритянской традиции. Знаменитый "tiсking" - ломаная пляска, в которой танцора то и дело заклинивает в разных положениях, - имеет явные африканские корни. "Вэйвинг", при котором тело движется свободными волнами, очевидно, возник как ритмический "припев" к "tiсking". В том же 1969 году Дон Кэмпбел, собрав разные буги-фортели, создал "кэмпбэллок" - попсовый вариант народного танца. Вскоре его название трансформировалось в "locking", а сам стиль стал сценическим стандартом для черных певцов. Что же касается брэйка, то нью-йоркские бибои довольно быстро освоили буги, и из двух стилей синтезировался всеми любимый танец. Третьим его компонентом стали стилизованные приемы кун фу из рэппертуара Брюса Ли - например, эффектный подъем с пола пружинистым прыжком. Году к 72-му в Бронксе и Гарлеме было уже полно брэйкерских команд (нью-йоркское "crew" значит то же, что и лос-анжелесское "clic", - команда, банда), деливших территорию города и танцевавших каждая на своем перекрестке. Команды постоянно разваливались и, перетасовавшись, собирались под новым названием - всего их была не одна сотня. Самыми известными, существующими и по сей день, стали легендарные "Rock Steady Crew" и "New-York City Breakers". Именно их ритуальные "битвы" позднее будут засняты на видео и, облетев весь мир, встряхнут миллионы подростков, как электрический ток. К "Rock Steady Crew" принадлежал и самый знаменитый бибой всех времён – латинос по кличке Крэйзи Легз - впоследствии лауреат всяческих престижных хореографических наград и известный педагог.

Но если фанковые танцевальные стили, пришедшие с запада США могли обходиться только фанком и ритм-н-блюзом, то для нью-йоркского нижнего брейка этого было мало, так как для эффектного выступления танцору нужны были долгие барабанные сбивки. В то же время брейк длился в среднем менее полминуты. Проблему решил выходец с Ямайки – диджей Kool Herc (Clive Campbell).

 

Увлёкшись музыкой ещё на Ямайке, Kool Herc был свидетелем знаменитых саунд-систем (передвижных музыкальных установок, которые устанавливали на улицах, и вокруг которых проводились танцы). Как вспоминал сам диджей, он был ещё слишком мал, чтобы бывать на этих вечеринках, но, играя на улице с другими детьми, не раз был свидетелем их передвижения и видел вечеринки со стороны. Особенно ярко он запомнил установку Кинга Джорджа.

Переехав в США, уже в школе Kool Herc стал танцевать брейк. Но, как он сам говорил, ему не хватало простора, то есть его не устраивали короткие брейки в музыкальных композициях фанка. И Kool решил стать ди-джеем, чтобы ставить музыку для танцоров. Впервые в качестве диджея он сделал вечеринку в 1971 году вместе со своей сестрой Синди в культурном центре на Седвик авеню, чтобы собрать сестре деньги на модную одежду. Вечеринка прошла успешно, что позволило Kool Herc’у развиваться в качестве ди-джея. В те годы Kool Herc регулярно танцевал в клубах «Puzzle» и «Tunnel», а также рисовал граффити вместе с Phaze 2. Став ди-джеем, используя свой опыт бибоя и наблюдая за другими танцорами, Kool Herc решился на первый эксперимент в 1973-м. Заметив, что многие танцоры ждут определённых брейков, он сыграл сразу несколько брейков подряд, попытавшись свести их в единую композицию. Ставил он в тот день различные пластинки фанк-исполнителей, в том числе брейк с сочной яростной перкуссией из трека «Apache» группы «The Incredible Bongo Band». Этот трек стал визитной карточкой Herc’а, гимном Бронкса и одной из наиболее часто сэмплируемых записей в хип-хопе. За несколько лет диджейства Kool Herc прошёл путь от двадцатицентовых джемов в комнатах отдыха и вечеринок для друзей до выступлений в клубах «Twilight Zone», «Executive Playhouse», «Hevalo» и «Disco Fever». Именно благодаря ему и другим классикам хип-хоп диджеинга эти клубы стали культовыми для хип-хоп культуры.

Kool Herc не отличался техникой микширования, он не пытался точно сводить треки. Главное было не как, а что он ставил. Именно в этом и было новаторство этого ди-джея. Кроме этого, он привнёс в свои выступления несколько «ямайских фишек» - эхо эффект, которым он приправлял свои миксы и речитатив, заимствованный у ямайских «тостеров» (МС). Именно последнее и легло в основу рэпа. Многие исследователи прослеживают корни рэпа к dozens афроамериканцев, первые документальные свидетельства которых относятся к 1930-м годам. Но, скорее всего, dozens имели влияние только на баттлы, в плане тематики (шуток друг над другом), но сам mсing как таковой возник на основе ямайского речитатива под ритмы даба, который и прэподнёс Kool Herc, заменив даб фанком. Кстати, даб и регги он также пытался ставить, но жители Бронкса его отвергли сразу же. Во многом это было обусловлено тем, что они не были знакомы с подобной музыкой, так как иммигранты с Ямайки жили отдельным сообществом, слабо контактируя с местным населением.

Непосредственно афроамериканский речитатив существовал и в стиле диско. Диджеи, игравшие диско в 60-х активно использовали его в своих сетах. Среди выступавших в одних клубах с хип-хоп ди-джеями рифмовали в стиле джайв Dj Hollywood и Eddie Cheba. Но у такого речитатива были свои особенности – он был более сложным, чем рифмы Herc’а. Так же, как и стихи афроамериканских поэтов-битников и музыкантов «Last Poets», речитатив диско-ди-джеев оказал весьма слабое влияние на развитие рэпа. Именно из строк, продемонстрированных Kool Herc’ом и легко ложащихся на ритмы, в том числе и на скоростные брейки, а также под влиянием радиодиджеев Гэри Бирда и Фрэнки Крокера, читавших свои стихи в эфире, и возник рэп. Он обычно подзадоривал танцующих фразами типа: «right about now, I’m rocking with the rockers, I’m jamming with the jammers». Вскоре к Kool Herc’у присоединились МС Coke La Rock и Clark Kent.

Всё, что делал Kool Herc, было настолько новым и неповторимым, что публика пришла в восторг, а молва разнесла славу об этом ди-джее по всему Бронксу, а потом и за его пределы. Другой знаменитый диджей, Grandmixer D.ST (ныне известный как DXT), прославившийся скрэтчем на треке Herbie Hancock’а «Rockit», решил стать ди-джеем именно после того, как услышал Cool Herc’а. А случилось это в 1974 в клубе «Executive Pplayhouse». В то время Grandmixer D.ST был би-боем и, естественно, его не могли не впечатлить миксы Cool Herc’а.

Впечатляло не только новаторство Cool Herc’а, но и его саунд-система. Первая из них была подарена мамой на окончание средней школы, а позже по частям у одного из ди-джеев клуба «Twilight Zone» была приобретена ещё одна, под названием Herculoids (многие считали, что это название группы Herc’а). Grand Wizard Theodor – ещё один диджей, вдохновлённый Kool Herc’ом, вспоминал, что громкость этой колонки была просто поразительной, но и её качество также было на уровне – она заставляла слушать треки внимательно и радовала открытиями – элементами мелодии, которые вы могли не замечать дома. Следующая система Kool Herc’а была ещё мощнее, что приводила, по словам самого, ди-джея к постоянным казусам – ссорам и тому подобным историям на танцполе. Именно поэтому Kool Herc назвал её «Not Responsible» («Не виноват»).

Сегодня Kool Herc сохранил все свои пластинки, но слушает их дома. А на жизнь этот легендарный человек зарабатывает физическим трудом, а отнюдь не музыкой. Виной тому стал ряд происшествий. У Kool Herc’а утонул отец, что привело ди-джея к депрессии и наркозависимости, а потом на его же собственной вечеринке в 1977-м ему проткнули ножом руку, когда он пытался разнять дерущихся.

Многие из нынешних «звёзд рэпа», забывших свои корни, если и знают имя Kool Herc’а, то уж точно не интересуются его судьбой. Должное этому великому ди-джею воздали «Chemical Brothers», пригласившие его в 1997-м в Лондон на своё шоу. Именно Kool Herc создал брейк-бит – стиль, позже разработанный различными представителями электронной музыки, в том числе и «Chemical Brothers».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция по истории хип-хопа | Великий мастер
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.