Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и значение информационных технологий

 

Успешность ведения бизнеса определяется квалификацией руково­дителя, знанием запросов потребителей и пониманием ситуации на рынке (информацией). Современное российское законодательство рас­пространило понятие частной собственности на информацию, а самой информации придало юридический статус объекта гражданских прав. В современный информационный век для предприятия решающее значе­ние имеет формирование инновационного направления в производстве и нового рынка, только в этом случае оно может рассчитывать на при­емлемый уровень издержек производства и снижение степени риска при выходе на рынок.

Современный бизнес основывается на информационной поддержке со стороны государства, которое строит информационную инфраструк­туру бизнеса в виде традиционной и автоматизированной информаци­онных систем. Государство законодательно объявило информационные ресурсы России национальным достоянием, подлежащим защите на­ряду с другими ресурсами. Организационно-информационные ресурсы функционируют в составе Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ) и Государственной автоматизированной системы научно-технической информации (ГАСНТИ). В составе информационных ресурсов концентрируются значительные потоки отечественной и зару­бежной информации, которая в обработанном и удобном виде доступна бизнесу. Образовательный и научный потенциал общества – единствен­ная реальная возможность для генерации актуальных и коммерчески значимых знаний.

В аграрном обществе главными ресурсами были земля и низкоква­лифицированная рабочая сила. В индустриальном обществе главенст­вовала капиталоемкая технология переработки природных ресурсов и высококвалифицированная рабочая сила. Индустриальная цивилизация создала гигантские вещественно-энергетические потоки, которые недос­таточно рационально использовались в экономике. Переход общества к постиндустриальной эпохе и наукоемким техноло­гиям вводит в оборот информационные ресурсы и повышает требования к квалификации спе­циалистов. Интенсивное использование информации позволяет значи­тельно снизить материалоемкость и энергоемкость продукции и рацио­нально распоряжаться всеми видами ресурсов.

Знания, организованные в систему, повышают профессиональную компетентность руководителя и позволяют рационально достичь цели и эффективнее и экономически выгоднее организовать производство то­варов или услуг. Знания и информация становятся стратегическими ре­сурсами, поскольку наряду с эмпирическим знанием и повседневным опытом в экономическую деятельность вовлекается систематизирован­ное теоретическое знание, которое становится производительной силой (например, знание, заложенное в управляющие программы роботов).

Предприятие представляет собой информационный центр, в который сходятся два потока информации:

· внешние потоки информации (макросфера) – совокупность экономи­ческих и политических субъектов за пределами предприятия (реальные и потенциальные клиенты и конкуренты) и отношения, складывающиеся между ними и предприятием;

· внутренние потоки информации – отношения в коллективе, опреде­ляющие насыщенность информационных потоков и интенсивность ком­муникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождае­мые в производстве.

Согласно оценкам экспертов наибольшие возможности предприятию обеспечивают квалификация персонала и технологическая база, а наи­большая опасность заключается в неожиданных действиях со стороны конкурентов. От организации информационных потоков, от качества ин­формации в существенной степени зависит производительность работы предприятия. Информация позволяет: устанавливать стратегические цели и задачи предприятия, использовать открывающиеся возможности, принимать обоснованные и своевременные управляющие решения и ко­ординировать действия разрозненных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей. На предприятии про­водится работа по выявлению проблем и определению информацион­ных потребностей, отбору источников информации, сбору, обработке, анализу и оценке полноты и значимости информации, разработке и оценке прогнозов и альтернатив поведения предприятия, выбору стра­тегии и принятию управляющих решений для реализации стратегических планов.

Характерной чертой современного бизнеса является его информаци­онное обогащение. Суть экономической деятельности заключается в комбинированном эффективном применении ресурсов под будущие ре­зультаты, что сопряжено с неопределенностью и риском, которые пре­одолеваются знанием ситуации и определением тенденции происходя­щих изменений деловой среды. Выигрывает тот, кто эффективнее соби­рает, обрабатывает и использует информацию.

Руководитель ведет систематический поиск информации и создает персональную базу знаний. Оценив сильные и слабые стороны, выявив возможности и опасности, руководитель выбирает цель и неуклонно движется к ней, уточняя и корректируя отклонения от цели, решая при этом главную задачу – производство и передачу на рынок новых высо­кокачественных товаров и услуг.

Особое значение в деловой среде имеют семь наиболее важных об­ластей изменений, за которыми руководитель ведет мониторинг (на­блюдение и анализ) на предмет выявления решений и идей. Изменения в пределах предприятия и отрасли: неожиданные события (успех, про­вал), несоответствие с реально происходящими событиями, насущная потребность, негативные симптомы, внешнее давление не предприятие (вследствие внезапных изменений в отрасли). Изменения во внешней среде: демографические изменения, культурные изменения (вызываю­щие трансформации восприятия, настроений и ценностей жизни), на­учно-информационные изменения, связанные с расширением границ и результатов познания мира.

В настоящее время создан, совершенствуется и развивается слож­нейший комплекс: распределенная совокупность различных по мощно­сти и комплектации компьютеров, информационных устройств, систем, линий связи между ними и систем коммуникации. Благодаря чему лю­бое событие или информация, предназначенная для широкого исполь­зования, практически мгновенно становятся известными. Информация передается в реальном масштабе времени, записывается в память ком­плекса и может быть найдена в любое время. Человечество создало техническую основу для объединения в планетарном масштабе знаний и информации. Единая планетарная информационная система позволяет руководителю отобрать информацию, соответствующую поставленной цели.

Современная информационная технология использует электронные способы наполнения, хранения и распространения информации посред­ством информационно-коммуникационных общественных сетей, что снижает трудоемкость процессов использования информационных ре­сурсов, повышает их надежность и оперативность. В современной эко­номике предприятие понимается как совокупность информационных, че­ловеческих и технологических ресурсов и методов их взаимодействия, организованных для достижения стратегических целей. В автоматизиро­ванной информационной технологии предприятия все экономические факторы и ресурсы выступают в единой информационной форме – в виде данных. Это позволяет рассматривать, например, процесс приня­тия решения как информационную технологию получения, осмысления и преобразования данных.

Автоматизированные информационные технологии позволяют мани­пулировать укрупненными данными, чтобы скорректировать стратегиче­скую линию, обрабатывать детальную первичную информацию для ре­шения тактических вопросов, передавать сообщения и анализировать данные для оперативного анализа результатов за счет использования различных научных подходов. Автоматизированные информационные технологии отражают действительное состояние организации, полнее объясняют факты, обеспечивают условия возможной взаимозаменяемо­сти ресурсов, вырабатывают достаточно надежные альтернативные ва­рианты решений, позволяют принимать обоснованные управленческие решения. В современных условиях для управления предприятием необ­ходимо:

· вести мониторинг производственного процесса и обеспечивающих производство процессов;

· иметь быстрый доступ к архивам документов, проектной и техниче­с­кой документации, технологическим картам производственных процес­сов;

· получать информацию о загрузке рабочих мест, перемещении мате­риалов по участкам производства, расходе рабочего времени;

· проводить непрерывную инвентаризацию, регистрировать измене­ние запасов материалов, готовой продукции, незавершенного производ­ства, детально классифицировать затраты.

Для решения этих сложных комплексных задач, автоматизированные информационные технологии должны предоставлять совокупность эф­фективных методов обработки информации в виде разнообразных паке­тов прикладных программ. Современный менеджмент немыслим без оперативного информационного обеспечения, построенного на базе комплексных автоматизированных систем. Современный комплекс ин­формационных технологий охватывает все типовые разделы менедж­мента: исследовательский маркетинг, маркетинг продаж, бизнес­-пла­ни­рова­ние, финансы, экономику, управленческий учет, структуру и логи­стику. Во многих российских компаниях используются информационно-технологические системы, с помощью которых менеджеры осуществ­ляют текущее руководство различными сферами бизнеса: планирова­нием ресурсов (ERP), организацией снабжения (SCM) и сбыта (SFA), взаимодействием с клиентами (CRM), регулированием потребительского спроса (CDM) и т. д.

Наибольший эффект от внедрения программного продукта достига­ется тогда, когда он автоматизирует технологию не только одного кон­кретного бизнес-­процесса, но и охватывает в комплексе большинство деловых потоков организации. В этом случае:

– исключается повторный ввод информации, что существенно умень­шает трудозатраты и практически сводит к нулю количество ошибок при работе;

– достигается высокая оперативность информационной технологии за счет отсутствия пауз, связанных с переносом информации;

– организуется единое информационное пространство, что позволяет менеджерам и аналитикам быстро и надежно получать интегрированные данные о деятельности организации в целом и каждого ее звена, в част­ности.

Современные тенденции развития информационных технологий на­правлены на повсеместное использование технологий Internet/Intranet. Например, в финансовой сфере технологии позволяют решать задачи организации доступа клиентов к информационным ресурсам финансо­вой организации и оперативного (on­line) безопасного приема поручений клиентов (решение «Internet­Bank» позволяет организовать полноценное информационное обслуживание клиентов банка через Internet).

Развивая стратегическое сотрудничество с клиентами, многие фирмы внедряют технологию EDC (Efficient Design Cooperation – «эф­фективная совместная работа по постановке задачи»). В рамках этой технологии создается web­портал, через который клиенты оперативно получают информацию о новых концептуальных разработках, прини­мают непосредственное участие в обсуждении постановок задач, спосо­бов их реализации и т. д. Технология EDC позволяет более эффективно учитывать пожелания клиентов по развитию программных продуктов, а также повысить качество программного обеспечения за счет всесторон­него обсуждения и согласования новых решений на всех стадиях разра­ботки, начиная с этапа их проектирования.

Базой предприятия (корпорации) является капитал (и иные произ­водственные ресурсы) и бизнес-платформа (включающая в себя основ­ное производство, его технологию, рынки и бизнес-стратегию, в которую включен персонал, активно использующий информационные техноло­гии). Предприятие посредством информационных технологий активно взаимодействует с внешней средой, осуществляя эффективную обрат­ную связь, в результате чего повышается гибкость предприятия при ре­акции на изменение условий деловой среды.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы развития автоматизированных информационных технологий | Документов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.