Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура как коллективный интеллект




У животных информация кодируется биологически, носителем ее является само тело животного. Передача информации от одного поколения к другому происходит генетическим путем, а также в какой-то мере через подражание родителям (у высших видов животных). Опыт, накопленный отдельной особью в течение жизни, не наследуется ее потомками; каждое новое поколение начинает накапливать опыт «с нуля». Поэтому объем информации, имеющейся в распоряжении рода, от поколения к поколению не увеличивается.

С возникновением культуры у людей появляется особая, отсутствующая у животных «надбиологическая» форма хранения и передачи информации. В культуре информация кодируется не в генах, а в знаковых системах. В отличие от биологической, социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Культура образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» ее наследования – социальную наследственность. Культура с самого начала формируется, как коллективный разум, управляющий умами индивидов. В процессе исторического развития постепенно возрастала автономия личности по отношению к коллективу. Результатом автономизации индивидуального интеллекта стала первичность продуктов его работы по отношению к коллективному интеллекту. Первичность в том смысле, что идеи, проявляющиеся в коллективном интеллекте, первоначально создаются и осознаются в умах отдельных людей и, только будучи выраженными в языке, доступном пониманию других, становятся достоянием культуры.

Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Слово «адаптация» лат. Прилаживание, приспособление. Многие культурные традиции связаны с каким-то полезным приспособительным эффектом. Традиционное обилие острых приправ в пище южан – это средство задержать ее быструю порчу в жарком климате.

Коммуникативная функция культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура – это условие и результат общения людей. Условие – только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения; культура дает им и средства общения – знаковые системы, языки. Результат – только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они научаются пользоваться знаковыми системами, фиксировать им и («опредмечивать») в них свои мысли и усваивать («распредмечивать») зафиксированные в них мысли других людей. В человеческом обществе коммуникация выходит за рамки физиологических контактов, в отличие от животных.

Интегративная функция культуры. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Культурное разнообразие расцвечивает жизнь человечества, обогащает накапливаемый им опыт. Интегративная функция культуры направлена не на стирание культурных различий, а на объединение людей как в рамках одной культуры, так и за ее пределами, и в конечном счете – на осознание единства всего человечества.

Личность и культура. Личность – это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности. Проявляется личность в поступках, т.е. действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Поступок – всегда результат свободного выбора, что нельзя понимать как абсолютный произвол. Наоборот, последний на самом деле есть несвобода, ибо он означает, что личность не способна контролировать свои действия и совершает их под давлением каких-либо мимолетных прихотей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет его своим внутренним установкам, убеждениям, принципам, которых она придерживается независимо от тех или иных преходящих обстоятельств. Важнейшую роль здесь играют нравственные принципы. Таким образом, условием свободы оказывается самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению «властвовать собой» личность сохраняет свою свободу, автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению.

Человек как личность всегда обладает индивидуальностью – своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей. Личность и индивидуальность не одно и тоже: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность еще не сформировался, и психический больной, у которого произошла деградация личности. В личности индивидуальное, уникальное сочетается с общим, типичным. Индивидуальные особенности психики и жизненного опыта личности так или иначе выражают какие-то общие черты духовного облика людей, живущих в данных конкретных исторических условиях.

Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает возможности, заложенные в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Личность – категория социально-историческая. Она характеризует индивида как члена определенного, исторически конкретного общества, который обладает необходимыми для жизни в этом обществе социальными качествами. Приобщаясь в процессе социализации к культуре определенного общества, индивид овладевает существующими в ней знаниями, ценностями, программами поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом. Однако накопление обществом богатство культуры слишком велико и многообразно, чтобы отдельный индивид мог охватить его целиком, во всем объеме. Каждая личность способна овладеть лишь некоторой малой частью культуры.

Этот выбор зависит от массы факторов. Он может складываться как на основе случайного знакомства с теми или иными сторонами культуры и произведениями искусства и планомерного изучения одной сферы культурной жизни общества. Во многом он определяется объективными условиями, которые могут либо способствовать культурному развитию личности, либо ограничивать ее доступ к культурным богатствам человечества. Но немалую роль здесь играют и субъективные особенности личности – ее склонности и способности, ее воля и настойчивость.

В силу своеобразия индивидуального выбора у каждой личности образуется свой особый комплекс освоенных ею культурных достижений человечества – ее культурный диапазон. В течении жизни он изменяется, и чем оказывается шире, тем выше уровень культурного развития личности. От особенностей культурного диапазона личности зависит ее духовный мир, круг ее знаний, запросов и интересов. Повышение уровня культуры порождает у нее новые и более сложные потребности и интересы, а это, в свою очередь, стимулирует дальнейший культурный рост личности.

Рождаясь и воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней идеалы, ценности, нормы. В результате его действия в значительной мере обусловлены ими. Он реализует в своих поступках и в своем жизненном пути предписанные ему культурой программы поведения, часто даже не сознавая того. Не следует, однако, думать, что программирование человеческого поведения культурой в принципе лишает личность свободы выбора действий. Развитая, богатая культура несет в себе необъятное множество самых разнообразных программ и предлагает каждому огромный выбор возможностей. Она открыта и для творческого созидания новых программ. Вопрос, однако, в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию и насколько он оказывается в состоянии твердо и последовательно осуществить то, к чему толкает его свободный выбор.

Развитая личность не замыкается в узкий круг забот о своем материальном благополучии. Подлинно человеческие потребности – это потребности духовные (ибо материальные обусловлены в конечном счете биологической природой человека, тогда как духовные имеют чисто человеческий, социальный характер). Индивида, который превыше всего ставит материальные блага, Гегель называл рабом свое «физической самости».

Культурному человеку не свойственно ограничивать свои духовные интересы одними только утилитарными ценностями, т.е. стремиться из всей человеческой культуры освоить только то, что полезно для выполнения каких-то практических – профессиональных, служебных, бытовых и прочих – дел. Недооценка общего образования, гуманитарной культуры превращает личность в слугу своей производственной функции, в «фактор производства».

Высшие культурные ценности – добро, красота, свобода справедливость и др. – неутилитарны, они сами по себе никакой практической пользы человеку не приносят. Но во имя этих ценностей человек подчас готов идти на любые материальные жертвы. Ориентация на неутилитарные духовные ценности определяет то, что называют духовностью.

Духовность личности – ее способность возвыситься над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд. «Не хлебом единым жив человек» - эта старая истина выражает одно из существеннейших условий подлинно человеческого бытия.

Семиотика культуры. Под семиотикой культуры понимается совокупность знаковых средств, с помощью которых кодируется социальная информация. Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, улавливать значение используемых в ней знаков и расшифровать тексты, составленные из них (словом «текст» в культурологи называют не только письменное сообщение, но любой объект – произведение искусства, вещь, обычай и т.п., рассматриваемый как носитель информации).

Основные типы знаков и знаковых систем, используемых во всех культурах: Естественные знаки – это вещи и явления природы, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественный знак является частью какого-то целого и потому дает информацию о последнем. Естественные знаки – это знаки-признаки. Пример: дым как знак огня.

Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они выступают, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей могут сказать много только тому, кто способен «расшифровать» данные знаки. Тот же, кто не может этого сделать, скорее всего, не воспримет их как знаки.

Функциональные знаки. Какой-либо предмет становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Пример: оружие из кургана – функциональный знак, свидетельствующий о том, что в кургане захоронен воин. В качестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но и действия людей (если преподаватель водит пальцем по списку студентов, то он сейчас вызовет кого-то).

Функциональные знаки - тоже знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Эти знаки создаются человеком для практического использования, а не с целью наделить их знаковой функцией; используясь по прямому назначению, они заодно выполняют и знаковую функцию. Они могут выступать в качестве знаков только потому, что включены в человеческую деятельность и несут в себе информацию о ней. Чтобы извлечь из них эту информацию, требуется иметь какие-то предварительные знания об условиях их применения в человеческой деятельности.

Иконические знаки. Это принципиально иной класс знаков по сравнению с естественными и функциональными. Иконические (гр. изображение) знаки – знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Это знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качестве естественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для иконических знаков она главная и основная. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей.

Конвенциональные (условные) знаки. Конвенциональный (лат. соглашение, договор, условие) знак служит обозначением предмета «по условию» - потому что люди условились считать его знаком данного предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения есть лишь результат соглашения, договора. Конвенциональные знаки создаются специально для того, чтобы выполнить знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны.

Видами конвенциональных знаков являются сигналы – знаки извещения или предупреждения (цвета светофора, автомобильные гудки) и индексы – условные обозначения чего-либо, имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить некоторые предметы и ситуации из ряда других (показания приборов, картографические знаки).

Особое место среди конвенциональных знаков занимают символы. Они не только обозначают некоторый объект, но и несут в себе добавочный смысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Символы обычно имеют не только конвенциональный, но и иконический характер, т.е. являются изображениями какого-то предмета. Символы: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии и т.д. Символ обладает двухслойным строением. Его внешний вид, «первичный» слой – образ некоего объекта, а «вторичный», собственно символический слой – мысленно сопрягаемая с этим объектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него). Символический слой может содержать в себе идеи и понятия разной степени общности и абстрактности. Язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме.

Вербальные знаковые системы – естественные языки. Это исторически сложившиеся знаковые системы, образующие основу – семиотический базис – всей культуры говорящих на них народов. Их называют «естественными», чтобы отличить от «искусственных» (например, формализованных) языков.

Естественный язык имеет ряд преимуществ перед другими знаковыми системами: удобен для пользования (не нуждается в предварительной подготовке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки), экономичен (при малых затратах энергии способен за малое время передать большие объемы информации), надежен (кодирует в большем, чем необходимо для ее восприятия, количестве знаков, что позволяет избежать ошибок, даже когда в сообщении имеются пропуски и искажения).

Язык представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую, многоуровневую систему знаков, которая открыта для изменений и способна к неограниченному развитию. Благодаря своей организации язык оказывается уникальным и удивительно богатым по своим возможностям средством выражения, хранения, обработки и передачи самой разнообразной информации.

Знаковые системы записи. Особенность знаковых систем записи заключается в том, что они возникают на базе других знаковых систем – разговорного языка, музыки, танца – и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи – величайшее достижение человеческой мысли. Письменность позволила культуре выйти из примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки, техники, искусства, права и т. д.

Зародышем письменности было так называемое «предметное письмо», возникшее еще в первобытном обществе использование предметов для передачи сообщений (оливковая ветвь как знак мира). Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках (пиктография). Далее идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер (иероглифы). Третья стадия – алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки устной речи.

Аналогичным образом развивались и запись музыки – нотное письмо, и система записи танца. В настоящее время для записи музыки и танца часто используют технические средства танца – аудио- и видео-системы. Одним из важных направлений развития систем записи стало создание формализованных языков, с разработкой которых связано развитие электронно-вычислительной техники.

Появление и развитие письменности порождает принципиально новые возможности культурного прогресса. Бесписьменные языки могли обеспечить передачу лишь того объема знаний, который хранился в фольклоре и ограничивался возможностями памяти жреца или сказителя. Письменность позволяет обществу транслировать информацию, количество которой намного превосходит объем памяти отдельного человека. Возникают библиотеки, выполняющие функцию хранилищ знания и делающие его доступным для грядущих поколений. Снимаются временные и пространственные границы общения: становится возможной коммуникация между людьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное историческое время. Благодаря письменности изменяются качества информации, сохраняющейся в обществе. Оригинальная, нестандартная мысль. Которая среди современников считается не заслуживающей запоминания, без письменности была бы после смерти автора забыта и потомки бы о ней не знали. Письмо дает возможность запечатлеть и сохранить ее. Это создает широкие возможности для развития творчества. Письменность открыла путь к тиражированию текстов – книгопечатанию. В результате круг читателей чрезвычайно расширился. Возникли условия для массового образования и просвещения народа. Вместе с тем школьное обучение грамоте стало непременным условием функционирования письменной речи, сохранения языковых традиций. И непрерывности существования культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.