Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности ценообразования в сельском хозяйстве и система цен на сельскохозяйственную продукцию




Особенности ценообразования в сельском хозяйстве. Качествен­ные преобразования в аграрном секторе экономики невозможны без установления системы экономически обоснованных цен на продукцию сельскохозяйственных производителей. От уровня цен зависят условия возмещения издержек производства, расширен­ное воспроизводство, оплата и материальное стимулирование тру­да, пропорции в размещении отраслей и эффективное использо­вание средств производства.

В основе объективного ценообразования в сельском хозяйстве лежат следующие условия:

1. Формирование цен на основе общественно необходимых затрат труда. Это означает, что цены отражают не только затраты факторов производства в виде себестоимости, осуществленные на предприятии, но и условия товарного обмена, учитывают спрос и предложение на рынке данной продукции, конкурентоспособ­ность и качество товара. Особенностью цен на сельскохозяйствен­ную продукцию является и то, что они формируются с учетом зат­рат в относительно худших условиях отраслевого производства. Это позволяет ценам стать механизмом реализации дифференци­альной ренты.

2. Колебание рыночных цен имеет свои границы. Минималь­ные пределы должны определяться условиями простого воспроиз­водства, т. е. возмещением издержек и обеспечением гарантированного дохода. Максимальный уровень определяется размерами платежеспособного спроса.

3. Ценообразование в сельском хозяйстве должно учитывать специфику отрасли. Производство испытывает влияние природ­но-климатических условий, поэтому цены должны отражать зо­нальную специфику, выравнивать экономические условия хозяй­ствования, формирующиеся в разных природных зонах. Иначе продукция, возделываемая в относительно неблагоприятных зо­нальных условиях, станет неконкурентоспособной.

4. Цикличность сельскохозяйственного производства, отража­ющаяся на сезонном колебании цен.

Существуют два основных направления формирования цензатратное, отражающее учет издержек производства, и рыночное (полезностное), в основе которого лежит учет факторов спроса и предложения. Обычно предприятия применяют эти направления в сочетании, что позволяет более активно воздействовать на условия реализации, получать прибыль и выявлять пути снижения затрат.

В соответствии с указанными направлениями применяют два метода ценообразования: затратный и рыночный.

Наиболее распространен затратный метод «издержки плюс». В нем учитываются издержки предприятия на производство и сбыт продукции, к которым добавляется прибыль, соответствующая фиксированному уровню рентабельности. Этот метод позволяет определить уровень, ниже которого цена может опускаться лишь при определенных условиях на короткий период. Связь между уровнем издержек предприятия П) и нормальной (средней) при­былью (ПР) в отрасли будет выражаться так:

 

где R0 оптимальная рентабельность.

Наценка на издержки в виде средней (нормальной) прибыли позволяет предприятию осуществлять налоговые и социальные выплаты и обеспечивать нормальный воспроизводственный про­цесс. Норма рентабельности определяется по-разному для различ­ных сфер и отраслей деятельности. Данный метод применяется в массовом порядке в условиях устойчивого сбыта продукции.

Другой затратный метод основан на получении целевой прибыли. Производитель определяет желаемый (целевой) объем прибыли и, исходя из этого, рассчитывает цену, которая должна покрыть издержки и обеспечить эту прибыль. Данный метод требует многовари­антных расчетов, учитывающих влияние разных цен на объемы продаж, позволяющих преодолеть уровень безубыточности, возме­стить затраты или получить прибыль. В теории эта задача формули­руется как проблема максимизации прибыли.

Рыночные методы основаны на учете потребительной стоимос­ти (ценности) товара или оценке текущей конъюнктуры рынка. При учете ценности товара определяют спрос на продукт и его по­требительские свойства. Это важно в условиях формирования се­зонных цен (например, на овощи, фрукты, цветы). При этом про­изводитель при формировании цены не должен игнорировать не­обходимость покрывать издержки производства и обращения за счет цены.

Метод оценки текущей конъюнктуры рынка предполагает при­менение средних рыночных цен, когда учитываются цены, сло­жившиеся на рынке в данный момент как равновесные. Этот ме­тод применяется для рынков однородных товаров (сахара, расти­тельного масла, зерна, картофеля, столовых овощей и т. п.). Цена устанавливается лидерами рынка или как цена конкурентов.

Рассмотрим основные виды цен, применяемые в аграрном сек­торе экономики.

Оптовые цены — это цены, по которым продукция крупными партиями реализуется предприятием-производителем закупоч­ным и торговым организациям. В основе оптовых цен лежат про­изводственные и коммерческие издержки на единицу продукции. Прибыль устанавливается, исходя из условий реализации и требо­ваний обеспечения воспроизводства. В зависимости от конкурент­ных условий эти цены складываются под влиянием рыночной конъюнктуры (договорные, контрактные, рыночные) или регули­руются государством (закупочные).

Розничные цены — цены конечного потребления, по которым продукция реализуется населению.

В зависимости от сферы действия различают единые и зональ­ные цены. Единые цены устанавливаются на основные (базовые) виды продукции (зерно, мясо, молоко). Эти цены регулируются государством.

Зональные цены устанавливаются государственными органами по базовым продуктам с учетом дифференциации производствен­ных и транспортных затрат по разным географическим зонам. Для предприятий одной зоны они являются едиными.

Закупочные цены применяются для удовлетворения целевых го­сударственных потребностей — наполнения потребительского рынка, формирования государственных резервов, завоза продук­тов на отдаленные территории, а также для сглаживания цикли­ческих конъюнктурных колебаний на рынке. Применяются для закупок отдельных видов продукции.

Залоговые ставки — это цены, установленные государством для обеспечения залоговых операций государственных закупочных органов с сельскохозяйственной продукцией. Государство закупа­ет излишки сельскохозяйственной продукции путем залоговых операций в годы избыточного производства. Эти цены обеспечи­вают минимальную прибыльность производства данной продук­ции, позволяют компенсировать издержки и являются формой це­новой поддержки производителей в периоды неблагоприятной рыночной конъюнктуры (низкие рыночные цены, недостаточный спрос и избыточное предложение).

Министерством сельского хозяйства РФ совместно с другими министерствами и ведомствами разрабатываются ориентировочные цены. Они применяются как прогнозные по основным видам про­дукции животноводства и растениеводства. Их рассчитывают на основе среднестатистических цен производства как среднеот­раслевые издержки плюс средняя прибыль с учетом ожидаемого соотношения спроса и предложения. Ориентировочные цены служат ориентиром для производителей и оптовых покупателей в условиях формирования договорных цен.

Справочные цены — это вид цен оптового оборота во внутренней и внешней торговле. Они являются исходным пунктом при опре­делении контрактной цены, которая будет зафиксирована как окончательная в документе о сделке. Ее можно рассматривать как «запрашиваемую» цену, с которой начинаются торги. Такие цены широко используются предприятиями, выходящими со своей про­дукцией на мировые рынки продовольствия.

Цены мирового рынка определяют уровень цен на товары при складывающейся конъюнктуре мирового рынка продоволь­ствия.

Тарифы на услуги — это цены на услуги отраслей производ­ственной и непроизводственной сферы. Существуют тарифы на транспортные перевозки, ремонтные работы, коммунальные услу­ги, на электроэнергию и т. д.

В зависимости от применяемого механизма регулирования раз­личаются государственные (устанавливаемые) цены и свободные (рыночные) цены.

В ценовой политике также используются гарантированные и це­левые цены, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 10328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.