Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы психологических исследований




Этап:ок. 2000 лет назад (до 17 в.) – психология воспринимается как область знаний о душе –основной вопрос«что есть душа?» - иначе говоря, решали проблему субстрата психики. Материалисты: душа человека есть разновидность материи (Демокрит, Лукреций, Эпикур). Идеалисты: душа отлична от тела человека, она есть нечто божественное. И прежде чем попасть в тело человека, душа существует обособленно в высшем мире. Попав в тело душа начинает вспоминать виденное до рождения (Платон).Аристотельвыдвинул идею о неразделимости души и тела (в трактате «О душе» дал развернутый анализ предмета психологического исследования).

Основные теоретические направления в психологии

История развития психологии.

 

Психология наука молодая. Само слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «учение о душе» - PSYCHE (душа), LOGOS (учение). И длительное время термин «психология» трактовался как «душа».

«Родителями» психологии являются философия и физиология высшей нервной деятельности.

Философия дает психологии, прежде всего, теоретико-методологическую базу, а физиология высшей нервной деятельности выступает как материальная основа психического.

Впервые слово «психология» было введено в 1590 г., его использовал немецкий богослов Гоклениус, первоначально оно означало область богословия.

В науку первым ввел термин «психология» в 18 веке немецкий ученый Христиан Вольф.

Самостоятельной же наукой психология становится в 1879 году, когда В.Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, затем эта лаборатория переросла в самостоятельный институт. Появление лаборатории ознаменовало отделение психологии от философии, с одной стороны, и от физиологии, с другой.

В нашей стране первая экспериментальная лаборатория по психологии открылась в 1885 г., ее создал Владимир Михайлович Бехтерев, затем он же создал такую же лабораторию в Санкт-Петербурге в 1895 году, а в 1908 году он открыл в Санкт-Петербурге Психоневрологический институт. Собственно психологический институт при МГУ был создан в 1912 году (открыт в 1914 году), его основал Георгий Иванович Челпанов. В 1966 году открыли психологические факультеты при МГУ и ЛГУ. В 1971 году открыли Институт на ВДНХ, его директором был Ломов.

Психология прошла длинный путь развития, на этом пути происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.

 

Основные этапы развития психологии:

В Средние века понимание психологии также связывалось с душой, которая имела различные формы, располагающиеся в виде «лестницы» - от низших к высшим (животная, растительная, человеческая и т.д.). Каждое явление имеет свое определенное место. Основные вопросы, которые решала психология – это вопрос веры и разума (Фома Аквинский)

2 этап: 17 в., выделение этого этапа связано с развитием естественных наук, особенно астрономии, физики, математики, а также философии и общественных наук. Цель ученых: изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием и психология стала считаться учением о сознании. Новым аспектом психолого-философских работ стало исследование проблемы способностей. Основным методом изучения считалось наблюдение за собой и описание фактов. – Р.Декарт (картезианство), Дж.Локк, Т.Гоббс, Д.Гартли, П.Гольбах, К.Гельвеций и др.

 

3 этап: к. Х1Х - нач. ХХ вв. – предметом изучения психологии становится поведение. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно увидеть (реакции, поступки, поведение). А желания, чувства не учитывались.- В.Вунд, Г.Эббингауз, Г.Спенсер, Т.Рибо, А.Бине, У.Джемс, Дж.Уотсон и т.д.

 

4 этап: ½ ХХ в. – а) психология это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Б) предметом психологии являются психика и психические явления как одного человека, так и психические явления, происходящие в группах.

Психика – это субъективное отражение объективного мир.

психические явления есть отражение независимо существующего в действительности, в реальности.

психическими называют такие явления, как ощущение, восприятие, процессы памяти, запоминания или припоминания, процессы мышления, воображения, эмоциональные переживания.. К ним относят индивидуально-психологические особенности человека, его личность.

Кому присуща психика? (Объект изучения):

· только человеку – антропсихизм

· всему живому – биопсихизм

· всей природе – панпсихизм

· имеющим нервную систему

· имеющим мозг

· наличие чувствительности

Современный взгляд на объект психологии: 1) человек; группы людей, массы и другие формы общности людей. 2) высокоорганизованные животные (зоопсихология)

 

 

Функции психологии:

Изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

1. как фундаментальная наука призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и отдельных феноменов

2. как прикладная наука – формулирует рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.

 

Отрасли психологии:

· Педагогическая психология

· Возрастная психология

· Клиническая психология

· Психология труда

· Этнопсихология и т.д.

· …

· …

Принципы психологии - основополагающие, исходные идеи, положения, выступающие как методологические требования к исследованию, изучению психических явлений. Психология основывается на философских и общенаучных принципах: 1)единства и борьбы противоположностей, 2)отрицания, 3)перехода количественных изменений в качественные, а также принципах объективности, всесторонности, единства исторического и логического, единства содержания и формы, единства явления и сущности, принципа отражения и др.

На базе всеобщих (философских, общенаучных) принципов сложились и разнообразные собственно психологически принципы:

· принцип детерминизма,

· единства внешних воздействий и внутренних условий,

· активности сознания личности,

· единства психики и деятельности,

· личностного подхода,

· системности,

· развития и др.

Принцип детерменизма – предполагает закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов; Детерминация, или причинность - генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия)

Принцип развития – принцип, предлагающий рассматривать развитие как взаимосвязь изменений психических явлений и порождающих их причин. То есть психическая деятельность не может быть правильно понята и адекватно объяснена, если ее рассматривают статично, вне движения, изменения и развития.

Принцип целостности (реализация системного подхода) – (Утвердил Аристотель) - это методологический подход к анализу психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре. Идеи системного принципа по-своему разработали представители гештальтпсихологии и психоанализа.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.