Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная структура и стратификация




Общественное мнение как институт гражданского общества.

Социальные институты их особенности и типология.

Социальный институт – это организованная система социальных связей и норм, которая объединяет усилия людей для удовлетворения определенных потребностей. Институты включают в себя группы и основываются на действиях отдельных людей. Однако индивиды вступают во взаимодействие на основе статусных характеристик поэтому их поведение приобретает более стандартизированный и формальный характер.

Впервые институты были исследованы Т. Вебленом в 1899 году. В работе «Теория праздного класса» он полагает, что социальный институт – это приспособительное устройство созданное для удовлетворения потребностей и регулируемое социальными нормами.

Классификация социальных институтов основывается на тех потребностях, которые они удовлетворяют и носит конкретно-исторический характер. Выделяют 5 основных социальных институтов:

1. Брака и семьи;

2. Государство и политические институты;

3. Экономика, удовлетворяет потребности в добывании средств;

4. Институты образования (школа, детские сады и т.д.);

5. Религия, удовлетворяет потребности в решении духовных проблем.

Процесс появления институтов. Сначала люди ищут способы удовлетворение потребностей, выделяют лучшие из них, появляются определенные шаблоны и образцы поведения, затем происходит их поддержка общественным мнением и появляются санкции. Таким образом, институционализация это процесс определения и закрепления социальных норм, а значит возникает система социальных ролей и статусов.

Внутри социальных институтов не все роли поддаются формализации. Каждый институт обладает определенными признаками:

1. культурные символы (материальные и духовные) создают общее представление об институте;

2. кодексы поведения в них выражается система ролей, они могут быть формальными;

3. идеология – система идей объединенных совокупностью норм поведения и санкций.

Функции социальных институтов разделяют на явные и латентные:

I. Явные функции.

- регулятивная;

- закрепление и воспроизводство общественных отношений;

- интегративная (благодаря наличию и действию социальных институтов появляются отдельные группы);

- транслирующая заключается в передаче опыта;

- коммуникативная (благодаря институтам происходит распространение информации).

II. Латентные функции – косвенные результаты деятельности института.

Необходимо выделять также дисфункции т.е., отрицательное воздействие институтов (коммерциализация обучения – дисфункция института образования). Каждый институт взаимосвязан с другими поэтому между ними возможны отношения сотрудничества, конфликта, контроля и т.д., однако, у каждого из них должна существовать автономия.

 

 

Проблема общественного мнения как социологическая проблема возникает в процессе становления гражданского общества. Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений в обществе - экономических, политических, социальных, национальных, религиозных, семейных, нравственных и др. Становление гражданского общества предполагает не только трансформацию традиционных социальных институтов, но и возникновение новых, характерных именно для гражданского общества. Одним из таких социальных институтов является институт общественного мнения.

Термин «общественное мнение» впервые употребил английский писатель и гос. деятель Дж. Солсбери в XII веке. Первоначально оно означало наличие или отсутствие моральной поддержки парламента со стороны населения страны. В дальнейшем интерес к проблеме общественного мнения возрастает. На протяжении многих веков было высказано не мало идей о значении и роли общественного мнения в жизни общества, государства.

В качестве объектов общественного мнения могут выступать факты, события, явления, процессы, если они действительно затрагивают интересы больших групп людей. По существу общественное мнение есть стихийный способ выражения и защиты интересов большого числа людей.

Общественное мнение формируется и функционирует в процессе субъект-объектного отношения и есть выражение точки зрения субъекта по поводу свойств оцениваемого объекта. Таким образом, субъектом общественного мнения выступают большие социальные группы, которые оценивают то или иное явление, событие, факты.

Структура общественного мнения выступает как внутренняя организация элементов, способ связи этих элементов. В качестве элементов выступают:

1. рациональная составляющая – интеллектуальный компонент, который образуется на основе получаемых людьми сведений о фактах, событиях, процессах;

2. эмоциональная составляющая – связанна с непосредственным переживанием идей взглядов и знаний в форме социальных чувчтв, массовых настроений;

3. волевая составляющая – побудительные мотивы носителей общественного мнения к его практической реализации. Волевые побуждения отдельных субъектов, складываются в общественную волю.

Факторы влияющие на формирование общественного мнения это во-первых, молва, слухи, сплетни – это путь формирования общественного мнения на межличностном уровне; во-вторых, личный опыт индивида, всегда присутствует при вынесении суждения, в высказываниях, касающихся какого-либо явления, события, процесса; в-третьих, совокупный коллективный опыт, как опят «других», выступающий в виде разнообразных сведений поступающих к индивиду теми или иными способами, включая СМИ.

Функции общественного мнения напрямую связаны с характером высказываний, выражением которых и выступает общественное мнение.

I. По логической форме сами высказывания выступают в виде суждений различного характера:

- оценочные суждения строятся на основе либо прямой оценке «хорошо-плохо», «за-против», либо косвенной, когда выражается отношение к явлению в сравнении с другим;

- обосновывающие суждения – это суждения относительно причин высказываемого говорящими мнения;

- аналитические суждения касается вопроса не о том, почему кто-то придерживается того или иного мнения, а о том, почему существуют и возникают сами оцениваемые явления;

- экзистенциальные суждения представляют собой простую констатацию факта существования того или иного явления;

- суждения определения (дефинитивные): в них получает выражение степень понимания субъектом сущности вещей путем выявления признаков, черт, характеризующих общее и особенное, признаки рода и видовые отличия;

- конструктивные суждения – это тип высказываний, заключающих в себе выражение воли говорящего, его активного желания, стремление изменить анализируемую им действительность.

II. В зависимости от характера и содержания суждений о предмете общественного мнения различаются функции:

- Оценочная – это функция выражения того или иного отношения к событиям и фактам.

- Аналитическая, состоит в выработке решения познавательного и программирующего характера.

- Регулятивная, состоит в том, что общественное мнение оценивая те или иные факты и события, объективно исходит из общественных норм, ценностей как некоторых критериев оценки.

III. В зависимости от характера влияния на социальные институты различают:

- экспресивную – функция выражения определенной позиции по отношению к фактам и событиям;

- контрольную – общественное мнение как бы надстраивается над институтами власти в качестве особой силы, оценивающей и контролирующей деятельность этих институтов;

- консультативную – общественное мнение предлагает решения и дает совет институтам власти относительно путей и способов решения социальных проблем;

- директивную – общественное мнение есть способ влияния общественности на принятие решений со стороны власти.

3. Социальные организации их типы и формы.

В западной социологии существует несколько подходов к определению организации:

1. Первый подход Барнер считает, что организации это вид кооперации отличающейся сознательностью и предсказуемостью.

2. Второй подход Саймон определяет организацию как сотрудничество и сообщество людей имеющих специальный координационный орган.

3. Третий подход Блау и Скот: Организация – это общность людей обладающая формальной структурой и предназначенной для определнной цели.

4. Четвертый подход Этциони считает, что организация – это социальное определение контролирующее свои действия для достижения определенной цели.

Во всех этих подходах выделяются два основных признака социальной организации а). Наличие специфической цели для которой объединяются усилия членов; б). Формализация отношений.

По Пригожину А.И. социальная организации – это группа людей совместно и координирующе реализующие общую цель.

При этом организации могут иметь различную степень формализации. В основе формальных отношений лежит: разделение труда оформленное ввиде системы статусов и ролей. Каждый из них наделен определенными функциями и упорядочен в иерархии.

Строение организации. Выделяют 5 элементов:

1. Члены организации – люди обладающие определенными качествами.

2. Структура организации (формальная и неформальная) Нормативная структура – предписанные правила и нормы; поведенческая структура – реальное исполнение ролей.

3. Цели организации их три вида: а). Цели-задания; б). Цели-ориентации (цели, которые ставят участники организации); в). цели - системы (цели исходящие из внутренних особенностей организации, цели сохранения).

4. Технология – система различных объектов физических (здания, мебель), не физических (умение построить свою работу).

5. Внешнее окружение.

Каждая организация сложна поэтому для нее не достаточно неформального управления или самоуправления, а поэтому возникают специфические органы по координации деятельности или органы управления, в связи с вопросами управления организации актуальна проблема бюрократии.

 

План:

  1. Понятие социальной структуры и ее виды.
  2. Социальная стратификация, и ее исторические типы.
  3. Понятие класса, классовая структура современного общества.
  4. Социальная мобильность и ее каналы.
  1. Понятие социальной структуры и ее виды.

Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов общества и отношения между ними.

Она выражает объективное деление общества на классы, слои группы, и указывает на разное положение людей. В социологии термин «структура» обычно употребляется в двух смыслах:

- в широком это строение общества в целом и его разделение на любые общности;

- в узком – это по отношению к разделению на классы слои касты и т.д.

В социальной структуре в широком смысле можно выделить следующие виды:

1. Этническая структура. Основана на разделении людей по национальному признаку. Разные этносы отличаются самосознанием, культурой, психологическими особенностями.

2.Профессиональная структура. Профессия – это характеристика работника, которая влияет на его образ жизни, культуру, традиции.

3. Территориальная структура – различное географическое положение территорий также влияет на особенности народа.

4. Гендерная структура – разделение по половым признакам.

5. Социально-классовая структура.

Понятие структуры в узком смысле – относятся именно классы. Она в отличие от всех остальных видов отражает социальное неравенство.

Таким образом, в структуре общества можно выделить два среза:

1. горизонтальный (дифференциация) нет иерархии, показывает разнородность людей по разным признакам;

2. вертикальный (стратификация) отражает отношения неравенства. Истоки неравенства заключаются в природных различиях людей. На ранних стадиях развития общества не устойчивы и не приводят к выделению социальных групп. Но постепенно сильные начинают совершать неравный обмен ценностями, что усугубляет появление собственности, а значит власти. Это возможно уже в сложных обществах, в которых формируются статусы.

Статус – это определенная позиция человека в группе или обществе, которая характеризуется определенным набором прав и обязанностей. Человек, как правило, имеет несколько статусов, которые называются статусным набором. Впервые это понятие ввел Р. Мертон.

Виды статусов:

  1. Предписанный – это статус, в котором человек родился, и которые позже признаются человеком и обществом.
  2. Достигнутый – приобретается в результате личных усилий и свободного выбора человека.

В примитивных обществах существуют только предписанные статусы, что служит залогом их стабильности. Современное общество породило достигнутые статусы, что позволяет мобилизовать способности человека и более эффективно их использовать. С другой стороны это рождает нестабильность, амбиции и страх неудачи.

3. личный статус – это положение в семье или малой группе.

4. общественный статус – это положение человека в обществе в целом, которое он занимает как представитель большой социальной группы.

5. Основной статус – это статус, который определяет образ жизни человека и наиболее характерен для него.

6. Не основной статус, носит временный характер, права, и обязанности в нем определены нечетко.

Статус относится к ранговым показателям человека, характеризуют место человека в иерархии. Именно статус характеризует неравное положение людей в обществе.

Таким образом, место человека в структуре общества определяется следующими видами показаний:

  1. Номинальные (не образуют иерархии);
  2. Ранговые.

На основе первых возникает дифференциация общества а на основе вторых стратификация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.