Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4 Организационная культура




Принятие текста

 

 

Почему одни компании на практике добиваются высокого уровня организованности (успеха), а другие нет? Так, компания «Apple» была начата с двух человек, напротив, персональные компьютеры большой в прошлом фирмы RCA сейчас неизвестны. Одна из причин — разная культура этих организаций.

Культура — это продукт цивилизации.

Организационная культура является производной от истории деятельности организации, ее успехов и неудач.

Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.

Носителями организационной культуры являются люди.

Организационная культура бывает:

  • явная — зафиксирована в документальной форме (правила, инструкции или нормы);
  • неявная — отражена в сознании человека, поддерживается традициями, верой.

Выделяют организационную культуру:

  • экстравертную — обращенную во внешний мир, когда миссия находится вне области самой организации;
  • интравертную — обращенную внутрь самих себя.

В оргкультуре можно выделить объективные и субъективные элементы. Объективные элементы –внешние проявления культуры. Субъективные элементы -отражают личностно-психологический климат в коллективе

Объективные элементы Субъективные элементы  
 
Символика цвета Ценности-образцы, ориентиры, мерила поведения  
Удобство и оформление интерьеров Нормы общения-правила общения сотрудников между собой и с внешними заинтересованными сторонами.  
Внешний вид зданий Дивизы и лозунги-краткие изречения, обычно выражающие руководящую идею деятельности организации  
Форменная одежда и фирменные аксессуары Ритуалы и обычаи-сложившиеся традиции и мероприятия, оказывающие психологическое воздействие на членов организации с елью укрепления преданности ей  
  Табу-определенные запреты на поведение  
  Легенды и мифы-сведения из истории организации, приукрашенные портреты ее известных деятелей.  

Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда.

Организационная культура — своего рода социальный клей, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие для нее стандарты поведения;

Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. И наоборот, при соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок работника деятельность последнего активизируется, соответственно увеличивается эффективность. Таким образом, можно добиться получения синергетического эффекта.

Ценность организационной культуры заключается и в том, что она является мотивирующим фактором для сотрудников.Мотивация — позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим, целенаправленным образом. Если рассматривать иерархию потребностей по А.Маслоу (см. рис), то организационная культура будет удовлетворять потребность человека в социальном статусе и причастности, например, к делам компании, а также способствовать его самовыражению, что находится на самом высшем уровне пирамиды потребностей.

 

 

Рис. Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

Организационная культура выполняет целый ряд функций:

Функции орг. культуры:
Организация и регулирование внутренней среды Адаптация к внешней среде
Охранная- защита о проникновения нежелательных тенденций и отрицательных ценностей Ориентация на потребителя (учет запросов и интересов)
Интегрирующая-объединение отдельных личностей в трудовой коллектив с общими целями и ценностями, усиливает систему социальной стабильности в организации. Регулирование партнерских отношений (установление и соблюдение правил взаимоотношений с партнерами)
Регулирующая-упорядочение и регулирование действий сотрудников, контролируются формы поведения и восприятия, целесообразные с точки зрения данной организации Приспособление к нуждам общества (выражается в миссии - целевой направленности)
Адаптивная-приспособление работника к организации и организации к работнику, выражается в чувстве общности всех членов организации  
Ориентирующая- направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло  
Мотивационная-образование, развитие и мотивация сотрудников, усиливает вовлеченность в дела организации и преданность ей;  
Замещение формальных и официальных механизмов  
Повышение качества товаров и услуг  
Функция формирования имиджа организации -формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой.  

На сегодня культура влияет на обширный спектр деятельности компании: может упростить или усложнить процесс получение кредитов, инвестиций, а также установление долгосрочных партнерских связей и размещение ценных бумаг организации. Организационная культура во многом определяет рекламную политику и эффективность рекламы организации.

В последнее время происходят существенные сдвиги в шкале ценностей работников. Такие из них, как долг, дисциплина, повиновение, утрачивают свое большое значение. Зато возрастают ценности, связанные с самовыражением индивида. Поэтому в практике менеджмента методы мотивации персонала и стиль управления должны в качестве критериев эффективности учитывать творческую деятельность, свободу действий и ответственность, расширение контактов с руководством и коллегами, повышение квалификации.

 

В связи с этим можно определить традиционные ценности организации, к ним относятся:

 

♦ дисциплина;

♦ послушание;

♦ иерархия;

♦ достаточность;

♦ власть;

♦ достижение;

♦ надежность.

 

Современные ценности организации отличают:

 

♦ самореализация;

♦ участие;

♦ коллективная инициатива;

♦ творчество;

♦ децентрализация;

♦ самостоятельность;

♦ гибкость.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.