Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Симулякры и симуляции современного общества

Адаптация 2

(по мотивам призведений Ж. Бодрийяра)

 

Источник: Кравченко С.А. Социология.
Учебное пособие для вузов. Изд‑во «Экзамен», 2002. С. 506-509.

 

«Симулякры и симуляции» – так называется одна из работ Ж. Бодрийяра, в которой раскрываются механизмы формирования гиперреальности, означающей у автора симуляцию чего-либо. Гиперреальность для стороннего наблюдателя, считает автор, более реальна, чем сама реальность, более правдива, чем истина, более очаровательна, чем само очарование.

Под симулякрами Бодрийяр понимает знаки или образы, отрывающиеся по смыслу от конкретных объектов, явлений, событий, к которым они изначально относились, и, тем самым, выступающие как подделки, уродливые мутанты, фальсифицированные копии, не соответствующие оригиналу.

Своими корнями термин «симулякр» уходит в понятие, введённое ещё Платоном, – «копия копии», обозначающее, что многократное копирование образца в итоге приводит к утрате идентичности образа. В этой связи симулякры выступают как знаки, приобретающие автономный смысл и вообще не соотнесённые с реальностью. Тем не менее, симулякры могут и широко используются в коммуникативных процессах современного общества. Они воспринимаются людьми благодаря ассоциациям с конкретными объектами, явлениями, событиями. Иными словами, благодаря замене реальногознаками реального происходит утверждение иллюзии реальности, творчества, прекрасного, доброты и т.д.

Как считает Бодрийяр, современное общество основано на симулякрах:

- диснейленд – более привлекателен, чем естественная природа;

- модная вещь – лучше той, которая прекрасно функционирует;

- порнофильмы сменяют сексуальность, «мыльные» оперы – любовь и т.д.

Симуляция, в интерпретации Бодрийяра, означает обретение знаками, образами, символами самодостаточной реальности. Как социолог он полагает, что сегодня развитие человеческой цивилизации идёт в направлении утверждения мира симуляций, которые буквально распространились на все сферы общественной жизни.

Насколько симулякры и симуляции вошли в нашу жизнь?

Нравится нам это или нет, но различные симулякры стали частью нашей действительности. Они существуют вполне реально, хотя, как правило, относительно непродолжительное время. Такие симулякры как «истинные патриоты, демократы», менты из телесериалов, финансовые пирамиды, «настоящая любовь Марий» и т.д. настолько заполонили нашу жизнь, стали «правдивыми», близкими и «родными», что начали адсорбироваться, поглощать объективную реальность. В результате структуры и функции, представляющие собственно общество, становятся размытыми и диффузными (т.е. растекающимися). Складывается ситуация с утверждением и распространением симуляций «реального мира», который теперь трудно или почти невозможно описать с помощью принятого, рационального научного инструментария. Становится невозможным ответить на вопрос, какая же реальность «истинная», или хотя бы, какая «более реальная». Но очевидно, что симуляции стали, мягко говоря, определёнными реальностями, которые размывают значение современных и исторических событий, лишают людей памяти, стремлений постичь истину.

Симулякры неотделимы от новых культурных продуктов. Они делают их качественно неопределёнными. Так, современная звукозаписывающая аппаратура позволяет совершать невозможные ранее манипуляции со звуком. Классические произведения Моцарта, Бетховена, Шостаковича могут приобретать совершенно иное по самым разным параметрам звучание, которое многих слушателей просто «зачаровывает». Более того, аппаратура позволяет слушателям становится «соавторами» исполнения, задавая звучанию определённые качественные характеристики. Но это будет не тот вариант исполнения, который задумывался авторами произведений. Это будет «копия копии», очевидное несоответствие нового и аутентичного, т.е. подлинного авторского звучания.

Благодаря симулякрам, стираются различия между китчем (безвкусицей) и высоким искусством. Ещё двадцать пять лет назад всем известная юмореска Сергея Образцова «Соло на унитазе» воспринималась как пародия на псевдоискусство. Тогда при всех возможных вкусовых допущениях всё же существовала разделительная грань между общепринятой культурой (нормой) и разного рода субкультурами и контркультурами (девиациями), к которым у общества в целом было негативное отношение. Сегодня же, например, даже игра на всём, включая грязную посуду, может стимулировать культуру вообще. во всяком случае, такое «исполнение» рассматривается как одна из субкультур в культурном плюрализме, имеющая равные права на автономное существование, на потребление зрительскими массами. И подобные симулякры культурных продуктов подчас распространяются миллионными тиражами на наших телеэкранах. Тем самым, начинает размываться само представление о нормативности и девиации, маскируется культурная деградация.

Аналогичная ситуация складывается и в других сферах общественной жизни. Так, всегда существовали легальный и чёрный рынок. В различных культурах отношение к нелегальной экономической деятельности варьировалось от нетерпимого до снисходительного. Но это было отражение реальности, стремящейся к адекватному представлению положения дел в обществе. Люди знали, что действительно они имели.

Появление и развитие современных экономических симулякров – теневых предприятий и банков, фирм-однодневок, разного рода «крыш» – смешало всё настолько, что идентифицировать легальную и нелегальную деятельность становится всё труднее. Фактически, симулякры уничтожают всякую соотнесённость знаков, слов, реклам с истинным положением дел.

Симулякры начинают размывать реальность и в политической сфере. Подчас исчезает само представление о политике как о целедостижительной деятельности. Она симулируется сугубо прагматической целью сохранения или обретения властных полномочий – успехом локального уровня, не имеющего ничего общего ни с реализацией конкретных программ, ни даже с выполнением традиционных «обещаний» политиков народу. И при этом появляются симулякры самих источников власти: возникают структуры с размытыми функциями, иногда даже легитимно не закреплёнными.

Можно по-разному оценивать последствия ликвидации двухполюсного мира в международных отношениях. Но, несомненно, одно – симулякры появились и в этой сфере. Ломаются и уходят в прошлое прежние образы «друзей» и «врагов». А где же новые нормы взаимодействия между странами? Их реальные контуры даже не выкристаллизовываются. Нормой же становится симуляция «стратегического партнёрства», до которого, чтобы оно стало реальным, надо политически и экономически ещё дозреть. Пока же имеет место явный или латентный отказ международных структур от ранее признававшихся норм. Естественно, что реально МИР не становится от этого более безопасным и стабильным. Пожалуй, наоборот – возрастают риски, связанные с неопределённостью, непредсказуемыми флуктуациями политических интересов.

Ж. Бодрийяр видит выход из создавшегося положения в том, чтобы, полагаясь на патофизику и научную фантастику, повернуть систему против самой себя: «Система должна совершить самоубийство как ответ на многочисленные вызовы убийств и самоубийств».

 


* Теология (с греческого – богословие) – систематическое изложение и анализ религиозной доктрины, построение на её основе учения об окружающем мире.

* Урбанизация (от лат. urbanus – городской) – процесс роста числа, населённости и влияния городов на устройство общества, а также на превращение городского образа жизни в доминирующий тип.

* Номологические высказывания – это более или менее общие, универсальные высказывания, без которых нет науки.

* Герменевтика – теория и метод интерпретации осмысленных человеческих действий.

* Картографирование – метод социального исследования, означающий нанесение на карту данных о месте того или иного социального процесса и определение зон распространения интенсивного/слабого проявления изучаемых социальных явлений.

* Франкфуртская школа начала складываться с создания в 1923 году Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. После прихода нацистов к власти в 1933 году сотрудники института были вынуждены эмигрировать, и главные работы, определившие вклад школы в развитие социологии, были созданы в США.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
М. Фуко о дисциплинарном обществе | Виды Интернет маркетинга
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.