Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание гражданственности и патриотизма. Сущность и содержание нравственного воспитания личности




Сущность и содержание нравственного воспитания личности.

Дополнительная

Нормативные, руководящие и инструктивные документы

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Гл. 2 (§ 4–6), 3 (§ 8).

 

Буткевич В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодежи. Минск, 2007.

Козинец Л.А., Крикало Е.Ю. Теория и практика гражданского воспитания учащихся. Мозырь, 2006.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1979.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Там же.

Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., 1983.

Царик И.А., Торхова А.В., Клышевич Н.Ю. Нравственно-правовое воспитание подростков. Минск, 2000.

Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьни-ков. Гродно, 2001.

 

Мораль, наряду с правом, является средством регуляции человеческих отношений в различных сферах жизни и деятельности – в труде, в быту, в семье, в политике и т. д. Но право – это система норм, правил и требований, которые предъявляются к личности государством, а мораль – гражданским обществом. Правовые нормы имеют обязательный характер, их выполнение основано как на сознательности самой личности, так и на принуждении, а за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. В обществе созданы специальные органы, надзирающие за выполнением гражданами юридических норм и применяющие разные санкции к нарушителям.

Нормы же и правила морали такого обязательного характера не имеют, их выполнение базируется только на сознательности самой личности, а их нарушение осуждается только общественным мнением.

Пример. Если мы опоздали на работу, руководитель организации может объявить замечание в приказе, может лишить премии. Если же мы опоздаем на встречу с товарищем, он может только упрекнуть нас или другим образом высказать свое неодобрение.

Сенека в трактате «Наставление нравов» писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». И далее: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

И.Ф. Гербарт утверждал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».

Отсутствие внешнего принуждения в вопросах нравственности делает нравственное воспитание делом чрезвычайной важности. Нравственное воспитание молодежи является важнейшей задачей семьи, школы, общества.

Философская наука о морали называется этикой. Основные категории этики – добро и зло. Соблюдение моральных требований обычно ассоциируется с добром, а пренебрежение ими или их нарушение характеризуется как нравственное зло. Понимание того, что является добром, а что злом, побуждает личность вести себя в соответствии с нравственными требованиями.

Однако содержание морали задается исторически и может различаться в разных обществах. Нормы морали тоталитарного и демократического общества различны. Нравственная эволюция мирового сообщества происходила в направлении смягчения моральных норм, гуманизации морали.

Личность усваивает обычаи и традиции морали, культивируемые в обществе, и постепенно их соблюдение перерастает в нравственные привычки и навыки нравственного поведения.

Нравственность – это совокупность знаний, мотивов, навыков и привычек человека, связанных с соблюдением норм, правил и требований морали.

Но человека нельзя назвать нравственным, если он выполняет моральные предписания под страхом общественного мнения или стремясь показать свою «нравственность», желая добиться преимуществ в обществе (например, ради карьеры). Подобная внешняя «нравственность» называется лицемерием.

Трудно назвать нравственным и человека, который не делает чего-то из-за боязни дурных последствий.

Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология» пишет: «Не следует превращать нравственность во внутреннюю полицию духа… Не делать чего-нибудь из-за боязни дурных последствий так же безнравственно, как и делать… Нравственное в психологическом смысле всегда свободно». И далее: «Морально поступает тот, кто не замечает, что он поступает морально».

Спиноза говорил, что если человек избегает чего-нибудь на том основании, что оно дурно, то он поступает как раб. Свободный человек только тот, кто избегает того же самого потому, что нечто другое хорошо.

В процессе нравственного воспитания можно считать закрепленными те правила и. нормы поведения, которые прочно вошли в быт и нравы учащихся.

Джемсу принадлежат слова: «Постарайтесь же сделать своих учеников свободными людьми, приучите их действовать везде, где возможно, рассматривая вещи с точки зрения добра. Приучите их говорить всегда правду, но для этого не столько показывайте им дурные стороны лжи, сколько возбуждайте в них страстную любовь к честности и правдивости. Когда вам придется говорить с ними о вредном влиянии алкоголя, то не подчеркивайте так, как это делается в книгах, болезней желудка, почек и нервов, которым подвержен пьяница, не подчеркивайте и низкого положения, которое он занимает в обществе, а больше указывайте на то, какое счастье обладать здоровым организмом, который в течение всей жизни сохраняет благодаря свежей и здоровой крови юношескую гибкость, которому незнакомы возбуждающие наркотические средства, и в котором утреннее солнце, воздух и роса ежедневно вызывают достаточно сильный подъем духа».

Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной в силу внутреннего влечения к добру. Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Другими словами, как внутренний императив личности.

Суть нравственного воспитания состоит в переводе норм, правил и требований общественной морали в знания, взгляды, убеждения, идеалы, навыки и привычки поведения личности. Другими словами, в формировании нравственных качеств личности.

Нравственные качества личности – это выражение тех отношений, которые предписываются моралью общества к другим людям, труду, родине и т.д. К нравственным качествам личности относятся:

1) качества, выражающие отношение к родине: сознание гражданского долга, любовь и преданность родине, ненависть к ее врагам;

2) качества, выражающие отношение к другим странам и народам: интернационализм, доброжелательность ко всем странам и народам, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, культура межнациональных отношений;

3)качества, выражающие отношение к труду: трудолюбие, добросовестность, настойчивость, дисциплинированность;

4)качества, выражающие отношение к общественной, частной и личной собственности: честность, нестяжательство, бережливость, экономность;

4) качества,выражающие отношение к природе: забота о природе;

5) качества, выражающие отношение к другим людям: гуманность, коллективизм, демократизм, справедливость, благородство, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, забота, честность, правдивость, прямота, простота и скромность в общении, пунктуальность, чувство долга, ответственность, тактичность;

6)качества, выражающие отношение к самому себе: принципиальность, самокритичность, умеренность.

Каждое из указанных качеств должно быть сформировано во всей полноте трех компонентов: интеллектуально-чувственного, потребностно-мотивационного, деятельностно-волевого.

Важная роль в нравственном воспитании занимает и формирование моральных чувств: стыда, совести, раскаяния.

Формирование нравственных качеств, как и любых других качеств личности, возможно только в деятельности. Исходя из этого, педагог должен включить учащихся в следующие виды деятельности: общественную, трудовую, экологическую, в деятельность по сбережению материальных ценностей, в деятельность общения с другими людьми, в деятельность самопознания и самосовершенствования.

Наиболее распространенные формы нравственного воспитания в школе: чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, книг, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, устные журналы, изучение правил поведения учащихся, уроки этикета, диспуты, конференции (например, читательские).

Соответственно нравственное воспитание включает в себя такие направления воспитания, как: гражданское, политическое, патриотическое, интернациональное, трудовое, экологическое, экономическое, этическое (добавим также – религиозное) воспитание.

Подчеркивая значение взглядов, убеждений и идеалов в нравственном воспитании, иногда говорят об идейно-нравственном, идейно-политическом, идейно-патриотическом воспитании.

Рассмотрим некоторые из направлений нравственного воспитания школьников подробнее.

Сочинения на моральные темы.

 

Гражданское воспитание –это целенаправленный, педагогически организованный процесс приобщении детей и молодежи к истории и культуре данного общества в прошлом и в современности, имеющий целью формирование гражданственности.

Гражданственность –это интегративное качество личности, заключающееся в осознании человеком своего единства с белорусским обществом и государствам и формировании установки на совершенствование и развитие белорусского общества и государства, активной гражданской позиции.

Гражданственность включает:

– внутреннюю свободу и уважение к государственной власти;

– любовь к Родине, готовность к ее защите и, одновременно, стремление к миру;

– уважение государственных символов – Герба, Флага, Гимна;

– знание Конституции, гражданских прав и обязанностей;

– чувство собственного достоинства и дисциплинированность;

– готовность к активному участию в жизни общества, к борьбе с несправедливостью, эксплуатацией;

– сформированность потребности защищать интересы своего государства;

– гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей, родителей, общественных организаций (пионеры, БРСМ) по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.

По мнению А.С. Макаренко, главное условие формирования гражданственности – когда родители и учителя на глазах у детей живут полной, радостной, общественно-полезной жизнью (это основа подлинного родительского и педагогического авторитета).

Гражданственность – это осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству и обществу.

Гражданское воспитание включает:

— патриотическое;

— политическое;

— правовое.

Цель гражданского воспитания — подготовка детей и молодежи к ответственному участию в жизни страны. Суть — в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.

Гражданские качества личности:

— патриотизм;

— гражданская честь и гражданская совесть;

— обязательность;

— ответственность;

— трудолюбие;

— социальная активность;

— осознанная законопослушность;

— преданность интересам Родины и народа;

— уважение национальной культуры, ее традиций и обычаев.

Основные средства:

— социально-политические предметы;

— СМИ, общественные организации;

— музеи;

— традиции, этнографический материал;

— литература.

Система гражданских знаний.

Политическое воспитание и показатели политической культуры. Школа никогда не стояла вне политики. Она всегда была одним из тех средств, через которые правящие классы осуществляли свою политику. Педагогика как наука о воспитании всегда выражала политические взгляды и чаяния определенных общественных классов. Говоря сло­вами В.И. Ленина, школа вне политики – ложь и лицемерие.

Значение политического воспитания очень велико, тем более что в наше настоящее время зна­чительная часть молодежи проявляет равнодушие к воп­росам политики, остается индифферентной по отношению к событиям общественной жизни.

Политическое воспитание учащихся заключается в формировании политических взглядов, убеждений, ценностей, политической ориента­ции, политической направленности личности.

Школьник должен овладеть навыками правомерного политического поведения, эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, избирателя, налогоплательщика, члена органов местного самоуправления). Он должен знать и выполнять Конституцию Республики Беларусь, другие нормативные акты, владеть способами конструктивного разрешения конфликтных общественно-политических ситуаций, самостоятельно отбирать и критически осмысливать информацию из различных источников, аргументировано отстаивать свою политическую позицию.

Важно передать учащимся такие политические ценности, как: белорусская государственность, правовое государство, гражданское общество, состоящее из политически и юридически компетентных граждан, демократия, социальная справедливость, мирное сосуществование и др.

Политическое воспитание в школе осуществляется прежде всего в процессе изу­чения социально-гуманитарных дисциплин – истории, ЧОГ. Задача педагога – «разбудить» активность студентов, их интерес к полити­ческой жизни Беларуси и мира.

Важное значение для политического воспитания школьников имеет объективное научное освещение истории Беларуси и бывшего СССР, успе­хов и недостатков общественно-политического и народно­хозяйственного развития советского периода существова­ния нашего государства. Школьники должны знать правду о Великой Отечественной войне, об ужасах оккупации, о партизанском движе­нии, о народных героях и предателях Родины, о значе­нии нашей победы во Второй мировой войне. Но школьники должны знать правду и о кровавой братоубийственной гражданской войне, о культе личности Сталина, о массовых репрессиях власти против своего же народа, о периоде «застоя».

Политическое воспитание продолжается во внеклассной работе. Для этого можно использовать следующие формы работы:

а) политические информации, тематические и обзорно­го типа – хроника событий в Беларуси, в странах СНГ, в мире;

б) доклады о международном положении «Наша плане­та сегодня», «Беларусь сегодня» и т.д.;

в) дискуссии по особо актуальным вопросам или собы­тиям общественно-политической жизни;

г) информационные сообщения о политических парти­ях, молодежных и детских организациях, функциониру­ющих в стране;

д) общественный смотр политических знаний.

Важ­но приучить школьников к ежедневному чтению газет и просмотру политических телепередач.

Педагогические условия эффективной организации поли­тического воспитания учащихся:

а) разнообразие форм и методов при проведении поли­тических мероприятий;

б) активное участие школьников в подготовке и проведе­нии мероприятий: каждый должен много раз побыть в роли политинформатора, автора обзоров политической периодики и телепередач, организатора походов и т.д.;

в) учет возраста и уровня политической культуры учащихся;

г) методологическая подготовка педагога, высокий уровень его политической культуры. Политическая работа с учащимися требует от учителя высоко­го уровня пропагандистского мастерства, искренности и личной убежденности.

Политическая зрелость ученика проявляется в его умении активно противостоять общественной пассивности и аполитич­ности, в непосредственном участии в общественной жизни своего города или села, школы, комсомольской и пионерской организа­ций, в непримиримости к врагам дела мира и свободы народов.

Для осуществления задач идейно-политического воспитания в школах организуется деятельность лекториев, пропагандистских групп, политшкол. Учащиеся, прежде всего стар­шеклассники, выступают с лекциями и докладами на обществен­но-политические темы в школе и вне ее, проводят политические информации, диспуты, вечера вопросов и ответов, посвященные важнейшим проблемам общественно-поли­тической жизни страны и за рубежом.

Проводятся походы и экскурсии, оформляются стенды и альбомы, организуются встре­чи с ветеранами войны и труда.

Необходимо активно использовать в воспи­тательной работе общественно-политические чтения, тематиче­ские циклы лекций, устные журналы, вечера вопросов и отве­тов, организовывать агитбригады, кружки, клубы, школьные музеи, способствующие расширению политического кругозора учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.