Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции рынка




ВОПРОС3

ВОПРОС 2

Субъекты и объекты рынка

Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи.

Основных субъектов рыночного хо­зяйства принято подразделять на три группы:

· домашние хозяйства;

· бизнес (предприниматели);

· правительство.

Домашние хозяйства яв­ляются собственниками и поставщиками факторов производства в ры­ночной экономике. Полученные деньги от продажи услуг труда, капитала идут на удовлетворение личных потребностей, а не на наращи­вание прибыли. В рамках домашнего хозяйства потребляются конеч­ные продукты сферы материального производства и сферы услуг.

Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли), предполагающее вложение в дело соб­ственного или заемного капитала и являющееся поставщиком това­ров и услуг.

Правительство представлено главным образом различными бюд­жетными организациями, которые реализуют функции государ­ственного регулирования экономики. Кроме того, оно само пре­доставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности государства.

Объекты рыночных отношений — это все то, по поводу чего возни­кают отношения купли-продажи. Сюда относятся материальные и не­материальные блага и услуги, факторы производства — средства про­изводства, рабочая сила, капиталы (фонды), технические новшества и идеи.

Рынок: структура и виды

Рыночная система довольно сложное образование, которую довольно трудно структурировать. В соответствии с объектами рыночных отношений выделяют:

1. Товарный рынок, который включает в себя:

· потребительский рынок — рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры и образования, рынок жилья зданий, сооружений непродовольственного назначения;

· рынок средств производства — рынок производственных зданий и сооружений, орудий труда, рынок сырья и материалов, энергии, рынок полезных ископаемых;

· рынок информации и научно-технических разработок, который получает все большее значение в наше время. Включает в себя рынок инноваций, изобретений, рынок информационного продукта (сфера информационных услуг), рынок продуктов творческого труда (книги, кинофильмы), а также процесс взаимодействия малых фирм, инновационных банков, лизинговых контор, НИИ и др.

2. Финансовый рынок, который включает в себя:

· рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажу инвестиций. Инвестиции — вложения капитала в производственные факторы или в непроизводственную сферу, которые способствуют общему росту экономики;

· рынок кредитов. Если предприятию для приобретения ресурсов не хватает собственных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов;

· рынок ценных бумаг. Ценные бумаги —это кредитно-долговые обязательства продавца бумаг перед покупателем. Они представлены в виде акций, облигаций, векселей, опционов и др.;

· валютно-денежный рынок —система отношений по купле-продаже иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах.

3. Рынок труда — общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, т. е. покупается и продается в соответствии с действующим законодательством.

В пространственном разрезе выделяются:

· местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны;

· национальный рынок, охватывающий всю национальную территорию;

· региональный по группе стран;

· всемирный, мировой рынок, включающий все страны мира.

В соответствии с действующим законодательством различают

· ле­гальный, или официальный рынок;

· нелегальный, теневой рынок.

По степени насыщенности выделяют

· равновесный рынок, в кото­ром спрос и предложение примерно совпадают;

· дефицитный рынок, где спрос превышает предложение;

· избыточный рынок, когда пред­ложение превышает спрос.

Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации эко­номических целей общества.

Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяй­ственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном peгy­лировании большое значение имеет соотношение спроса и предложе­ния, влияющее на цены. Рост цены является сигналом к расширению производства, ее падение — сигналом к сокращению. Рынок подсказы­вает производителям, что им производить, от производства каких това­ров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее цен­ную информацию дает рынок и потребителям, на основе которой они постоянно выбирают способ удовлетворения своих многочисленных потребностей. Благодаря рынку продавцы и покупатели осуществляют экономический выбор способа удовлетворения своих потребностей.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посредством цен он стимулирует освоение достижений научно-технического прогрес­са, снижение затрат, повышение качества товаров и услуг и расшире­ние их ассортимента.

Следующей функцией рынка является информационная. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объек­тивную информацию об общественно необходимом количестве, ассор­тименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на ры­нок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно све­рять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Посредническая функция рынка состоит в том, что экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.

Рынок выполняет санирующую функцию, очищающую общес­твенное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, поощряя развитие эффективных, предпри­имчивых, перспективных фирм.

Эффективное сведение всех элементов производительных сил общества в единую систему — следующая функция рынка, которая проявляется через куплю-продажу всех элементов производительных сил (рабочей силы, средств производства и предметов труда).

В литературе выделяют и такие функции рынка, как активизация экономических интересов, стимулирование эффективности эконо­мической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективной кооперации труда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.